Библиографическое описание:

Скипина А. Г., Ульянова И. А. Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 113-116.



В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.

Ключевые слова: развитие, коммуникация, оптимизация, проект,электронные образовательные ресурсы,мнемотехника

В условиях модернизации российского образования в регионах определяется актуальность совершенствования форм, методов и средств логопедического сопровождения дошкольников. Оптимизация логопедического сопровождения взаимосвязана с процессом профессионального развития учителя-логопеда, которое реализуется, в том числе, и посредствам участия в методических объединениях. Которые, на наш взгляд, близки к «продуктивному образованию» в США, т. к. имеют схожую систему принципов работы:

– учёба ориентирована на реальную практику, привязана к решению практических задач;

– учебные курсы построены как обучающая работа;

– форма учёбы (как у нас в данном случае) — проекты, часть которых — совместные исследования.

Проектирование, по мнению О. С. Газмана, — комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни [1].

Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).

Для решения одной из актуальных задач специальной педагогики — повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей, мы обратились к технологии проектирования.

Вопросы проектирования в педагогической деятельности рассматриваются в настоящее время, как правило, в контексте прогрессивных моделей организации учебного процесса. Ценность метода проектов в педагогической практике видится в возможности освоения обучающимися способа самостоятельного познания, в расширении и обогащении индивидуального опыта [4].

Нами была обозначена тема проекта: «Инновационная деятельность учителя-логопеда в современных условиях». Одна из задач, решаемых в процессе реализации нашего проекта — освоение технологии проектирования эмпирическим путём.

Основа любого проекта — мыслительная деятельность. Одним из главных компонентов в нём оказывается генерация, проработка, комбинирование проектных идей [5]. Результат проектирования — образ нового объекта, т. е. совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей.

Мы обозначили компоненты и предложили коллегам:

  1. выделить проблему
  2. сформулировать гипотезу
  3. определить цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.

Рис. 1. Рабочие материалы презентации

Все полученные результаты параллельно с деятельностью рабочих групп фиксировались, обрабатывались и оформлялись в виде презентации.

Таким образом, мы подошли к этапу решения исследовательской проблемы. Здесь происходит систематизация материала, намечаются пути внедрения в практику. Построение модели, определение направления стала первой ступенькой реализации этого этапа.

Были выбраны 2 блока, по которым и продолжалась работа:

I блок: Использование электронных образовательных ресурсов;

II блок: Использование приёмов мнемотехники в логопедической практике

Рис. 2. Рабочие материалы презентации

Рассмотрим подробнее каждый из них.

I блок. Использование электронных образовательных ресурсов.

Это направление было выбрано не случайно. В настоящее время современные технические устройства, использующие в работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а так же общему развитию детей. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания. Таким образом, у них начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира — это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы.

Формирование и развитие у детей знаковой системы сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес: «…компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнёром по общению» [12; с. 15]. В этом случае применение компьютерных технологий становится особо целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

II блок. Использование приёмов мнемотехники влогопедической практике.

Пропедевтическая значимость современной коррекции нарушений речи вызывает необходимость поиска путей совершенствования логопедической работы. Наряду с общепринятыми приёмами и методами логопедического сопровождения дошкольников вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных технологий, которые опережают развитие ребёнка, однако не превышают его возможностей. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения является использование приёмов мнемотехники.

Использование приёмов мнемотехники на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Это особенно актуально для дошкольников с речевыми нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального [7].

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания детям предлагаются не изображения предметов, а модели, символы, схемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Причины того, что опора позволяет лучше запомнить предлагаемый материал, в следующем:

а) заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;

б) привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка к запоминанию;

в) выбор нужного вида опоры помогает найти личностно ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

Безусловно, есть много различных приемов логопедического воздействия. Одним из действенных приёмов, по нашему мнению, является использование приёмов мнемотехники.

Рабочими группами были определены сферы, в которые можно внедрить предложенные технологии.

Рис. 3. Рабочая группа учителей-логопедов и дефектологов

Все данные объединились в мультимедийный продукт, который был представлен аудитории. После чего слушателям было предложено предъявить рост своей компетенции по данному вопросу по средствам анкетирования.

Коллеги отметили возможность использования технологии проектирования в коррекционно-развивающих целях, оценили:

  1. возможность реализации принципа оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью обучающегося,
  2. возможность повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционного занятия,
  3. роль коллективных переживаний для создания микроклимата в группе.

Таким образом, можно говорить об эффективности заявленной формы организации методического объединения учителей-логопедов. Проектирование как специфический творческий процесс способствует интеллектуальному, творческому саморазвитию.

Литература:

  1. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — М., 1989
  2. Господинова, М.К., Полянина, Н. Б. Проектная деятельность в начальной школе: — Волгоград: Учитель, 2009
  3. Граб Л. М. Обучение творческому рассказыванию детей 5–7лет Учитель, 2010
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в детском саду. Волгоград, 2005
  5. Краля Н. А.. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
  6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.
  7. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969. — С. 214.
  8. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2004.
  9. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.
  10. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2009
  11. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.
  12. Розова Ю. Е., Коробченко Т. В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Сборник материалов научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 2011
  13. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении рассказов. // Дошкольное воспитание № 10, 1990

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle