Библиографическое описание:

Каюгина С. М. Эффективность государственной поддержки молочного животноводства юга Тюменской области // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1274-1277.



В статье рассматриваются направления государственной поддержки молочного животноводства юга Тюменской области и их влияние на показатели развития отрасли.

Ключевые слова: молочное животноводство, эффективность, Тюменская область, господдержка, отраслевая государственная программа, национальный проект

Молочное животноводство — приоритетная отрасль не только на юге Тюменской области, но и во всей России. Ей уделяется большое внимание в виде государственной поддержки. Тем не менее, постоянно остаются вопросы, а насколько эффективно вкладывать бюджетный рубль в корову, в молоко, в конечном итоге — в село [2].

Проводимые в стране в начале 90-хх годов экономические реформы, в том числе аграрная, имели негативные последствия для сельского хозяйства, в частности для молочного животноводства. С 1990 по 2000 годы сократилось поголовье коров на юге Тюменской области на 124,7 тыс. голов (более чем на 40 %), валовое производство молока упало на 266,7 тыс. тонн. В начале 2000-хх годов отрицательная тенденция продолжилась. По всем категориям хозяйств с 2000 по 2005 годы происходило уменьшение поголовья коров (в среднем на 12,5 тыс. гол в год). За этот период объемы производства молока снизились на 32 тыс. тонн (см. рис.1) [5]. Основной причиной сокращения поголовья КРС, и в том числе коров, можно назвать диспаритет цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. В качестве приоритетных направлений глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.

Национальный проект в сфере сельского хозяйства был направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

В декабре 2005 года Правительством Тюменской области утверждена отраслевая программа по реализации национального проекта в АПК и сетевой график проведения организационных и финансовых мероприятий. С 2007 года мероприятия отраслевой программы стали составляющей частью областной целевой программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области» на 2006–2008 годы, а с 2008 года срок реализации целевой программы продлён до 2012 года. Правительством Тюменской области был принят ряд нормативных актов о государственной поддержке сельскохозяйственного производства. Значительные по объёму ассигнования областного бюджета были консолидированы для реализации основных программных мероприятий, связанных с модернизацией и технологическим переоснащением самой трудозатратной отрасли — молочного животноводства.

Из областного бюджета частично компенсируются затраты, связанные со строительством и реконструкцией животноводческих объектов, приобретением технологического оборудования и племенных животных. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители получили возможность на льготных условиях (с частичным субсидированием процентной ставки) привлекать инвестиционные кредитные ресурсы банков. Выплачиваются субсидии за объем произведенного и реализованного на переработку молока.

Рис. 1. Динамика показателей отрасли молочного скотоводства юга Тюменской области (по всем категориям хозяйств)

В ходе реализации национального проекта «Развитие АПК», а также региональных и федеральных целевых программ с 2006 года на юге Тюменской области введено в эксплуатацию 18 современных молочных комплексов на 19,3 тыс. скотомест, в которых используется оборудование нового поколения, автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Наряду с крупными объектами построены современные мини-фермы на 25 и более голов в личных подсобных хозяйствах граждан, введены в эксплуатацию 48 ферм с поголовьем 1300 голов. Наращивается генетический потенциал в молочном животноводстве. Вновь вводимые мощности на комплексах укомплектовываются скотом зарубежной селекции. За анализируемый период хозяйствами области приобретено 37,1 тысяч голов зарубежного высокопродуктивного племенного скота молочных пород [3]. Предпринятые меры позволили приостановить процесс дестабилизации отрасли, наметилась тенденция оживления (см. рис.1). К 2014 году средняя продуктивность коров выросла в два раза по отношению к дореформенному периоду (1990 год), а к уровню 2005 года прирост продуктивности составил 26 %. Это позволило увеличить объем производства молока на 65 тыс. тонн в 2014 году к уровню 2005 года [5].

К сожалению, за последние пять лет экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность молочного бизнеса снизилась. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области в 2014 году упали объемы производства молока во всех категориях хозяйств к уровню 2010 года на 39 тыс. тонн, этому способствовало сокращение поголовья коров. Юг Тюменской области обеспечивает себя молочными продуктами, однако производство молока на душу населения сократилось на 52 кг в 2014 году к 2010 году [6].

Есть несколько факторов, которые затрудняют развитие молочного животноводства, к ним относятся рост расходов на производство, нехватка квалифицированных кадров. Кроме того, в течение последних пяти лет с учетом инфляции закупочная цена на молоко практически не менялась. Немаловажным фактором можно отметить и то, что существует дискриминация по закупочным ценам для мелких и средних производителей молока, которым молочные заводы платят на 10–15 % меньше, чем крупным производителям молока-сырья. Все это приводит к тому, что без дотаций молочный бизнес в регионе становится низкорентабельным, а в отдельных хозяйствах даже убыточным (см. таблицу 1). Такая ситуация может привести к резкому снижению поголовья скота и числа хозяйств, которые занимаются молочным животноводством. Очевидно, что без дальнейшего продолжения государственной поддержки рывка в развитии молочного животноводства сделать не удастся. А проблема сохранения и повышения эффективности отрасли имеет большое социальное значение. Нет фермы — нет деревни. Субсидии на производство молока, поддержка молочного животноводства — это вопрос наличия или отсутствия людей на сельских территориях [2].

Таблица 1

Экономическая эффективность производства молока вс.-х. организациях юга Тюменской области *

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2014г. в% к 2010г.

Поголовье коров, гол

52288

52425

51823

49512

46568

89

Производство молока, ц

2733367

2774774

2707442

2600243

2571642

94

Продуктивность, кг

5227,5

5292,8

5224,4

5251,7

5522,3

106

Себестоимость 1 ц молока, руб.

1093,8

1222,6

1313,1

1539,8

1687,9

в 1,5 раза

Цена реализации 1 ц молока, руб.

1192,3

1427,8

1463,2

1610,2

1957,9

в 1,6 раз

Рентабельность (без учета субсидий из бюджета), %

9,0

16,8

11,4

4,6

16,0

в 1,8 раз

Рентабельность (с учетом субсидий из бюджета), %

59,5

48,9

37,7

28,3

38,7

-20,8

* Рассчитано автором по сводной годовой отчетности с.-х. предприятий юга Тюменской области

В настоящее время на юге Тюменской области поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках Государственной программы Тюменской области, которая сформирована в соответствии с «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» [1]. По-прежнему в качестве приоритетного направления господдержки остается животноводство. С 2016 по 2018 годы на его развитие планируется направить 4 млрд. рублей. Из них 1 млрд. 350 млн. выделят в 2016 году. Сохранятся существующие виды субсидирования, преимущественно субсидии на молоко. С целью комплектования животноводческих комплексов, построенных при государственной поддержке, 227 млн. рублей планируется направить на субсидирование расходов по приобретению племенных животных. Учитывая, что себестоимость молока не позволяет эффективно вести реконструкцию существующих ферм, а без современного оборудования получить качественное молоко сложно, поэтому на техническое перевооружение животноводства и развитие материальной базы планируется направить 736 млн. рублей, из них в 2016–245 млн. рублей [7].

Таким образом, государственная поддержка молочного животноводства в Тюменской области стабильна, предсказуема и существенна по объемам, что позволяет отрасли успешно функционировать, обеспечивая тем самым устойчивое развитие сельских территорий.

Литература:

  1. Государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs/program.htm?id=1152@egTargetGrant
  2. Бетляев Р. О. Эффективность государственной поддержки молочного скотоводства // Журнал «Нивы Зауралья», 2014. — № 2 (113).
  3. Информация о реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/apk/members.htm
  4. Каюгина С. М. Молочное скотоводство юга тюменской области: экономическая эффективность и тенденции развития // Молодой ученый, 2015. — № 24 (104). — С. 455–457.
  5. Статистический ежегодник: Стат. сб. Тюменская область (Т. II) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т., 2015. — 316 с.: ил.
  6. Животноводство в Тюменской области (2010–2014): Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Т., 2015. — 300 с.
  7. Тюменский агропром получит серьезную бюджетную поддержку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vsluh.ru/news/politics/299765

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle