Исследование внутренней и внешней среды ОАО «Сусуманзолото» с помощью SWOT-анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Волгина Т. А., Никулочкина Д. А., Сычкова Т. С., Фаттахова Э. Р. Исследование внутренней и внешней среды ОАО «Сусуманзолото» с помощью SWOT-анализа // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 384-387. — URL https://moluch.ru/archive/133/37415/ (дата обращения: 18.08.2018).



В данной статье рассматривается деятельность ОАО «Сусуманзолото», исследуется внутренняя и внешняя среда организации с помощью одного из методов стратегического планирования — SWOT-анализа для выявления наиболее перспективных направлений развития компании.

Ключевые слова: стратегический анализ, SWOT-анализ, Сусуманзолото, золотодобыча

В современном мире необходимо систематически собирать и анализировать данные о среде функционирования компании для дальнейшего планирования ее деятельности. В теории менеджмента принято подразделять среду организации. При этом деление проводится на две структурные части. Это внутренняя и внешняя среда. К основным элементам внутренней среды относятся: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж предприятия. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает в себя конкурентов, потребителей, поставщиков, трудовые ресурсы, законы и государственные органы; косвенного воздействия — экономические, политические, научно-технические, социокультурные, природные и международные факторы. Для анализа внутренней и внешней среды организации наиболее распространенным является SWOT-анализ. [1]

SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. [2] Проведем SWOT-анализ одной из крупнейших золотодобывающих компаний России — Сусуманзолото.

Сусуманский горно-обогатительный комбинат «Сусуманзолото» — это крупнейшая золотодобывающая компания Магаданской области. Основные виды деятельности: добыча и реализация полезных ископаемых, проведение геологоразведочных работ, переработка и получение готовой продукции в виде концентратов, производство драгоценных металлов и операции с ними. Выручку почти на 99 % формирует продажа золота. [3]

Рассмотрим основные сильные стороны и возможности компании. Золотодобывающая отрасль РФ характеризуется невысоким уровнем конкуренции, потому что основную долю рынка (80 %) составляет небольшое количество крупных добывающих компаний. При этом еще одним большим преимуществом Сусуманзолото является наличие постоянных покупателей продукции, а именно ПАО Сбербанк и Банк ВТБ. Однако, данные компании являются единственными потребителями, поэтому Сусуманзолото следовало бы заняться поиском новых рынков сбыта при этом увеличивая объемы добычи.

По структуре управления компания является холдингом. Материнская компания ОАО «Сусуманзолото» владеет лицензиями на право разработки месторождений, а множество дочерних компаний работают по договору подряда. Одним из достоинств такой структуры является возможность применения различных методов добычи ископаемых. Для проведения работ по добыче дочерние компании снабжаются импортной техникой, такой как, «Катерпиллер», «Ралот» и «Комацу». Однако уровень износа данного оборудования остается довольно высоким, поэтому для Сусуманзолото целесообразно заняться обновлением и ремонтом основных фондов.

Работники Сусуманзолото обладают множеством привилегий, одной из которых является возможность обучения в собственном учебно-курсовом комбинате.

На сегодняшний день перед золотодобывающими компаниями России открылась перспектива переработки золотосодержащего вторсырья, оставшегося после списания военной техники. Кроме того, вторичная переработка примерно в 10 раз дешевле.

Для более объективного анализа деятельности компании важно также рассматривать ее слабые стороны и возможные угрозы.

Специфическими рисками золотодобывающей отрасли является изменение цены на продукцию, определяемой по значению фиксинга на лондонском рынке наличного металла «спот», а также колебаний официального курса доллара США к российскому рублю. Кроме того, регион деятельности компании характеризуется высоким уровнем инфляции (13,1 %).

Анализ финансовых показателей и коэффициентов показал, что у компании недостаточно устойчивое финансовое состояние. Возможно это связано с высоким износом оборудования и неблагоприятной экономической ситуацией на золотовалютном рынке.

В последние несколько лет государство приняло ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в горно-геологической отрасли. Так, введен заявочный принцип получения лицензий на геологоразведочные работы на ранних стадиях (вместо действовавшего ранее аукционного) и для дальневосточных регионов установлена нулевая ставка на прибыль вводимых в строй горнодобывающих производственных мощностей, что привело к росту активности в золотодобыче.

Таким образом, выделим основные сильные и слабые стороны Сусуманзолото.

Сильные стороны (S):

1) Небольшая конкуренция;

2) Постоянные покупатели;

3) Большое количество подрядных организаций;

4) Использование различных методов добычи ископаемых;

5) Возможность самостоятельно обучать сотрудников (собственный учебно-курсовой комбинат);

6) Работа на импортной технике;

7) Поддержка отрасли государством.

Слабые стороны (W):

1) Высокий уровень износа оборудования;

2) Высокие цены на продукцию;

3) Узкий круг покупателей;

4) Недостаточно устойчивое финансовое положение;

5) Некоторые проблемы с лицензиями;

6) Отсутствие в регионе высококвалифицированных кадров.

Рассмотрим возможности и угрозы компании.

Возможности (O):

1) Появление новых покупателей;

2) Увеличение объемов добычи;

3) Введение переработки золотосодержащего вторсырья;

4) Повышение квалификации персонала;

5) Обновление и ремонт используемой техники;

6) Снижение себестоимости продукции.

Угрозы (T):

1) Увеличение мировых цен на золото;

2) Потеря доли рынка;

3) Сильная конкуренция;

4) Отток специалистов из региона;

5) Высокие затраты на ремонт оборудования.

Составим матрицу возможных стратегий компании (таблица 1).

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа

Возможности (O)

Угрозы (T)

Сильные стороны (S)

S1-O1

S2-O3

S3-O2

S4-O2, O6

S5-O4

S6-O5

S7-O2, O3

S2-T2

S3, S4-T3

S5-T4

S6-T5

S7-T1

Слабые стороны (W)

O1-W3

O2-W4

O3-W4

O4-W1, W6

O5-W1, W2

O6-W4, W2

Невысокая конкуренция на золотовалютном рынке может привести к привлечению новых покупателей за счет сложившегося имиджа организации. Так как компания обладает постоянными покупателями, она может позволить себе введение переработки золотосодержащего вторсырья, так как точно будет уверена в спросе на свою продукцию. Компания осуществляет свою деятельность по договорам подрядов с многими организациями, поэтому у нее большая вероятность увеличения объемов добычи. Так как компания может использовать различные способы добычи золота, она может выбрать тот, который приведет к наибольшему росту объемов добычи и снизит себестоимость продукции. Поддержка отрасли государством позволит увеличить объемы добычи за счет новых открытых месторождений, а также ввести переработку вторсырья.

Наличие постоянных покупателей снижает риск потери доли рынка компанией. Разнообразие применяемых методов добычи и большое количество подрядных организаций позволят сократить конкуренцию со стороны других компаний отрасли. Отток специалистов из региона не будет являться значительной угрозой для организации, так как у нее есть возможность самостоятельного обучения сотрудников. Работа на импортной технике возможно позволит избежать высоких затрат на ремонт за счет гарантийного обслуживания, однако, в случае отсутствия такой возможности приведет к обратному эффекту.

Появление новых покупателей поспособствует расширению круга клиентов. Увеличение объемов добычи и продажи сможет вернуть устойчивое финансовое положение компании. Введение переработки золотосодержащего вторсырья также может поспособствовать улучшению финансового состояния. Возможность повышения квалификации персонала сократит число неквалифицированных кадров и, возможно, приведет к меньшему износу оборудования за счет более бережной и правильной эксплуатации. Обновление и ремонт техники компании сможет снизить уровень изношенности оборудования и в долгосрочной перспективе снизить цены на продукцию. Снижение себестоимости продукции будет способствовать повышению финансовой устойчивости организации и позволит компании снизить цены на продукцию, что должно увеличить спрос.

Рекомендуемыми направлениями деятельности являются: разведка новых месторождений золота для увеличения объемов добычи; приобретение высокотехнологичного оборудования; также компания могла бы заняться вторичным производством (получение золота из ломов и отходов), но это требует больших капиталовложений в технологическое оборудование; модернизация действующих мощностей.

У компании нет таких видов деятельности, которая она могла бы сократить или вовсе уйти с рынка для устранения угроз, однако, сильных сторон компании достаточно для устранения всех возможных угроз, а также у организации довольно много возможностей для устранения слабых сторон.

Литература:

  1. Тасмуханова А. Е., Юсупова Р. В. Особенности использования моделей стратегического менеджмента на предприятиях газовой отрасли- Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 2. С. 119–122
  2. Методика проведения SWOT — анализа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://marketing.by/mnenie/metodika-provedeniya-swot-analiza-obraztsy-matrits-swot/, свободный — Загл. с экрана.
  3. Золотодобывающая компания ОАО «Сусуманзолото» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании ОАО «Сусуманзолото». — Режим доступа: http://sugold.ru, свободный — Загл. с экрана.
  4. Тасмуханова А. Е. Сравнительный менеджмент учебное пособие; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимский гос. нефтяной технический ун-т», Самостоятельное структурное подразделение «Ин-т доп. проф. образования». Уфа, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): компания, сторона, введение переработки, импортная техника, возможность, внешняя среда организации, увеличение объемов добычи, золотовалютный рынок, косвенное воздействие, прямое воздействие.


Ключевые слова

стратегический анализ, SWOT-анализ, золотодобыча, Сусуманзолото

Похожие статьи

Анализ влияния факторов макросреды на деятельность...

Для того чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и

Анализ влияния основных экономических факторов на рынок недвижимости в Казахстане. Анализ влияния факторов внешней среды...

Оценка влияния факторов внешней среды на формирование...

На деятельность любой организации оказывают влияние огромное количество внешних факторов прямого и косвенного воздействия. Для проведения анализа макросреды и оценки степени воздействия ее составляющих на предприятия последние используют стандартные...

Оценка внешней среды организации и формирование путей ее...

Факторы внешней среды имеют разное влияние на деятельность организации, в соответствии с этим признаком имеют классификацию прямых и косвенных факторов воздействия, соответственно и среду прямого и косвенного действия.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

внешняя среда, косвенное воздействие, предприятие, внешняя среда организации, непосредственное окружение, внутренняя среда, прямое воздействие, окружающая среда, микросреда, непосредственное воздействие.

Влияние факторов внешней среды на экономическую...

Влияние факторов внешней среды может быть, как положительным, и представлять собой

Факторы внешней среды, которые оказывают неблагоприятное воздействие на

Увеличение расходов на импортные комплектующие, инструменты и ремонт импортного оборудования в...

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- налоговое регулирование, экспортные и импортные пошлины

Правовые факторы способны оказывать воздействие на эффективность функционирования строительных организаций в результате

Влияние профсоюзов как фактора внешней среды, оказывающего влияние на...

Ресурсоэффективная стратегия в нефтегазовом комплексе

Важными целями развития газовой отрасли со стороны государства в условиях рынка

Если компания нефтегазодобывающей отрасли примут участие в проектах, нацеленных на

Все без исключения условия непосредственного и косвенного влияния, оказывающие воздействия...

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

внешняя среда, внешняя среда компании, среда компании, прямое воздействие, косвенное воздействие, компания, изменение, высшее руководство, возможность, управление.

Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли

...объёмом 1,5–2 миллиона баррелей в день [6]. Соглашение о заморозке добычи

бурения, добычи и переработки, позволит нефтегазовым компаниям удержаться на рынке.

подход, чтобы компания могла преуспеть среди конкурентов благодаря своим сильным сторонам.

Анализ влияния факторов макросреды на деятельность...

Для того чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и

Анализ влияния основных экономических факторов на рынок недвижимости в Казахстане. Анализ влияния факторов внешней среды...

Оценка влияния факторов внешней среды на формирование...

На деятельность любой организации оказывают влияние огромное количество внешних факторов прямого и косвенного воздействия. Для проведения анализа макросреды и оценки степени воздействия ее составляющих на предприятия последние используют стандартные...

Оценка внешней среды организации и формирование путей ее...

Факторы внешней среды имеют разное влияние на деятельность организации, в соответствии с этим признаком имеют классификацию прямых и косвенных факторов воздействия, соответственно и среду прямого и косвенного действия.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

внешняя среда, косвенное воздействие, предприятие, внешняя среда организации, непосредственное окружение, внутренняя среда, прямое воздействие, окружающая среда, микросреда, непосредственное воздействие.

Влияние факторов внешней среды на экономическую...

Влияние факторов внешней среды может быть, как положительным, и представлять собой

Факторы внешней среды, которые оказывают неблагоприятное воздействие на

Увеличение расходов на импортные комплектующие, инструменты и ремонт импортного оборудования в...

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- налоговое регулирование, экспортные и импортные пошлины

Правовые факторы способны оказывать воздействие на эффективность функционирования строительных организаций в результате

Влияние профсоюзов как фактора внешней среды, оказывающего влияние на...

Ресурсоэффективная стратегия в нефтегазовом комплексе

Важными целями развития газовой отрасли со стороны государства в условиях рынка

Если компания нефтегазодобывающей отрасли примут участие в проектах, нацеленных на

Все без исключения условия непосредственного и косвенного влияния, оказывающие воздействия...

Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли

...объёмом 1,5–2 миллиона баррелей в день [6]. Соглашение о заморозке добычи

бурения, добычи и переработки, позволит нефтегазовым компаниям удержаться на рынке.

подход, чтобы компания могла преуспеть среди конкурентов благодаря своим сильным сторонам.

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

внешняя среда, внешняя среда компании, среда компании, прямое воздействие, косвенное воздействие, компания, изменение, высшее руководство, возможность, управление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ влияния факторов макросреды на деятельность...

Для того чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и

Анализ влияния основных экономических факторов на рынок недвижимости в Казахстане. Анализ влияния факторов внешней среды...

Оценка влияния факторов внешней среды на формирование...

На деятельность любой организации оказывают влияние огромное количество внешних факторов прямого и косвенного воздействия. Для проведения анализа макросреды и оценки степени воздействия ее составляющих на предприятия последние используют стандартные...

Оценка внешней среды организации и формирование путей ее...

Факторы внешней среды имеют разное влияние на деятельность организации, в соответствии с этим признаком имеют классификацию прямых и косвенных факторов воздействия, соответственно и среду прямого и косвенного действия.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

внешняя среда, косвенное воздействие, предприятие, внешняя среда организации, непосредственное окружение, внутренняя среда, прямое воздействие, окружающая среда, микросреда, непосредственное воздействие.

Влияние факторов внешней среды на экономическую...

Влияние факторов внешней среды может быть, как положительным, и представлять собой

Факторы внешней среды, которые оказывают неблагоприятное воздействие на

Увеличение расходов на импортные комплектующие, инструменты и ремонт импортного оборудования в...

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- налоговое регулирование, экспортные и импортные пошлины

Правовые факторы способны оказывать воздействие на эффективность функционирования строительных организаций в результате

Влияние профсоюзов как фактора внешней среды, оказывающего влияние на...

Ресурсоэффективная стратегия в нефтегазовом комплексе

Важными целями развития газовой отрасли со стороны государства в условиях рынка

Если компания нефтегазодобывающей отрасли примут участие в проектах, нацеленных на

Все без исключения условия непосредственного и косвенного влияния, оказывающие воздействия...

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

внешняя среда, внешняя среда компании, среда компании, прямое воздействие, косвенное воздействие, компания, изменение, высшее руководство, возможность, управление.

Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли

...объёмом 1,5–2 миллиона баррелей в день [6]. Соглашение о заморозке добычи

бурения, добычи и переработки, позволит нефтегазовым компаниям удержаться на рынке.

подход, чтобы компания могла преуспеть среди конкурентов благодаря своим сильным сторонам.

Анализ влияния факторов макросреды на деятельность...

Для того чтобы завершить анализ, необходимо сделать выводы: по каждому фактору прописать воздействие фактора на отрасль, на компанию и

Анализ влияния основных экономических факторов на рынок недвижимости в Казахстане. Анализ влияния факторов внешней среды...

Оценка влияния факторов внешней среды на формирование...

На деятельность любой организации оказывают влияние огромное количество внешних факторов прямого и косвенного воздействия. Для проведения анализа макросреды и оценки степени воздействия ее составляющих на предприятия последние используют стандартные...

Оценка внешней среды организации и формирование путей ее...

Факторы внешней среды имеют разное влияние на деятельность организации, в соответствии с этим признаком имеют классификацию прямых и косвенных факторов воздействия, соответственно и среду прямого и косвенного действия.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

внешняя среда, косвенное воздействие, предприятие, внешняя среда организации, непосредственное окружение, внутренняя среда, прямое воздействие, окружающая среда, микросреда, непосредственное воздействие.

Влияние факторов внешней среды на экономическую...

Влияние факторов внешней среды может быть, как положительным, и представлять собой

Факторы внешней среды, которые оказывают неблагоприятное воздействие на

Увеличение расходов на импортные комплектующие, инструменты и ремонт импортного оборудования в...

Анализ влияния факторов внешней среды на развитие...

- налоговое регулирование, экспортные и импортные пошлины

Правовые факторы способны оказывать воздействие на эффективность функционирования строительных организаций в результате

Влияние профсоюзов как фактора внешней среды, оказывающего влияние на...

Ресурсоэффективная стратегия в нефтегазовом комплексе

Важными целями развития газовой отрасли со стороны государства в условиях рынка

Если компания нефтегазодобывающей отрасли примут участие в проектах, нацеленных на

Все без исключения условия непосредственного и косвенного влияния, оказывающие воздействия...

Маркетинговые стратегии в нефтегазовой отрасли

...объёмом 1,5–2 миллиона баррелей в день [6]. Соглашение о заморозке добычи

бурения, добычи и переработки, позволит нефтегазовым компаниям удержаться на рынке.

подход, чтобы компания могла преуспеть среди конкурентов благодаря своим сильным сторонам.

Оценка внешней среды компании и формирование путей ее...

внешняя среда, внешняя среда компании, среда компании, прямое воздействие, косвенное воздействие, компания, изменение, высшее руководство, возможность, управление.

Задать вопрос