Конструктор технологических карт учебных занятий – как средство повышения эффективности подготовки преподавателя к учебному занятию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степина, С. Н. Конструктор технологических карт учебных занятий – как средство повышения эффективности подготовки преподавателя к учебному занятию / С. Н. Степина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 53-58. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33519/ (дата обращения: 05.10.2024).



В данной статье рассматривается понятие технологической карты учебного занятия, дано подробное описание электронного конструктора технологической карты урока и инструкция по работе с ним, приведены примеры платных и бесплатных конструкторов уроков, показано практическое применение данного конструктора при подготовке к учебным занятиям.

Ключевые слова: технологическая карта, электронный конструктор учебного занятия, этапы работы при проектировании учебного занятия.

Технологическая карта — это вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебной дисциплины, она ориентирована на взаимодействие преподавателя и обучающихся на каждом этапе урока [8]. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Очень часто преподаватели сетуют на то, что заполнение технологической карты учебного занятия требует достаточно много времени, в лучшем случае не менее часа на одно занятие, а бывает гораздо больше. Получается, что если у преподавателя три или четыре пары, то время подготовки к занятиям – не менее трех-четырех часов. Плюс рабочая нагрузка занимает от четырех до шести часов в день. Итого, получается – от семи до десяти часов в день. Конечно, работа преподавателя – труд нелегкий. Поэтому, чтобы время на подготовку к учебным занятиям уменьшить, предлагается Вашему вниманию Электронный конструктор технологической карты учебного занятия (ЭКТКУЗ).

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество конструкторов технологических карт урока, разработанных преподавателями-практиками (Пашкевич А.В., Олейникова С.П., Телюкова Г.Г., Малыхин С., Викторова Н.А., Дюкарева А.С.. Зорина И.Е., Поликарпова В.В.), пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

В глобальной сети Интернет на сегодняшний день за определенную сумму денежных средств предлагается множество различных конструкторов технологических карт уроков, например:

Таблица 1

Конструкторы технологических карт уроков

№ п/п

Название конструктора

Описание

Необходимое ПО

Стоимость

1

2

3

4

5

1

(СО) СОНАТА-МИКС: Конструктор уроков: Основная школа

Составитель: Пашкевич А. В., к.п.н.

Конструктор СОНАТА-МИКС представляет собой интерактивную среду разработки технологических карт уроков. Конструктор разработан таким образом, чтобы максимально сократить время проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Программный продукт предназначен для работы в ОС Windows XP/Vista/7/8, используется на флешке

350 рублей

2

(СО) СОНАТА-МИКС: Конструктор уроков: Основная школа. Типология уроков деятельностной направленности

Составитель: Пашкевич А. В., к.п.н. [7]

Конструктор СОНАТА-МИКС представляет собой интерактивную среду разработки технологических карт уроков. Конструктор разработан таким образом, чтобы максимально сократить время проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС. Данная версия программы предусматривает работу по технологии деятельностного метода (типология Л. Г. Петерсон).

Программный продукт предназначен для работы в ОС Windows XP/Vista/7/8, используется на флешке.

350 рублей

3

Программа СОНАТА-МИКС

Составители: Олейникова С.П., Телюкова Г.Г. [7]

Конструктор СОНАТА-МИКС представляет собой интерактивную среду разработки технологических карт уроков. Конструктор разработан таким образом, чтобы максимально сократить время проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Программный продукт предназначен для работы в ОС Windows XP/Vista/7/8, используется на флешке.

350 рублей

4

Мастер технологических карт

Составитель: Сергей Малыхин [6]

Программа для ПК на флеш носителе

Преимущества:

программа привязана именно к "флеш" носителю, т.о количество ПК, на которых Вы можете воспользоваться данной программой не ограничено. Например, Вы можете воспользоваться программой и дома и на работе. Не требуется наличие интернета.

программа будет работать корректно, т.к. тестируется на носителе на который устанавливается, нет зависимости от жесткого диска компьютера.

количество используемых предметов и классов не ограничено

не требуется наличие интернета.

Недостатки:

нельзя скопировать программу на компьютер, программа работает только с носителя;

определенное время придется ждать посылку, т.к (флэшка) высылается по почте.

Программный продукт предназначен для работы на ПК на флеш носителе.

2970 рублей

Есть и бесплатные конструкторы уроков. Например, на сайте http://gym498.ru/elektronnyy-konstruktor-uroka (Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга) предлагается электронный конструктор урока, который могут использовать в своей работе преподаватели первых курсов.

Актуальность ЭКТКУЗ состоит в том, чтобы максимально сократить время проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС, и составления технологической карты урока и тем самым повысить эффективность подготовки преподавателя к учебному занятию.

Это представляется весьма важным, поскольку технологическая карта позволит преподавателю:

 реализовать планируемые результаты ФГОС СПО;

 системно формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции;

 координировать деятельность преподавателя и обучающихся;

 на практике реализовать межпредметные связи.

Конструктор технологической карты урока был разработан в формате Excel. Он включает в себя все необходимые формулировки целей, этапов, методов обучения, ОК, ПК и т.п., соответствующие требованиям, предъявляемым к оформлению технологической карты УЗ.

Задачами ЭКТКУЗ являются:

 Проектирование урока, соответствующего требованиям ФГОС СПО, с наименьшими временными затратами для преподавателя.

 Создание технологической карты урока, соответствующей требованиям по оформлению ТКУЗ, с формулировкой результатов каждого этапа урока.

 Подробное описание деятельности преподавателя и студента, соответствующей концепции деятельностного подхода, определенного в качестве основного в ходе реализации ФГОС СПО.

Электронный конструктор урока позволяет преподавателю самостоятельно проектировать урок, выбирая из предложенных формулировок этапов урока, целей, результатов необходимые ему. Затем позволяет проанализировать свой урок с точки зрения соответствия урока требованиям ФГОС СПО. В результате преподаватель получит технологическую карту урока, соответствующую новым требованиям.

«Деталями» электронного конструктора технологической карты являются: порядковый номер учебного занятия, название специальности, тема учебного занятия, обучающие цели, воспитательные цели, развивающие цели, вид учебного занятия, тип учебного занятия, методы обучения [1, с.276], средства обучения [1, с.288], развиваемые элементы общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК), содержание и структура учебного занятия (этапы урока), время каждого этапа урока (в минутах), деятельность преподавателя по каждому этапу урока, деятельность студента по каждому этапу урока.

Электронный конструктор урока предназначается преподавателям СПО всех видов.

Электронный конструктор урока допускает изменение заложенных в него формулировок с учётом потребностей и особенностей конкретного образовательного учреждения.

Электронный конструктор урока соответствует требованиям ФГОС СПО.

Инструкция для преподавателя по использованию ЭКТКУЗ

Прежде, чем приступить к рассмотрению инструкции по использованию ЭКТКУЗ рекомендуем вспомнить понятие технологической карты, ее назначение и этапы работы при проектировании учебного занятия.

Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность преподавателя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы преподавателя.

Технологическая карта урока составляется преподавателем в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, междисциплинарного курса или учебной практики.

Наличие технологической карты урока является обязательным для работы преподавателя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт.

Основное назначение технологической карты:

 определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

 определение цели урока и фиксация формируемых общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

 постановка задач урока и группировка отобранного преподавателем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;

 выбор вариантов деятельности преподавателя;

 выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися практического опыта, умений и освоения знаний, а также формирования ОК и ПК.

Этапы работы при проектировании учебного занятия (УЗ):

 Определение места УЗ в изучаемой теме и его вид.

 Выбор типа урока [3, с.6]

 Формулировка целей УЗ (образовательные, развивающие, воспитательные)
[2, с.283].

 Обозначение этапов УЗ в соответствии с его видом.

 Определение результатов каждого этапа (формируемые ОК и ПК или продукт).

 Выбор форм работы на УЗ.

 Разработка характеристики деятельности преподавателя и студента.

Так как электронный конструктор урока представлен в формате электронной таблицы Excel, то Вам придется выполнить некоторые действия.

Инструкция по работе с электронным конструктором:

  1. Откройте файл ЭКТКУЗ.xls.
  2. Работайте с листом «ТК1» (первая часть технологической карты).
  3. Выберите № УЗ (Рис. 1)

Рис. 1 Выбор №УЗ

  1. Введите учебную дисциплину (УД) или междисциплинарный курс (МДК) и дату урока.
  2. Выберите группу (Рис. 2)

Рис. 2 Выбор группы

  1. Выберите специальность и тему УЗ (Рис. 3)

Рис. 3 Выбор специальности и темы

  1. Определите цели урока, выберите формулировки из предложенного списка (не более трех целей каждого вида) (Рис. 4)

Рис. 4 Определение цели урока

Подробнее с формулировками целей можно ознакомиться на этом же листе, чуть ниже.

  1. Аналогично выберите вид и тип учебного занятия, методы, формы и средства обучения, а также развиваемые общие и профессиональные компетенции.
  2. Работайте с листом «ТК2» (вторая часть технологической карты – ход учебного занятия).
  3. Определите этапы урока, выбрав их из предложенного списка (Рис. 5)
  4. Аналогично выберите Время на каждый этап урока.
  5. По каждому этапу урока выберите из предложенного списка виды деятельности преподавателя и студента (по каждому этапу урока).
  6. Подробнее с формулировками этапов урока, видов деятельности преподавателя и студента можно ознакомиться на этом же листе, чуть ниже.

Рис. 5 Определение этапов урока

  1. Прежде чем сохранять и распечатывать технологическую карту урока рекомендуется еще раз тщательно проверить заполненную карту и проанализировать ее.
  2. Вы получили готовую технологическую карту для своего урока, Вам осталось лишь распечатать ее.

Преимуществами электронного конструктора технологической карты учебного занятия являются: универсальность, вариативность, возможность комбинирования в различных сочетаниях, мобильность, возможность дополнять, изменять и обновлять имеющуюся информацию.

Таким образом, электронный конструктор технологической карты учебного занятия позволяет преподавателю сэкономить время при подготовке и более эффективно подготовиться к уроку.

Литература:

  1. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
  2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 – 336 с.: ил. – (Профессиональное образование).
  3. Современный урок: от теории к практике. Из опыта работы педагогов Сахалинской области. – Статьи и сценарии уроков, соответствующих ФГОС ООО. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2014. – 136 с.
  4. Завуч.инфо Электронный конструктор урока. [Электронный ресурс]// http://www.zavuch.ru/methodlib/195/92785/#sthash.AChR51yd.dpbs
  5. Конструктор сценария урока "открытие" нового знания. [Электронный ресурс]// http://enprophil.ucoz.ru/index/konstruktor_uroka/0-419
  6. Мастер технологических карт (сервис для составления технологических карт уроков). [Электронный ресурс]// http://mastertk.ru/
  7. СОНАТА-МИКС. [Электронный ресурс]// http://www.protema.ru.
  8. Технологическая карта урока и его самоанализ в соответствии с ФГОС СПО. [Электронный ресурс]// http://www.openclass.ru/node/496559
  9. Электронный конструктор урока. [Электронный ресурс]// http://gym498.ru/elektronnyy-konstruktor-uroka.
Основные термины (генерируются автоматически): технологическая карта, технологическая карта урока, учебное занятие, этап урока, электронный конструктор, электронный конструктор урока, технологическая карта уроков, время проектирования урока, конструктор, программный продукт.


Ключевые слова

технологическая карта, электронный конструктор учебного занятия, этапы работы при проектировании учебного занятия

Похожие статьи

Реализация задачи многокритериальной оптимизации при проектировании автоматизированных информационных систем составления расписания учебных занятий

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информаци...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении

В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты прим...

Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой технологической карты современного урока биологии.

Подход к организации работы университетской системы видеонаблюдения

статье рассмотрены новые подходы и изложены требования по использованию существующих функционалов работы университетской системы видеонаблюдения с целью организации и управления бизнес-процессами на территории типового университета.

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

В статье определены методические особенности обучения учащихся конструированию и моделированию технических устройств (на примере разработки конструкции печи на отработанном масле).

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Похожие статьи

Реализация задачи многокритериальной оптимизации при проектировании автоматизированных информационных систем составления расписания учебных занятий

В статье приводится обзор современных исследований автоматизированного составления расписания учебных занятий в образовательных организациях. Проведенное исследование направлено на формирование функциональных требований к автоматизированной информаци...

Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии. В процессе учебного проектирования возникают возможности для использования учащимися своих знаний о механических, физических, хими...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении

В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты прим...

Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой технологической карты современного урока биологии.

Подход к организации работы университетской системы видеонаблюдения

статье рассмотрены новые подходы и изложены требования по использованию существующих функционалов работы университетской системы видеонаблюдения с целью организации и управления бизнес-процессами на территории типового университета.

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

В статье определены методические особенности обучения учащихся конструированию и моделированию технических устройств (на примере разработки конструкции печи на отработанном масле).

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Использование учебных стендов для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся специальности «Электроснабжение»

Статья посвящена эффективности использования учебных стендов в образовательном процессе. В данной статье рассматривается необходимость внедрения в учебный процесс активных методов обучения. Автор демонстрирует процесс использования комплекта типового...

Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...

Задать вопрос