Библиографическое описание:

Ефимова Е. Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 858-863.



Каждому человеку соответствует определенный род деятельности, который делает его полезным для общества и одновременно приносит ему счастье...

Морис Баррес (1862–1923) — французский писатель

В современных социально-экономических условиях формирование личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способного выдержать конкуренцию на рынке труда, имеет немаловажное значение.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Найти свой путь — это значит занять в обществе такое положение, которое позволяет максимально раскрыть способности и возможности личности, гармонически сочетая индивидуальные потребности и интересы с общественными [1].

Актуальность темы профессионального определения студентов и приводятся результаты двух мониторингов студентов первых и третьих курсов, проведенных с интервалом в два года в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум», результаты которых показывают, что профессиональное становление студентов во многом зависит от эффективной работы образовательного учреждения по профориентации.

По данным опроса студентов первых курсов Техникума на вопрос «Что вы знаете о выбранной профессии?" не имели четкого представления о выбранной профессии 83 % анкетируемых, кроме этого, мониторинг показал, что профессиональные планы достаточно конкретно были определены только у 5 % обучающихся первых курсов.

Поэтому актуальным является проведение системной, комплексной работы по профессиональной ориентации обучающихся на протяжении всего учебного процесса.

Одним из важных направлений работы образовательного учреждения по профессиональной ориентации является профессиональное просвещение.

Под профессиональным просвещением понимается сообщение обучающимся определенной информации о выбранных профессиях и современных производствах, о формах и способах получения профессии или специальности, об условиях труда и перспективах профессионального роста. Профессиональное просвещение ставит своей целью способствовать повышению уровня осознанности и обоснованности профессионального самоопределения обучающихся [2].

В целях обеспечения качественного выполнения комплекса профориентационных мероприятий активно развивается партнерство с предприятиями города. В широком смысле «партнерство» означает разнообразные формы сотрудничества ГБПОУ «СПЭТ» с субъектами рынка труда, а именно:

 социальное партнерство в рамках организации производственного обучения;

 организация ярмарок вакансий;

 участие работодателей в разработке рабочей программы производственной практики;

 проведение практических занятий на базе организации;

 проведение совместных обучающих семинаров представителями организации;

 проведение профориентационных экскурсий.

Цель профориентационных мероприятий: организация работы по профессиональному становлению выпускников техникума.

Задачи:

 повышение уровня профессиональной ориентации выпускников, их конкурентоспособности, мобильности и информированности о состоянии рынка труда;

 осуществление обучения студентов по дополнительной рабочей профессии (должности служащего), которые позволят им расширить профессиональные возможности, и повысить их конкурентоспособность на рынке труда;

 содействие трудоустройству выпускников;

 обеспечение и предоставление информации и аналитических отчетов по проблемам профессиональной ориентации, трудоустройства и профессионального становления выпускников, а также их адаптации к рынку труда.

 сотрудничество с организациями и предприятиями Сахалинской области в рамках профессионального становления выпускников техникума.

Сотрудничество должно приносить взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую, реализуемую программу. В этом ракурсе целью образовательного учреждения является формирование у обучающихся представлений о структуре современного производства, содержании труда профессионалов в различных отраслях. Цели предприятий сводятся к информированию обучающихся о преимуществах работы, о выбранной профессии, то есть формированию позитивного образа своего предприятия.

Самая эффективная из видов профессионального просвещения — это профориентационная экскурсия. Она дает возможность в сравнительно короткие сроки с помощью непосредственного наблюдения, ознакомиться обучающимся с выбранной профессией.

Рис. 1. Профориентационная экскурсия студентов второго курса по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» в Министерство здравоохранения Сахалинской области по теме: «Организация рабочего места секретаря. Планирование рабочего времени», 2015 г.

Профориентационная экскурсияэто возможность познакомить обучающихся образовательных учреждений с выбранной профессией, получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей [3].

Во время экскурсии на предприятия, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей выбранной профессии в рабочей обстановке, в процессе деятельности.

Организация профориентационных экскурсий — это возможность обучающимся профессиональных образовательных учреждений получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей. Основной целью профориентационных экскурсий является формирование у студентов представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных областях.

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных в жизни каждого человека, в его профессиональном становлении, является вопрос о выборе и овладении профессией.

Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во-вторых, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества, в третьих, эта форма профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения, формирующая у обучающихся положительное отношение к выбранной профессии.

20150219_141551.jpg

Рис. 2. Профориентационная экскурсия в Южно-Сахалинский городской суд студентов третьего курса специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», 2015 г.

При подготовке мероприятия, необходимо заранее спланировать деятельность его участников. Составление краткого плана позволит рационально распределить эту деятельность, выстроить все элементы мероприятия в соответствии с внутренней логикой, сориентироваться по времени.

В плане мероприятия целесообразно отразить следующие элементы: тема; краткая характеристика обучающихся (количество, возраст); цель и задачи; структура с указанием последовательности этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание материала; формы, методы и приемы работы; раздаточный материал или оборудование; вид рефлексии (оценка мероприятия).

В кратком плане должны быть отражены и все организационные моменты, и все виды деятельности участников. Это делается для того, чтобы сценарий был «воспроизводимым», ведь он может понадобиться и для следующего потока обучающихся.

Краткий план занятия является основой для описания хода мероприятия. На этом этапе подробным образом описывается, кто что будет делать и говорить, чтобы в течении мероприятия не тратить время на формулирование своих мыслей и подбор логических переходов между тематическими блоками.

http://spet.pro/uploads/posts/2016-01/1453162174_img_0575.jpg

Рис. 3. Профориентационная экскурсия студентов второго курса по специальности «Право и организация социального обеспечения» в Сахалинский областной суд, 2016 г.

Цель и задачи профориентационной экскурсии определяются целью и задачами работы по профессиональной ориентации. Условно можно выделить две стратегии целеполагания: 1. сокращенная — для всего мероприятия ставится одна общая цель и несколько задач; 2. полная — для всего мероприятия ставится три цели (одна учебная, одна развивающая и одна воспитательная) и несколько задач под каждую цель. В любом случае цель должна быть сформулирована в соответствии с основными правилами постановки цели: 1. Позитивность — должны использоваться только положительные формулировки. Для сравнения: Научить не путать понятия «профессия», «специальность», «должность» 2. Конкретность — чем подробнее сформулирована цель, тем вероятнее, что будет достигнута именно та цель, которая была изначально поставлена [3].

Успешность профориентационного мероприятия во многом зависит от того, какие раздаточные материалы или оборудование будут использованы. Грамотное применение средств визуальной поддержки способствует увеличению степени сохранения полученной информации обучающимися вплоть до 95 %.

Проведенное профориентационное мероприятие необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т. е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия — приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.

Основными результатами профориентационной экскурсии являются: повышение мотивации и информированности о выбранной профессии.

Доля слабоинформированных о профессии студентов за два года несколько увеличилась, о чем свидетельствует данные опроса за 2014 и 2016 г.г.

Рис. 4. Степень представления студентами 1 курса выбранной профессии

Рис. 5. Степень представления студентами 3 курса о выбранной профессии

Приведенные факты доказывают эффективность проведения профориентационных экскурсий во время обучения, в том числе и на старших курсах.

Таким образом, профориентационные экскурсии являются важнейшей составляющей профориентационной работы и учебного процесса, они способствуют развитию связи теории и практики, просвещению обучающихся на профессиональном уровне.

Литература:

  1. Статья // «Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения подростков» // Методист. -2009 — № 3 — с. 53–55;
  2. Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Учебное пособие // «Профориентация» // Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Издательский центр «Академия», М. — 2013 — с 11;
  3. И. А. Балашова // Справочник руководителя образовательного учреждения // «Профориентационная деятельность образовательных учреждений» // И. А. Балашова — 2008 — № 2 — с. 48–65.
  4. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Высшая школа, 1982.
  5. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: «Владос-Пресс», 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle