Библиографическое описание:

Полушкина Г. Ф. Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1518-1521.



В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Ключевые слова: мультимедийный лингафонный кабинет, медиаобразование, сайт, конкурс, современный урок, результаты обучения, технологическая карта

Сегодня педагогический фактор результативности использования ИКТ в образовательной деятельности закреплен Профессиональным стандартом педагога. В числе обязательных трудовых функций педагога заявлено формирование у обучающихся навыков, связанных с ИКТ, а к необходимым профессиональным умениям отнесено владение ИКТ-компетентностями (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической) [1, п.3.1.1].

С целью достижения современного уровня образовательных результатов, следует учитывать большой потенциал технологий медиаобразования. Использование мультимедийного лингафонного кабинета позволяет повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, развить информационно-коммуникативные умения, реализовать системно-деятельностный подход. Мультимедийные кабинеты — это классы, оборудованные лингафонными системами (аудио, видео и мультимедийными средствами), необходимыми для обучения. В условиях подготовки обучающихся к Единому государственному экзамену становится незаменимой работа с цифровым магнитофоном. В режиме «Самообучение» обучающийся может выбрать файл из предложенного преподавателем списка, создавать закладки для повторного прослушивания файла. Обучающийся может записать свой голос, прослушать, сравнить свою запись с треком-образцом и визуально увидеть отличия, благодаря наличию графического отображения аудио, а также добавить или изменить субтитры к записи. Обучающиеся работают самостоятельно. Учитель имеет возможность увидеть конечный результат, используя инструмент «Собрать запись». Обучающиеся могут работать индивидуально, в парах и группах. Составной частью программного обеспечения лингафонного кабинета является система тестирования. Появляется возможность быстрого создания вопросов различных типов. В режиме «Просмотр видео» на нетбуках обучающихся открывается проигрыватель, в котором можно просмотреть видеофайл с компьютера учителя или внешнего видео источника. Таким внешним источником может стать персональный сайт учителя, который является информационной средой образовательной организации. «Целью создания сайта является формирование локального пространства для совместной работы участников образовательного процесса» [2, с.56]. «Здесь учащиеся могут найти различные специализированные песни и игры, что очень помогает в изучении языка. Учащийся может самостоятельно и по своему выбору иллюстрировать или озвучить изучаемый материал. А также выбрать для себя наиболее удобную форму закрепления материала» [2, с.57].

Институтом развития образования Кировской области были проведены мониторинговые исследования, которые выявили, что во многих образовательных организациях региона имеются мультимедийные кабинеты, не использующиеся на практике. В качестве одной из причин этого явления педагоги называют отсутствие навыка работы с данным средством обучения. Для того, чтобы привлечь внимание учителей к данной проблеме, оказать им методическую поддержку кафедрой предметных областей ИРО Кировской области был организован конкурс профессионального мастерства педагогов по разработке методических разработок с данным техническим средством и программным обеспечением. Конкурсы профессионального мастерства дают педагогу возможность не только представить имеющийся опыт, но и учиться, развиваться, получать оценку своей педагогической деятельности. Участие в конкурсах влияет на развитие творческих способностей, внедрение новых технологий в сферу образования в условиях новой информационно-образовательной среды.

Одним из видов деятельности по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования являются выездные семинары в образовательных организациях. Педагогам демонстрируется наличие нетбуков в передвижном чёрном ящике, состоящем из: 12 планшетных нетбуков, ноутбука преподавателя, наушников, роутера и других сопутствующих элементов. В ходе семинара тестируется работа оборудования, демонстрируется пользование нетбуками. Так как по условиям конкурса каждому участнику было необходимо предоставить технологическую карту урока, то проводилась большая работа по обучению написания таких документов.

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, даёт возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников образовательных отношений. Использование технологической карты позволяет видеть учебный процесс целостно и системно, проектировать образовательную деятельность по освоению темы с учётом цели урока, активировать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и обучающихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, вести интегральный контроль результатов учебной деятельности.

Таким образом, применение технологической карты создаёт условия для повышения качества обучения, так как образовательная деятельность по освоению темы проектируется от цели до результата; предусматриваются эффективные методы работы с информацией, организуется поэтапная самостоятельная учебная, познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся; создаются условия для применения знаний и умений на практике.

Убедившись на деле в работоспособности оборудования, в понимании, что «не боги горшки обжигают», учителя демонстрируют желание продолжить обучение и затем использовать возможности мультимедийного кабинета в урочной и внеурочной деятельности. Конкурс дает возможность увидеть работы коллег со всей области, поучиться друг у друга. Это положительно скажется на повышении профессионального уровня учителей. Постепенно слушатели семинаров переходят из разряда участников в разряд организаторов мастер-классов. Так, в 2015 г. на базе МОАУ ЛИнТех № 28 г. Кирова в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Современный урок: традиции и инновации» состоялась дискуссионная площадка «Информационные технологии — ресурс современного урока». В работе площадки приняло участие более 110 педагогов образовательных организаций Кировской области и других субъектов РФ. Целью работы площадки являлось осмысление роли информационно-коммуникационных технологий на современном уроке, а также в деятельности администрации школы и саморазвитии учителя. В рамках площадки был представлен открытый урок по английскому языку с использованием мультимедийного лингафонного класса.

Продолжая работу в данном направлении, кафедра проводит семинары-практикумы на базе Института развития образования Кировской области. На таких мероприятиях собираются заинтересованные педагоги, представляют свои опыт работы, перенимают опыт коллег. На семинарах обсуждаются важнейшие аспекты современного урока с использованием мультимедийного класса: системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия и технологии их формирования. Такие семинары являются продуктивными. Ни один из вопросов не остается без внимания и совместными усилиями определяются новые способы и приёмы работы со средствами программного обеспечения лингафонного кабинета. Например, учителя иностранного языка нашли хорошее применение «Чату», переведя его из рамок развлечения, как его часто используют, в образовательную область. Было предложено несколько форм работы: диалогическая речь с последующей рефлексией. По-новому взглянули на возможности средств из раздела «Самообучение».

Кроме того, проводятся совместные обучающие вебинары Института с разработчиками программного обеспечения мультимедийного лингафонного кабинета. На таких вебинарах ведущие разработчики консультируют по всем вопросам и помогают в настройке программного обеспечения. Считаем подобное техническое сопровождение огромным плюсом. Не секрет, что именно по причине отсутствия специалистов, способных наладить работу технических средств, в школах оборудование и программное обеспечение используются не на должном уровне.

При подведении итогов конкурса были отмечены педагоги, которые представили: инновационные идеи; обоснованное использование разнообразных инструментов программного обеспечения для достижения образовательного и воспитательного эффекта; модели уроков для использования педагогами других образовательных организаций; соблюдение санитарных норм и правил использования продукта, учёт возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся; качественное техническое сопровождение.

Итак, можно констатировать, что участие в конкурсе и сопутствующих ему мероприятиях, организованных Институтом развития образования Кировской области по оказанию научно-методической помощи педагогам при работе с мультимедийным лингафонным кабинетом, помогло учителям повысить свой профессиональный уровень, получить оценку своей педагогической деятельности. В некоторых образовательных организациях после проведённых мероприятий произошло перераспределение оборудования в пользу тех участников, которые на практике показали, что заинтересованы в эффективном использовании данных технических средств и программного обеспечения.

Литература:

  1. Профессиональный стандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544.
  2. Полушкина, Г. Ф. Сайт учителя как средство взаимодействия участников образовательного процесса/Г. Ф. Полушкина//Образование в Кировской области. -2012. — № 2 (22). — С. 55–57.
  3. Полушкина, Г. Ф. Новые технологии работы с родителями /Г. Ф. Полушкина//Образование в Кировской области. -2014. — № 1 (29). — С. 52–53

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle