Библиографическое описание:

Матусевич А. М. Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 827-829.



Ключевые слова: медицинская модель, образовательная модель, концепция профилактики, первичная профилактика, вторичная профилактика, третичная профилактика, социальные навыки, альтернативная деятельность, коммуникативная модель

Традиционно еще до недавнего времени вопросами противодействия наркомании в основном занимались сотрудники правоохранительных органов и медицинских учреждений. Оказание медицинской помощи больным наркоманией и реабилитация наркозависимых — деятельность, направленная на лиц, уже вовлеченных в проблему наркопотребления, требующая огромных усилий и материальных затрат при достаточной низкой эффективности.

В этой связи на сегодняшний день относительно новым и наиболее эффективным и перспективным направлением антинаркотической деятельности является предупреждение даже единичной пробы наркотика.

В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний и т. д.).

Данное определение предусматривает наличие трех основных целей профилактической работы, на основании которых Всемирной Организацией Здравоохранения была принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика — это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением дезадаптивных, уже сформированных, нарушенных форм поведения. Она направлена на долгосрочную общегосударственную политику, нацеленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

Вторичная профилактика — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений у лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), но еще с несформированной болезнью.

Третичная профилактика — это система действий, направленная на уменьшение риска возобновления употребления ПАВ и активизацию личностных ресурсов. Лечение и профилактика рецидивов, сохранение ремиссии на длительный срок — основная задача третичной профилактики.

В международной практике выделяют следующие модели профилактики:

Образовательная модель. Она направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о негативных последствиях употребления ПАВ и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Медицинская модель ориентирована на последствия употребления ПАВ и предусматривает в основном информационную поддержку о негативных последствиях приема ПАВ на физическое и психическое здоровье индивидуума.

Психосоциальная модель рассматривает разрешение конфликтных ситуаций в жизни подростков и молодежи, умение сделать правильный выбор, противостоять групповому давлению.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что более эффективными программами являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, формирование превентивных копинг-стратегий. Уместно в этих программах использовать проведение социально-психологических тренингов.

На основе анализа опубликованных работ нами разработана классификация профилактических подходов, которая может быть использована для практического применения в условиях школьной среды.

Модель укрепления здоровья, главным и ключевым моментом в которой является формирование, укрепление и сохранения здоровья. Для того, чтобы достичь состояния полного физического, умственного и социального благополучия, человек или группа должны установить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности (согласно пирамиде Маслоу) и сформировать позитивное отношение с окружающей средой (ВОЗ). Работа по этой модели подходит лицам, у которых сформирована способность заботиться о своем здоровье.

Модель обучения жизненным навыкам — это неспецифическая для профилактики стратегия, которая использует теоретические методы и практические упражнения, такие как: мозговой штурм, ролевая игра и т. п. Проведение тренинговых занятий с детьми и подростками по рассмотрению их основных проблем и нахождению выхода из проблемной ситуации. Эффективным является обучение навыкам по самоутверждению, принятию решения, развитию личностных ресурсов. Цель этой программы — повысить у подростков и молодежи устойчивость к различным социальным влияниям, в том числе и употреблению ПАВ.

Общественное воздействие (влияние общества). В основе обучения лежит теория социального научения. Данная модель профилактики исходит из того, что отрицательному отношению к употреблению наркотиков и защитной реакции можно научить и научиться.

Модель рискованного поведения. Проблемное, рискованное поведение, включающее употребление ПАВ, объясняется динамичным взаимодействием поведенческих факторов и факторов окружающей среды. Центр внимания в этой модели — процессы вовлечения в жизнь социума и понятие адекватности поведения.

Информационно-коммуникативная модель. Она основана на информационной поддержке потребителя этой информации. Знание практической информации об отрицательных воздействиях и опасностях употребления ПАВ удержало бы от употребления, создав отрицательное отношение к ним.

Модель альтернативной деятельности. Это программы специфической активности, которые формируют выделение большого количества адреналина и способствуют уменьшению распространения употребления ПАВ. Существует четыре варианта программ альтернативной деятельности:

  1. Специфическая позитивная деятельность (туризм, путешествия с препятствиями, например, веревочный лабиринт или скалолазание и т. п.), которая вызывает сильные эмоции и переживания.
  2. Сочетание специфической активности с творческой деятельностью (хобби).
  3. Поощрение участия во всех видах позитивной активности.
  4. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о выборе своей жизненной позиции (занятия фитнесом, бодибилдингом, спортивными танцами).

Поведенческая модель. Эта программа представляет собой вариант комбинаций профилактических компонентов, использующихся при реализации таких подходов, как информационный, образовательный, альтернативный, обучения жизненным навыкам и ряд других. Это многокомпонентная программа, которая позволяет получить объединенный эффект комбинацией разнонаправленных профилактических стратегий.

Таким образом, каждая профилактическая модель имеет свои особенности и своих потребителей превентивных стратегий. Многокомпонентные программы, которые включают в себя различные модели и подходы, на наш взгляд, более эффективны и востребованы специалистами, занимающимися профилактикой.

Литература:

  1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно-деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография — СПб.: «Издательство РГПУ им. А. И. Герцена», 2013.
  2. Матусевич М. С., Ткачук А. В., Сыромятникова Л. И. Оценка функциональных резервов организма специалистов опасных профессий. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». — Москва. — 2014. — № 8.
  3. Матусевич М. С. Активные формы работы с подростками и молодёжью по профилактике аддиктивного поведения: Методические рекомендации по организации профилактической работы с подростками и молодёжью. -СПб.: Издательское агентство «ВиТ принт», 2006. -112 с.
  4. Матусевич М. С., Сыромятникова Л. И. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». — Москва. — 2014. — № 10.
  5. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.
  6. Матусевич М. С., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  7. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
  8. Матусевич М. С., Ткачук В, А. «Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте»// Журнал «Молодой ученый» (№ 3 (62), март 2014 г.
  9. Матусевич М. С., Сыромятникова Л. И., О преподавании медико-валеологических дисциплин будущим учителям основ безопасности жизнедеятельности. Журнал «Безопасность жизнедеятельности». — Москва. — 2014. — № 11.
  10. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
  11. Хвеженко С. П., Матусевич М. С. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009.№ 1.С.222–226.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle