Библиографическое описание:

Таджиева Ф. Д., Шомуратов О. Х., Ахмедов Р. Н. Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа) // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 711-712.



, махалла, кент, бекства.

Изучение истории махаллинских традиций народов Средней Азии, в том числе Хивинского ханства, считается интересным и важным моментом для всех отраслей науки. Известно, что с давних времён узбекские махаллипоистине считались ячейкой национальных ценностей. Такие народные обычаи и традиции, как взаимоуважение, сплочённость и взаимопонимание, забота о малоимущих и нуждающихся гражданах, воспитание сирот, проведение празднеств, общественных работ путём совещаний, обычай быть вместе и в хорошие, и в плохие дни первично сформировались и развивались именно в махаллях. Редчайший способ такой системы самоуправления, свойственный нашему народу, не просто так занял глубокое место у людей не только на словах, но и в душе, во всей их жизни. Махалля почти во всех периодах истории узбекского народа и до сегодняшнего дня является силой, объединяющей личность с обществом, воспитывающей ее в сплоченном духе местом. Президент И. А. Каримов в своём труде «Высокая духовность - непобедимая сила» приводит мудрую народную пословицу: «Махалли – и отец, и мать «, раскрывая её сущность как «воплощение жизненной истины» для нашей нации, акцентирует внимание на функцию махалли в качестве воспитательной школы. [2, c.58–60]

Это наследство, оставленное нашими предками, считается исторической памятью, духовным богатством. Именно посредством большого и богатого наследства комплексное изучение прошлого является актуальной научной направленностью исторической науки.

В данный момент глубокое объективное и диссертационное исследование, раскрывающее систему махалли и истории махаллинских традиций Хивинского ханства, в общем отсутствует.

Хивинское ханство первым образовалось в 1511 году, в отличие от других трёх ханств, действовавших в Центральной Азии, и просуществовало вплоть до 1920 года. В течение четырёх веков ханство пережило экономические, политические, культурные периоды процветания и кризисные периоды. Эти процессы в свою очередь оставили значительный след в социально-духовной жизни Хивинского ханства, в частности в махаллинских традициях.

Мухаммад Рахимхан I внедрил новые порядки административного управления. Он прекратил деление территории ханства на кенты и разделил его на 15 хакимиятов.Областные хакимяты были разделены на мечети-племена. В ханстве было 1578 мечетей- племён.

Необходимо отметить, что это была своеобразная система формирования и развития махалли в Хивинском ханстве, которая отражается в административном делении городов и кишлаков на определённые мечети-племени. По сведениям письменных источников и в исследовательских трудах последующих периодов махалли и махаллинские традиции Хивинского ханства, по отношению к другим территориям, в том числе Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Ирана и других Восточных стран, махаллинские система были сильнее. На других территориях Средний Азии (Бухарский эмират, Ферганская долина и территории Ташкента) махалли развивались в полном соответствии со своими закономерностями и традициями.

Однако, увы, хотя в письменных источниках и исследованиях о городах в Хивинском ханстве и имеются некоторые данные, но отсутствуют сведения о взаимных социальных отношениях городского населения, в том числе и деятельности махалли, их места в социальной жизни населения. Существуют отдельные сведения о городах Хиве и Хазарасп, так как они в свое время были основными центрами ханства. Хазарасп считался второй столицей и управлялся наследником престола.

В XIX веке город разделялся на более чем 60 мечетей-племён и они составляли самую малую единицу. По данным М.Неъматуллаева в 1922 году в Хиве было 79 мечетей, из них 32 располагались в Ичан кале, из них 20 составляли мечети-племёна.В свою очередь из 47 мечетей в Дешанкале 42 были мечети-племена. [4].

Столичный город управлялся непосредственно правителем и разделялся на следующие части: Кумяска, Каптархана, Ор, Куня базар, Калта минар, Амин чарсу, Мевастан, Кара аълам. Эти части включали более 60 мечети-племён, которые объединяли от 20 до 184 дворов [1, c.9].

Как известно из письменных источников, город Хазарасп считался крупным городом, политическим и экономическим центром Хивинского ханства. С этой точки зрения, как утверждалось выше, Хазарасп тоже подразделялся на махалли типа мечети-племёни.

В налоговых тетрадях, имеющихся в архивах Хивинского ханства, можно обнаружить ценные сведения о мечетях-племёнах Хазараспского бекства и его кишлаках [5, c.103–107].

В частности, по сведениям в налоговых тетрадях от 1848–1860 годов в состав Хазараспского бекства включались следующие кишлаки:

1.Питнак 13.Хосёпли

2.Шихарик14.Аваз ших

3.Жуворхос15.Жувондир

4.Карбек16.Пичокчи

5.Хатли куприк17.Шир шоли

6.Мухамон18.Куррали

7.Картиб ичар19.Ос

8.Овшар20.Тамали

9.Жангота21.Маъсуд

10.Ола ели22.Нукус

11.Мутриби23.Кулончи

12.Бешдаха24.Мискин

Однако в этих документах нет сведений о существовавших махаллях (мечеть-племя) города Хазараспа. 29 декабря 1926 года вошёл в историю как важная дата не только для Хазараспа, но всего Хорезма.В этот день постановлением советом народных комиссаров был сформирован Хорезмский округ и Хазараспский район.

В то время плошадь Хазараспского района составляла 558 кв.км, где проживало 39 666 человек. В частности, в Ичанкале насчитывалось 1461 человек. Численность жилых домов по району составляла 7410, которые разделялись на 185 кишлаков и хуторов. В этот год была зафиксирована деятельность хлопкоочистительного завода, 12 мукомольных цехов, 197 маслобоен, 61 мельниц, 3 базаров, 3 подготовительных пунктов, 3 кооперативов, 24 кишлакских советов, 3 школ, 2 почтовых отдельных и 187 старомодных школ [3, c.18–33].

Наглядно видно, что в советский период велась политика по ликвидации махалли.

Литература:

  1. Абдурасулов А. Социольно-эконимическая и культурная жизнь города Хивы в конце XIX –начале XX века.: Автореф.дисс. … канд. истор. наук.-Ташкент, 1988.
  2. Каримов И. А. Высокая духовность- непобедимая сила. — Т.: “Маънавият“. 2008
  3. Материалы по районированию Узбекистана. Вып 1. -Самарканд, 1926.
  4. История города Хивы. Составлен М. Неъматуллаевым в 1922 году.- Рукопись музея заповедника Ичан кала. КП 2369.Инв.совр.док.51
  5. Юлдашев М. М. Феодальное землевладение и государственное устройство Хивинского ханства –Т., 1959.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle