Библиографическое описание:

Сайбель Я. В., Жилиостова Е. Н. Анализ современного состояния туризма в России // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 950-953.



В статье дана характеристика современного состояния туризма в России; рассмотрен потенциал российского въездного и внутреннего туризмаиопределены перспективы развития туризма.

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры, туристический поток.

Туристский потенциал РФ очень велик. Богатейшая культура, история и природа — основа роста популярности туров по нашей стране. Для России развитие туризма особенно важно, т. к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи.

Уникальные историко-культурные ценности и природные достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма: познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный, деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий и др. Крупные мероприятия, такие, как Всемирная универсиада в Казани 2013 года, зимние Олимпийские и Параолимпийские игры в Сочи 2014 года, чемпионаты мира по хоккею и по футболу в 2016 и 2018 годах, дадут дополнительный стимул развитию туризма в нашей стране.

Основные направления развития туризма в России определены в Стратегии его развития в Российской Федерации и плане мероприятий по её реализации. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного понимания места и роли туризма в экономике страны. Они направлены на реализацию фундаментальных задач развития отрасли, являются для органов исполнительной власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых направлений государственной поддержки туристской индустрии.

С каждым годом туристический рынок становится все более равновесным, формы сотрудничества туроператоров с поставщиками туристических услуг — все более разнообразными и совершенными, ассортимент предложений на рынке — широким и дифференцированным. Также растет и уровень профессионализма работников туристической сферы, что вызвано как необходимостью выживания в конкурентной борьбе, так и ростом популярности получения специального образования.

Растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках [5].

Интерес к культурно-познавательному и природно-ориентированному туризму растет в мире, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дестинацией для российских и иностранных туристов.

Оценка положительного воздействия въездного и внутреннего туризма во многом очевидна, поскольку растущие прибытия граждан в регион, вызывают позитивные экономические явления, связанные с ростом производства национального туристического продукта, привлечением личных сбережений туристов, созданием активного потребительского рынка в туристическом центре и ростом инвестиционной привлекательности местной туристической индустрии.

Потенциал российского въездного и внутреннего туризма объясняется:

‒ во-первых, наличием у нашей страны многочисленных туристических ресурсов, которые благодаря своей уникальности, экзотичности, доступности чрезвычайно востребованы среди потенциальных иностранных туристов;

‒ во-вторых, проявляемый иностранными средствами массовой информации и простыми обывателями интерес к России и происходящим в ней событиям упрощают продвижение национального туристического продукта России на мировом туристическом рынке, обеспечивая известность национальных туристических центров и объектов туристического показа;

‒ в-третьих, культура российских народов, благодаря мировой известности их наиболее ярких представителей, историческим триумфам и, не в последнюю очередь, многочисленным мигрантам, проживающим в настоящее время во многих странах мира, популярна практически повсеместно;

‒ наконец, в-четвертых, формирование конкурентоспособного российского туристического продукта вполне возможно благодаря сравнительно высокой квалификации рабочей силы [4].

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока, всего в 2015 году иностранцы совершили в Россию 26486 тыс. поездок за 9 месяцев, это на 6 % больше, чем в 2014 году. С целью туризма иностранные граждане прибыли в РФ 2539 тыс. раз, увеличение потока составляет 13 % [2]. Таким образом, несмотря на существующие в России проблемы, туристская деятельность реформируется и развивается.

Благодаря присоединению Крыма к России, наша страна расширяет возможности путешествий для туристов, российские туроператоры могут предложить туристам выгодные интересные туры по Крыму. Все это оказывает позитивное воздействие на туристский поток в России и приводит к повышению показателей среднегодового темпа роста.

Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма [6].

Проведенный анализ современного состояния развития туризма в России показывает, что ситуация у нас в стране складывается таким образом, что мы, к большому сожалению, теряем огромные денежные средства, которые мог бы принести туризм нашей стране, из-за несоответствия нашего сервиса мировым стандартам. Реализация туристического потенциала сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: туристическая и базовая инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, отсутствие должной законодательной базы.

В целом, не смотря на все взлёты и падения на рынке туристских услуг, среднегодовой темп роста составил 112 % [2]. О том, что в среднем турпоток по стране увеличился, а инфраструктура эффективно используется и заполняется, исходя из предварительных итогов 2015–2016 годов, было так же отмечено руководителем Федерального агентства по туризму О. П. Сафоновым на встрече с президентом РФ В. В. Путиным [1].

Что касается внутреннего туризма, было отмечено, что бронирования идут очень успешно, по сравнению с предыдущим годом россияне бронируют туры активнее на 20 % [1].

Более того, в этом году Россия возглавила список самых популярных направлений на майские праздники. Самыми востребованными у туристов российскими регионами традиционно остаются: Крым, Черноморское побережье Кавказа, Краснодарский край, а также столицы — Москва и Петербург. Сильно возросла популярность Камчатки. На летний сезон она, можно сказать, полностью забронирована. Спрос на поездки в отдельные регионы вырос беспрецедентно.

Например, число запросов на туры в Алтайский край выросло в апреле втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года, в Ярославскую область — в 15 раз, в Крым — в 13 раз, в Карелию — почти в 10 раз. Спрос внутри страны вырос мгновенно, но, к сожалению, предложение за ним не везде успевает, очевидна недостаточность развития туристской инфраструктуры. Но идет строительство новых отелей, как на юге России, так, например, и на Камчатке [1].

Российские направления набирают популярность не только среди русских туристов, но и среди иностранцев. Анализ туристских въездов в РФ показал, что чаще всего за 9 месяцев 2015 года нашу страну посетили туристы из Украины, число поездок достигло 7876 тыс. раз, это в 2 и более раза отличается от других стран [2].

По результатам прибытий иностранных граждан на территорию РФ с целью «туризм» лидером среди исследуемой десятки оказался Китай, количество прибытий на 2015 год составило 583 тыс. остальные страны расположились в следующем порядке: Финляндия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Армения [2].

Анализируя полученные данные, необходимо учитывать следующие негативные для Российской Федерации тенденции в развитии туризма:

‒ международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов;

‒ усиливаются угрозы безопасности туристов на традиционных для россиян направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды;

‒ растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низко прибыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прогнозные значения по туристским прибытиям иностранных граждан в Россию обнадеживают, очевидно, и то, что в случае претворения в жизнь предложенных в данной статье рекомендаций, удастся достичь гораздо более высоких показателей взаимных туристских поездок.

Литература:

  1. Интервью О. П. Сафонова о росте внутренних туристских потоках на встрече президента РФ Владимира Путина // РИА-новости от 02.03.2016 [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа:http://ria.ru/tourism/20160302/1383089406.html — 15.05.2016.
  2. Статистика о взаимных поездках иностранных граждан в РФ // Федеральное Агентство по туризму [Электронный ресурс]: офиц. сайт Федерального Агентства по туризму. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru. — 11.04.2016.
  3. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации) [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. — надёжная правовая поддержка. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/. — Дата обращения 29.04.2016.
  4. Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Механизм формирования благоприятного инвестиционного климата: теория и практика российской действительности // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. − Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 41–45.
  5. Сайбель Н. Ю., Волков К. С. Социально-экономические препятствия на пути формирования благоприятного инвестиционного климата в России // Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. − Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2012. С. 16–20.
  6. Сайбель Н. Ю., Потапова А. Е. Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 705–708.
  7. Сайбель Я. В. Омерах по улучшению инвестиционного климата в России// Модернизация как альтернатива глобализации: потенциал экономической интеграции стран СНГ: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Том 2. − Краснодар: ЦНТИ, 2012. С. 12–16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle