Библиографическое описание:

Зуева Е. С., Дударева А. Б. Зарубежный опыт управления финансовыми результатами деятельности организации // Молодой ученый. — 2016. — №12.5. — С. 27-29.



Каждая компания разрабатывает и использует собственную систему показа­телей, которая в наибольшей степени соответствует ее профилю деятельности и целям функционирования. Тем не менее, большинство из этих систем опираются на определенную базовую модель. Одна из первых моделей взаимосвязи отдель­ных показателей, которая впоследствии стала базовой, была разработана в 30-е годы специалистами концерна Du Pont и получила название «модель» Du Pont (Рис.1.).

ROE

Рис.1. «Модель» Du Pont.

Система показателей Du Pont в первую очередь исследует способность ком­пании эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обо­роты. Расщепление ключевых показателей на факторы (множители) и их состав­ляющие позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин изменения того или иного показателя, выявить темпы экономического роста компании. Система показателей Du Pont является хорошим инструментом, позволяющим не только оценить отдельные показатели, но и согласовать цели управления через задание требований к отдельным показателям, а также оценить результаты реализации плановых мероприятий.

Использование системы Du Pont позволяет осуществить принцип планиро­вания «сверху - вниз», т.е. топ-менеджмент формирует плановые задания для всех подразделений, исходя из выработанных стратегических целей. «Низы» дол­жны либо согласиться с поставленным заданием, либо обосновать невозможность его выполнения и дать свои предложения. Предлагаемый подход дает воз­можность более глубоко проанализировать влияние элементарных факторов (зат­раты на комплектующие и расходные материалы, заработную плату и т.д.) на промежуточные интегральные показатели (рентабельность, ликвидность, обора­чиваемость и т.д.).

Рассмотренный подход к планированию принципиально отличается от при­нятого на большинстве предприятий России: «снизу - вверх, сверху - вниз». Как правило, при таком подходе осуществляется принцип планирования от до­стигнутого.

Метод Du Pont основан на анализе соотношений, образующих рентабель­ность собственного капитала ROE (Return Оn Equity), которая расщепляется на рентабельность оборота, оборачиваемость активов и финансовый рычаг (показа­тель, характеризующий финансовую структуру капитала), причем каждый из факторов сам является содержательным экономическим показателем. Этот же подход применим и к анализу других ключевых показателей финансово-эконо­мического состояния компании.

Рентабельность продаж ROS (Return Оn Sales) представляет собой способ­ность генерировать прибыль от продаж. Средний уровень рентабельности продаж в разных отраслях разный, поэтому не существует какого-либо единого заданно­го уровня требований для данного показателя. Этот показатель является хорошим ориентиром для сравнения состояния предприятий в отрасли. В приведенной схеме используется чистая прибыль, хотя можно использовать любые перечис­ленные показатели прибыли. Это ключевой управ­ленческий показатель, который позволяет оценить способность каждого элемен­та данной блок-схемы (рис. 1) влиять на рентабельность продаж. Можно выделить роль маркетинговых служб, подразделений управления производством и т.д.

Оборачиваемость активов характеризует количество продаж, которое может быть сгенерировано данным количеством активов. Этот коэффициент показывает, насколько эффективно используются активы, т.е. сколько раз в году они оборачиваются.

При использовании финансовых показателей с ориентацией на прибыль следует помнить, что существуют различные виды показателя «прибыль» (маржи­нальная прибыль, прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, прибыль до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), неопределенность применения которых может быть устранена при реализации выбранной компани­ей финансовой стратегии с учетом выдвинутых целей.

В качестве меры степени достижения цели максимизации прибыли в финан­совом менеджменте наиболее часто используют следующие показатели прибыли: EBIТ, EBIТDA, NOPAT (NOPLAT).

1. EBIТ (Earning before interest and taxes) - прибыль до вычета налогов процентов по заемным средствам, рассчитываемая как:

EBIT = Выручка - себестоимость, включая амортизацию ­- коммерческие и управленческие расходы.

2. EBIТDA (Earning before intaest and taxes, deprecation and amortization) прибыль до вычета налогов, процентов и неденежных расходов, определяемая как:

EBITDA = Выручка - себестоимость - коммерческие и управленческие расходы + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов - расходы будущих периодов

или

EBITDA = EBIT + амортизация + прочие неденежные расходы + доходы будущих периодов - расходы будущих периодов.

3. NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net Operating Ргоfit Less Аdjustеd Taxes) - чистая операционная прибыль за вычетом скорректиро­ванных налогов, но до выплаты процентов, вычисляемая как:

NOPAT (NOPLAT) = Выручка - Себестоимость, включая амортизацию - Коммерческие и управленческие расходы - Налог на прибыль

или

NOPAT (NOPLAT) = ЕВIТ - Налог на прибыль.

К преимуществам данных показателей следует отнести наглядность и относи­тельную простоту формирования финансового результата деятельности компании. Так, например, EBITDA, являясь наиболее общим показателем прибыли, характеризует результат до оценки операционной, инвестиционной и финансовой сфер деятельности. Последовательное вычитание из этого показателя величины амор­тизации, неденежных расходов и налога на прибыль позволяет сформировать и оценить результат деятельности компании отдельно по ее основным функцио­нальным сферам.

Вместе с тем использование показателей прибыли в качестве критерия мак­симизации прибыли имеет и ряд недостатков:

- показатели прибыли не учитывают «качество», доходов, а также неопре­деленность и риск, связанные с их получением;

- использование показателя прибыли не является лучшим с точки зрения оценки эффективности управления. Например, при определении прибы­ли доходы и затраты на капитал вычисляются и принимаются во внима­ние, но они не связаны жестко в рамках единого критерия;

- величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволя­ет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал компании за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности не находят полно­го отражения все экономические затраты на привлечение долгосрочных ресурсов. В отчетности непосредственно не находит отражения и тот факт, что использование долгосрочных ресурсов с экономической точки зрения обходится дороже, чем арифметическая сумма выплаченных про­центов и дивидендов. В первую очередь это касается стоимости исполь­зования акционерного капитала, которая не ограничивается размером уплаченных дивидендов. Например, для привлечения капитала компания должна обеспечить доходность вложений, сопоставимую с той, которую инвестор мог бы получить по аналогичным вложениям с аналогичными рисками. Отмеченная минимальная доходность на вложенный капитал может рассматриваться как стоимость его привлечения;

- показатели прибыли не могут быть использованы и в том случае, если альтернативные варианты при инвестиционном анализе различаются величиной прогнозируемых доходов и временем их поступления;

- в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран возможно­сти использования различных подходов к определению величины дохо­дов и расходов, рассчитанные показатели прибыли могут быть несопо­ставимы.

В ряде случаев для оценки степени влияния выручки на прибыль в динами­ке используется показатель DOL (Degree оf operational leverage, Operating leverage effect):

(EBIТ/EBIТ)÷(Q/Q) = (GM1×Q)/(GM1×QFС)÷(Q/Q) = (GM1×Q)÷Q × Q÷ (GM1×QFС) = GM1×Q÷EBIТ

Где, Q, Q - объем реализации и прирост объема реализации соответственно;

EBIТ, EBIТ - прибыль и прирост прибыли соответственно;

GM1 - маржинальная прибыль на единицу продукции;

FC - постоянные затраты.

Из представленного выражения видно, что показатель DOL является пока­зателем силы операционного рычага, с помощью которого можно ответить на ряд важных управленческих вопросов.

Литература:

  1. Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Условия повышения инвестиционной привлекательности России // Экономика и предпринимательство, №4 ч.1, 2014г.
  2. Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Особенности воспроизводства и обменных процессов в АПК // Аграрная Россия, №7, 2014г.
  3. Житникова А.А. Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, №16,2012г.
  4. Кенжешов Д.Г. Управление финансовыми результатами // Научные исследования и разработки молодых ученых, №9-2, 2016г.
  5. Малых Н.И., Борисова О.В. Ключевые аспекты управления прибылью организации. Режим доступа: http://1fin.ru/?id=775.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle