Библиографическое описание:

Карпухина К. А. Формы сотрудничества государственных гражданских служащих в органах государственной исполнительной власти // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1300-1303.



Статья посвящена попытке систематизации на теоретическом уровне основных форм сотрудничества среди государственных гражданских служащих. В настоящее время «формы сотрудничества» как отдельная категория не рассматривалась в связи с государственными гражданскими служащими, в связи с этим тема работы является актуальной. Автор считает, что различные формы сотрудничества оказывают значительное влияние на эффективность деятельности органов государственной власти.

Ключевые слова: органы государственной власти, государственные гражданские служащие, формы сотрудничества, деятельность, эффективность

Партнёрство и сотрудничество являются типами конструктивного взаимодействия.

Широкое распространение сотрудничества в реальной управленческой практике сдерживается сложностью достижения духовного и эмоционального единения, которое требуется в сотрудничестве. Не всегда к нему готовы как руководители, так и подчиненные.

В контексте современной управленческой практики более адекватным типом конструктивного взаимодействия, с нашей точки зрения, является партнёрство, поскольку сотрудничество предполагает полное понимание, единение, согласованность, духовное и эмоциональное единство, единство цели и конечного результата совместной деятельности, тогда как в партнёрстве важен механизм согласования разных позиций, наличие договоренностей (правил взаимодействия), соблюдение этических норм.

Партнёрство эффективно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей, действий, а также осознания ситуации взаимодействия и действий партнёра, т. е. включения рефлексивного управления в данный процесс.

Как сотрудничество так и взаимодействие и партнерсттво возможно между двумя государственными гражданскими служащими, как и группой.

Груповое сотрудничество в органах государственной власти может осуществлятся преимущественно в виде рабочих групп и намного реже с помощью специально созданных команд.

Следуя класификации Дж. Катценбаха и Д.Смита [1] для органов государственной власти также возможно выделить в соответствии с родом деятельности, которую должна выполнить группа:

‒ выделение рабочих групп, которые занимаются подготовкой материалов и рекомендаций;

‒ выделение производственных команд;

‒ формирование управляющих команд.

По уровню развития сотрудничества и взаимодействия, каждую из команд можно отнести к одному из следующих уровней развития в зависимости от командных усилий и эффективности сотрудничества и взаимодействия членов группы:

‒ рабочие группы;

‒ псевдокоманды;

‒ потенциальные команды;

‒ реальные команды;

‒ высокоэффективные команды.

Диаграмму по эффективности сотрудничества в различных типах команд, предложенную Дж. Катценбахом и Д. Смитом [1], представим на рисунке 1.

5.5.2. Модель развития команды

Рис. 1. Кривая командных результатов в зависимости от эффективности сотрудничества

Таким образом, для достижения эффективности сотрудничества государственных служащих в органах государственной власти командную деятельность необходимо выстраивать на следующих принципах:

Принцип отбора членов команды с учетом их навыков, умений и возможностей;

Принцип обозначения четких правил поведения членов команды и определение целей совместной работы;

Принцип осознания всеми участниками команды новых прав;

Принцип постоянных командных взаимодействий, выделение необходимого для общения членов команды времени, что позволяет им обмениваться новой информацией;

Принцип обеспечения обратной связи, признания, вознаграждения.

Рабочая группа — это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой, уровень сотрудничества низкий. В настоящее время сотрудничество в органах государственной власти находится на уровне имеено рабочих групп, когда члены группы взаимодействуют между собой прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности.

В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности. Опираясь на теории командообразования, делаем вывод о низкой эффективности данного типа сотрудничества и взаимодействия.

Предложим классификацию форм сотрудничества, наиболее полно отражающую виды взаимодействия государственных гражданских служащих в органах государственной власти (рисунок 2):

Рис. 2. Классификация форм сотрудничества

1) По уровням взаимодействия выделим личностное, профессиональное, корпоративное, межорганизационное сотрудничество. Личностное сотрудничество возможно среди знакомых государственных служащих, личностное сотрудничество очень легко может перейти в неформальное сотрудничество. Профессиональное сотрудничество обозначит взаимодействие по официальным, рабочим и должностным вопросам, по роду службы и профессиональной необходимости. Корпоративное сотрудничество может означать взаимодействие в рамках одного органа власти, министерства, ведомства. Межорганизационное сотрудничество обязательно должно означать взаимодействие между ведомствами, организациями, министерствами.

Межорганизационное сотрудничество должно базироваться на определенных принципах:

‒ независимость (сохранение самостоятельности);

‒ добровольность (недопустимость законодательного и административного принуждения);

‒ целесообразность (экономическая и политическая эффективность).

2) По степени официальности выделим формальное и неформальное сотрудничество, формальное сотрудничество и взаимодействие обусловлено рабочими моментами, официальными встречами, должностной субординацией и т. д. Неформальное общение подразумевает приятельские и дружественные отношения. Формальная команда — это команда, которая является частью формализованной структуры организации. Неформальной является команда, не входящая в состав формальной организационной структуры. Их могут возглавлять люди, вообще не имеющие формальной власти, но влияние этих команд на достижение целей организации может быть очень велико.

3) По уровню эффективности и качеству взаимодействия сотрудничество государственных гражданских служащих можно разделить на эффективное и не эффективное, принесшее результат взаимодействие государственных служащих или простую беседу, бесполезное мероприятие, обмен новостями, не касающимися непосредственной деятельности.

4) Сотрудничество по уровням взаимодействия разделим на: горизонтальные формы сотрудничества, вертикальные формы.

Горизонтальные формы сотрудничества и взаимодействия можно наблюдать среди государственных гражданских служащих одного иерархического уровня, в одном или различных отделах. Вертикальные формы сотрудничества являются прямым отражением административной иерархии, взаимодействие между начальником и подчиненным, ведущими, старшими и младшими должностями государственной муниципальной службы.

Сотрудничество использует все преимущества синергетического эффекта, когда результат работы превосходит просто сумму затраченных каждым членом группы усилий.

Условием реального сотрудничества являются взаимоотношения характеризуемые атмосферой психологической поддержки, т. е. благожелательным эмоциональным фоном. Созданию этого фона способствуют или препятствую различные формы поведения.

Команда — это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые условия. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.

В результате проведенного исследования научных работ, считаем целесообразным выделение следующих форм сотрудничества в органах государственной власти:

1Общение

2Консультации

3Обмен опытом

4Деловое совещание

5Дискуссия

6Круглый стол

7Прием граждан

8Конференция

9Повышение квалификации, обучение (вне организации)

10Письменное сотрудничество.

Барьеры, мешающие развитию сотрудничества в органах государственной власти делятся на организационные, личностные, нормативные.

Снижение (или преодоление) указанных барьеров требует организации целевой деятельности по информированию основных адресных групп взаимодействия и сотрудничества в органах государственной власти и оказания организационной, информационной и методической поддержки процессу сотрудничества государственных гражданских служащих.

Литература:

  1. Джон Катценбах, Дуглас К. Смит. Командный подход. Создание высокоэффективной организации/ Катценбах Дж., Смит Д.; пер. с англ. Евстигнеева И.; ред. пер. Суворова П. — М.: Альпина Паблишер.2013. — 374 с.
  2. Шигабетдинова Г. М. Партнёрство как конструктивное взаимодействие: теоретическая экспозиция проблемы // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–1. — С. 193–196
  3. Москалева Т. А. Концептуальная модель корпоративного взаимодействия служащих государственных учреждений // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона», № 3, 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle