Библиографическое описание:

Сергеева Т. А. Оценка внешней среды компании и формирование путей ее развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 977-979.



Среду любой компании принято рассматривать, как состоящую двух сфер функционирования: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя среда компании — это совокупность всех активных хозяйствующих субъектов, общественных, экономических и природных условий, межгосударственных и национальных институционных структур и других внешних факторов и условий, которые действуют в окружении компании и влияют на разные сферы ее работы [3, с.45].

Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами компании и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится функционировать фирме, находится в постоянном движении и подвергается различным изменениям. Меняются вкусы людей, курс доллара и рубля, вводятся новые налоги и законы, изменяются рыночные отношения, новые научные технологии развивают процессы производства, действуют так же многие другие факторы [2, с.6].

Особая способность компании справляться и реагировать на эти изменения внешней среды есть одна из наиболее важнейших составляющих успеха любой фирмы. Вместе с тем такая способность является так же условием осуществления запланированных изменений на стратегическом уровне.

Отметим наиболее характерные черты внешней среды организации:

‒ многообразие,

‒ динамичность,

‒ неопределенность,

‒ интегрированность.

Поиск самых оптимальных путей развития фирмы сегодня невозможен без учета влияния всех факторов внешней среды.

Внешняя среда характеризуется следующими элементами:

‒ сложностьвнешней среды компании — это то, число факторов, на которые фирма обязана реагировать, а также включает степень их изменчивости;

‒ подвижностьвнешней среды компании — это та скорость, с которой происходит изменение факторов внешней среды;

‒ взаимозависимость (взаимосвязанность) внешних факторов предприятия — это означает уровень влияния одного фактора на другого, то есть насколько изменение определенного фактора влияет на другой фактор;

‒ неопределённостьвнешней среды компании — это отношение количества той информации, которой может владеть фирма, и точности такой информации [1, с.56].

Также во внешней среде компании выделяют две среды:

‒ среда косвенного воздействия — это те факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на компании, но влияющие на общее функционирование компании;

‒ среда прямого воздействия — это те факторы, непосредственно влияющие на компанию (акционеры, рабочая сила, поставщики, власть, потребители, законодательство, конкуренты), компания тесно взаимодействует со всеми элементами такой среды, и влияютна них, вплоть до полного контроля.

Безусловно, можно выделить и другие отрицательные последствия проявления внешних факторов, которые оказывают влияние на компании [5, с.66].

Оценка внешний среды фирмы дает высшему руководству возможность проанализировать возможности и внутренние ресурсы компании. Выявляя слабые и сильные стороны компании, высшее руководство имеет все возможности укреплять и расширять конкурентные преимущества и предупредить возможные проблема. Задача компании улучшать и поддерживать стороны, увеличивающие конкурентное преимущество любой фирмы в долгосрочном периоде.

Анализ внешней среды позволяет фирме осознавать опасности, с которыми она может столкнуться во внешней среде, помогает компании в постановке реальных целей и способов их достижения.

Одним из инструментов анализа внешней среды является СВОТ — анализ. СВОТ — сокращенное слово, образованное из начальных английских слов «мощь» (capacity), «слабость» (weakness), «возможности» (opportunity) и «угрозы» (treat). В соответствии с данным подходом для определения состояния компании необходимо оценить следующие важные факторы:

‒ слабость по отношению к внешней среде;

‒ мощь по отношению к внешней среде;

‒ угрозы внешней среды;

‒ возможности, лежащие во внешней среды [4, с.45].

Затем ставят задачи по развитию компании и уменьшению определенных слабостей, для предотвращения угроз и использования возможностей.

Оценку внешней среды можно проводить на базе методики, разработанной С. Болотовым в виде четырех взаимосвязанных этапов.

Выбор сферы деятельности, товара или услуги. Определяется торговая ниша. Для этого изучаются объемы продаж и удовлетворенность спроса, определяется емкость рынка, а также возможности вытеснения одним товаром других.

Оценка действий конкурентов. Определяются возможности конкурентов для занятия этой ниши. Для этого изучается работа аналогичных предприятий в области технологии, научных исследований, качества продукции, затрат, способов снабжения и реализации продукции или услуг.

Анализ схемы предпринимательства. На этом этапе определяются требуемые ресурсы и возможности их получения на рынках. Изучается технология производства, возможности и способы обеспечения сырьем, материалами, оборудованием, рабочими помещениями, кадрами, услугами и капиталом.

Анализ общего окружения организации. Определяется значимость для организации внешних факторов косвенного воздействия. При этом выясняется современное состояние по всем составляющим внешней среды, выявляются тенденции изменения этих составляющих, определяется характер перемен и ожиданий по ним.

В результате проведения такого анализа по каждому из этапов выявляют количественные показатели оценки всех элементов факторов внешней среды

Одним из важнейших элементов оценки внешней среды компании является классификация основных факторов по разным признакам.

В частности, внешняя среда компании может быть рассмотрена как мировая экономическая макросреда и внешняя среда страны с определением на каждом из выделенных уровней наиболее значимых для конкретного предприятия факторов [5, с.44].

Степень нестабильности внешней среды оказывает влияние на выбор технологии управления. В зависимости от степени вероятности и риска возникновения кризиса могут быть применены следующие технологии:

‒ управление на основе предвидения изменений возможно при умеренном проявлении нестабильности;

‒ управление на основе экстраполяции (долгосрочное планирование) возможно только при слабом проявлении нестабильности;

‒ управление на основе частичной предсказуемости происходящих процессов (ранжирование задач; управление на основе слабых сигналов; управление в условиях неожиданностей) возможно в быстро меняющихся ситуациях при существенном проявлении нестабильности среды [5, с.4].

Таким образом, главным выводом является то, что внешние факторы оказывают решающее воздействие на функционирование любой компании. Все переменные тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Любой менеджер должен уметь оценивать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать тем самым верное решение.

Литература:

  1. Бажанова М. И. Внешняя среда компании как фактор ее инновационного развития / М. И. Бажанова // Экономика и бизнес. Взгляд молодых.- 2015. -№ 1.- С. 105–107.
  2. Горбенко Л. И. Методические подходы к проведению анализа экономических факторов деловой среды организаций региона / Л. И. Горбенко// Современные проблемы развития теории и практики управления организациями: моногр. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2014.-450с.
  3. Монахов В. С. Анализ изменений внешней среды страховой компании в условиях глобального финансового кризиса / В. С. Монахов // Государственное управление. Электронный вестник.- 2012.- № 22.- С. 5.
  4. Томпсон-мл., А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон-мл., Ш. А. Дж. Стрикленд. — М.: Вильямс, 2012. -560с.
  5. Фетисов А. А. Подходы к оценке внешней среды компании банковской сферы / А. А. Фетисов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8–1. С. 208–211.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle