Библиографическое описание:

Образцова А. А. Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1775-1778.



«Имидж человека- это то, что говорят о нем за его спиной». Э. Хау

В настоящее время вопрос формирования имиджа приобрел огромное значение, и это понятно, ведь то как мы себя позиционируем в конечном итоге определяет круг тех людей, кто нас окружает, поэтому правильный подход к формированию индивидуального имиджа, есть залог личностного успеха. Особенно актуальна проблема создания имиджа для публичных людей: политиков, руководителей, директоров компаний, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса, потому что, чем шире круг людей, с которыми человеку приходится взаимодействовать, чем масштабнее уровень стоящих перед ним задач, тем важнее впечатление, которое сложится о нем, но, тем не менее, имидж важен для любого человека.

Слово имидж: (от англ. «image») в буквальном переводе на русский язык означает «образ», «облик». В философии имидж выступает как сфера «организационно-регулятивной деятельности общества и является одним из важнейших условий и факторов социализации и социальной адаптации человека в среде существования…» [9, с. 38]. Следовательно, имидж влияет на формирование современной системы ценностей и индивидуальной картины мира человека.

С начала XX века процесс формирования имиджа рассматривается преимущественно в категориальном поле психологии и социологии: З. Фрейд, К. Юнг, Б. Э. Торндайк, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Э. Фромм, М. Вебер, П. Сорокин В. Парето Э. Эриксон. Степень внимания, уделяемая процессу формирования имиджа у вышеперечисленных авторов различна, вне зависимости от того, давали ли те или иные психологи определение имиджу, их психологические теории легли в основу современных практик формирования имиджа, например, «Я-концепция» К. Роджерса, «Образ себя» Г. Олпорта, «Теория ролевого конструкта» Дж. Келли и др.

Приоритетными типами имиджа для науки психологии являются: персональный имидж (имидж подростка), имидж организации (например, образовательного учреждения), имидж социальных институтов и др.

В контексте психологической науки, имидж описывается с точки зрения стереотипа, эмоционально окрашенного образа. Иногда имидж выступает синонимом социальной роли. Современные научные психологические исследования рассматривают в основном имидж личности. С точки зрения И. Г. Дубова, компонентами имиджа выступают межличностные отношения, исполняемые роли, индивидуальные характеристики носителя внешние и внутренние. Исследуя мотивацию формирования имиджа, психологи различают имидж, ориентированный на самоощущение (внутренняя мотивация) и имидж, ориентированный на восприятие (внешняя мотивация). В зависимости от мотивации выбираются определенные тактики формирования имиджа: самораскрытие, самомаскировка, самопрезентация образа «Я» [4, с. 88].

Если в психологии феномен имиджа выступает средством индивидуализации личности, то социология изучает, прежде всего, собирательный имидж социальных групп, социальных институтов. При анализе имиджа на первый план выходят социокультурные факторы его функционирования. В качестве объекта исследования выделяется имидж семьи, творческой интеллигенции, современного государства, города и др.

Определения имиджа в социологических словарях и справочниках имеют определенное сходство с психологической трактовкой этого феномена. Например, такое определение, имидж — это «целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании» [2, с. 33]. Или имидж — это «совокупность свойств, приписываемых объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему» [6, с. 99].

Иными словами феномен имиджа с точки зрения психологии ценен своими индивидуальными характеристиками (имидж должен запоминаться, быть ярким, опираться на индивидуальные особенности личности). Социологию же интересует повторяемость и узнаваемость имиджа, строительным материалом для которого служат не психологические свойства личности, а действующие в обществе стереотипы, под которые имидж «подгоняется».

В педагогике имидж исследуется с точки зрения эффективности коммуникации: учитель — ученик, индивидуальный имидж учеников, методики формирования позитивного имиджа учеников. На наш взгляд, имидж в педагогике часто выполняет ту же функцию, что и в политологии — формирование общественного мнения [4, с. 99].

В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Ряд исследователей: Е. Б. Карпов, А. В. Селезнева, определяют имидж как определенный образ себя, адресованный другим людям [2, с. 56]. Н. В. Антонова отводит главную роль при формировании привлекательного образа личности естественному самораскрытию своей индивидуальности [2, с. 37]. Е. Л. Яковлева раскрывает взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуальности и имиджа, подчеркивая при этом, что «выражение собственной индивидуальности есть творческий процесс» [2, с. 34]. Следовательно, подростку при формировании своего позитивного образа необходимо уметь найти и гармонизировать свою личностную идентичность, «образ Я-для себя», управлять процессом формирования впечатления о себе, «образ Я-для других», управлять собой и своими эмоциональными состояниями, уметь личностно развиваться, самореализовывать свой потенциал в рамках творческой деятельности [5, с. 60].

Процесс формирования имиджа в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности, согласно Н. П.Плеханова:

1) начальный уровень владения средствами общения у подростков в целом низок и их спектр ограничен, что является значительным препятствием присвоения новых средств общения и самопрезентации;

2) освоение понятий имиджа проходит в отрыве друг от друга, подростки не сопоставляют полученные знания с новым материалом. Предлагаемые средства для создания того или иного образа не принимают как средства самовыражения, а в большей степени воспринимают их как учебный материал для усвоения знаний [5, с. 77].

При рассмотрении творческой деятельности, хочется отметить, что в литературе она рассматривается как в широком так и в узком контексте. В узком смысле понятие «творчество» есть деятельность, порождающая нечто качественно новое и имеющее общественно-историческую ценность; в более широком — «это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, способы действия, материальные продукты)» [7, с. 88].

Б. Д. Эльконин пишет, что для становления подростка творческой личностью необходимо приобрести «опыт инициативного действия» и «опыт реализации замысла в способе решения задачи» [10, с. 101]. Событие встречи замысла с его реализацией можно понимать как творческий акт, осуществленный подростком в деятельности. Осуществление подростком действия в творческом акте становится основанием и способом его развития и формирования позитивного имиджа.

Описание возможности творения себя самим учащимся в образовании представлено в работах В. В. Давыдова и В. В. Репкина. Актом творения себя в подростковом возрасте становится «постепенное развитие подростка как индивидуального субъекта учебной деятельности», что в понимании В. В. Давыдова является характеристикой творческой личности [1, с. 81]. В. И. Слободчиков основным событием, открывающим «кризис отрочества», считает открытие подростком «собственного Я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущения себя автором и творцом собственной биографии», а следовательно и формирования собственного имиджа [8, с. 213]. В этом понимании, творчество подростка направлено на творение собственных отношений и себя как продукта данных отношений.

Творческая деятельность подростков, а следовательно и формирование позитивного имиджа, нуждается в целенаправленном развитии и руководстве. Я. А. Понамарев выделяет следующие существенные характеристики творческой деятельности подростка, и основные способности и компоненты позитивного имиджа, формирующиеся в соответствии с той или иной характеристикой.

  1. «Институционализированность» творческого действия подростка, предполагающая обязательное наличие для подростка в образовательном пространстве значимых «мест» для признания и стимулирования творчества.
  2. Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия подростка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта и структуры объекта, подлежащего изучению, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других».
  3. Особая эмоциональная атмосфера творчества в учебном коллективе и наличие эмоциональной вовлеченности подростка в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в коллективе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена,- «принятие подростками друг друга и стимулирование деятельности друг друга».
  4. Открытие подростком чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, переоткрытие какого-либо знания самим подростком или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Подросток начинает ощущать себя «творцом, автором определенного открытия в предмете» [7, c. 200], что позволяет ему реализовать интерес в определенной предметной области, либо приобрести интерес к определенной предметной области.

Для развития творческой деятельности подростков и формирования позитивного имиджа необходимы следующие педагогические условия:

– открытость обучения предмету, понимаемую как «особый стиль работы учителя, который в частности, оставляет за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Такой стиль обучения позволяет подростку открывать что-то новое для себя, а также способствует формированию способности к осуществлению ответственного выбора;

– определенная форма общения подростков с взрослым, позволяющая создать, особую эмоциональную атмосферу отношения в учебном коллективе;

– построение подростком совместно со взрослым индивидуального маршрута собственной творческой деятельности. Составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения подростком индивидуальной схемы. Демонстрация подростками продуктов собственной творческой деятельности. Данное условие соответствует характеристикам творческой деятельности (многообразие и событийный характер творческого действия и институционализированность) [11, с. 33].

Таким образом, индивидуальный имидж — это «облик, визитная карточка» подростка, облегчающая его идентификацию. В имидже также заложены определенные цели, которые могут быть как социально значимыми, соответствующими нормам морали, культуры, так и несущими асоциальную окраску вызова и деструкции. Подростковый возраст является тем периодом жизни человека, когда формируется позитивный индивидуальный имидж. Основным фактором формирования индивидуального имиджа подростка является отношение к себе и другим людям в ходе совместной творческой деятельности. Одной из главных особенностей этого возраста -возникновение представления о себе как «не о ребенке», тогда же появляется потребность в собственной внутренней оценке всего происходящего вокруг и своего личного опыта. Главный фактор самоимиджирования базируется как на интуитивной основе случайных выборов, проб и находок на фоне эмоционально-экспрессивных переживаний, так и на основе сознательного целенаправленного индивидуального построения собственного имиджа в процессе творческой деятельности.

Литература:

  1. Берцфаи Л. В. Истоки творческой личности в концепции В. В. Давыдова / Первые чтения памяти В. В. Давыдова: Сборник выступлений. — М.: Академия, 2013. — 144с.
  2. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого международного симпозиума «Имиджелогия — 2003» / под ред. Е. А. Петровой. — М.: Просвещение, 2003. — 300 с.
  3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога — практика: Справочно-энциклопедическое издание М.: ПЕР СЭ, 2014. — 300 с.
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: Наука, 2013. — 455 с.
  5. Плеханова Н. П. Психология индивидуального имиджа: Учебное пособие. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2014. — 200 с.
  6. Петрова А. А. Имидж и судьба человека: Учебное пособие. — М.: Владос, 2015. — 289 с.
  7. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2015. — 280 с.
  8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная пресса, 2012. — 416 с.
  9. Черемушникова И. К. Феномен имиджа: социально-философский анализ: Дис. канд. филос.наук.Волгоград, 2002. — с. 38–46.
  10. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие. — М.: Академия, 2011. — 144с.
  11. Юдина Ю. Г. Система условий для организации творческой деятельности учащихся основной школы // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». — 2013. — № 11. — 172 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle