Библиографическое описание:

Кульгачёв И. П., Романова М. М. Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 804-812.



Ключевые слова: туризм, tourism, внутренний туризм, domestic tourism, предложения, suggestions, статистика, statistics, статистика внутреннего туризма, statistics of domestic tourism, посетитель, visitor, турист, tourist, экскурсант, day visitor.

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма неоднократно заявлялось приоритетом [36, ст. 4; 22; 20; 19; 23]. Однако это не способствовало всемерному росту показателей национального туризма. Показатели динамики въездного туризма можно проанализировать по данным центрального органа исполнительной власти в сфере статистики (см. таблица 1). Следует заметить, что значительных изменений по посещаемости России иностранными гражданами с целью туризма на протяжении полутора десятка лет не наблюдается.

Таблица 1

Показатели въезда иностранных граждан вРоссию сцелью туризма

2000 г.

2005 г.

2013 г.

2014 г.

9 мес.

2014 г.

9 мес.

2015 г.

Въезд иностранных граждан в Россию с целью туризма (тыс. поездок). Данные ФПС ФСБ России.

2 598

2 385

2 664, 782

2 583, 079

2 244, 586

2 539, 457

Въезд иностранных граждан в Россию с целью туризма (тыс. поездок), согласно официальной стат. методологии (приказ Росстата от 12.08.2014 г. № 510).

25 438

19 141

20 672

Источник: [25].

Говоря о внутреннем туризме, необходимо отметить, что приводимые показатели внутренних туристских потоков являются в большей степени экспертной оценкой. Приводимые данные официальными представителями органов власти по количеству внутренних туристов (2013 г. — 32 млн. чел.; 2014 г. — 41,5 млн. чел., 2015 г. — 50 млн. поездок. См. табл. 2) многими экспертами подвергаются сомнению. Ссылки на Росстат не корректны. Говоря о внутреннем туризме, необходимо отметить, что приводимые показатели внутренних туристских потоков являются в большей степени экспертной оценкой. Приводимые данные официальными представителями органов власти по количеству внутренних туристов (2013 г. — 32 млн. чел.; 2014 г. — 41,5 млн. чел., 2015 г. — 50 млн. поездок. См. табл. 2) многими экспертами подвергаются сомнению. Ссылки на Росстат не корректны. Центральный исполнительный орган в сфере статистики в своей деятельности формирует официальную статистическую информацию на основе первичных статистических данных, то есть, обрабатывает в соответствии с официальной статистической методологией установленные формы статистической отчетности. Форм статистической отчетности, отражающей состояние внутренних туристских потоков в России, в своем перечне не имеет. Как представляется, можно вести речь об оперативной информации, а также об экспертной оценке профессионалов туристского бизнеса и центрального органа исполнительной власти в сфере туризма.

Таблица 2

Показатели внутреннего туризма Российской Федерации

1993 г.

2000 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Внутренний туристский поток (млн. туристов)

31,7****

41,5*

50,0**

Количество граждан России, размещенных в КСР (тыс. чел.)

14 509,6***

22 001***

32 561***

33 160***

Источники: * — [4]; ** — [33]; *** — [27]; **** — [16].

Анализ же количества размещенных в коллективных средствах размещения россиян, которых можно «принять» за туристов, показывает не столь бурный рост внутреннего туризма. В то же время, если показатели въездного туризма остаются на относительно стабильном прежнем уровне, а количество размещенных граждан в коллективных средствах размещения увеличивается (см. табл. 2), то вывод лежит на поверхности — показатели внутреннего туризма имеют тенденцию неуклонного роста.

Начиная с 2015 года, наметился положительный тренд в развитии внутреннего туризма. И в этом свою роль играют ряд факторов [11].

Первый. В профессиональном сообществе постепенно растет понимание, что туризм внутренний и туризм въездной являются основой туризма страны [14, с. 105]. Нельзя не отметить положительную роль в деятельности центрального исполнительного органа власти в сфере туризма, который приложил значительные усилия в работе по организации взаимодействия крупных отечественных туроператоров, авиа и ж/д перевозчиков. Если ранее туроператоры сосредотачивали основные усилия на выездном туризме, то в 2015 году начали формироваться и реализовываться пакетные туры по России. В этом году наметившая тенденция имеет продолжение. Предлагают сформированные пакетные туры туроператоры «Coral Travel», «ICS Travel Group», «Библио-Глобус», «Анекс-тур», «НТК Интурист» и др.

Таблица 3

Предлагаемые туры по России (июнь 2016г.) на примере туроператора «Coral Travel»

Авиаперевозчик

Средство размещения

Питание

Цена (7 ночей) тура на двоих (руб.)

S-7

Аэрофлот

Фламинго Мини-отель 2* (г. Анапа)

Завтрак

28 707

S-7

Аэрофлот

Афанасий отель 3* (г. Геленджик)

Без питания

35 934

S-7

Гостиничный комплекс «Новый свет» 2* (Крым)

Без питания

30 108

S-7

Пансионат Солнышко 2* (г. Сочи)

Без питания

32 007

Источник: [26].

Второй. Падение курса национальной валюты по отношению к доллару и евро, что привело к резкому удорожанию зарубежного туристского продукта, санкции США и их союзников, вызвавших определенные экономические трудности и как следствие падение реальных доходов населения, которые ранее могли себе позволить выезд за рубеж на отдых до 2015 года [10].

Третий. Террористический акт в отношении к российским туристам в Египте, реальные угрозы их совершения в Турции привели к тому, что туристические потоки в эти наиболее посещаемые страны российскими туристами приближаются к нулевым значениям.

Четвертый. Появление по экспертным оценкам до 4 миллионов так называемых «невыездных» граждан России, которые по своей профессиональной принадлежности, социальному статусу, рекомендациям своих ведомств не могут позволить себе зарубежное путешествие, несмотря на имеющиеся финансовые возможности.

Сегодня, начиная от представителей власти и туристского бизнеса и заканчивая простым обывателем, говорят о том, что те потенциальные возможности для переориентации туристских потоков выездного туризма на внутренний нельзя упускать [15]. Как представляется, задача в развитии внутреннего туризма состоит не только в том, чтобы развернуть выездные туристические потоки, используя благоприятные временно сложившиеся условия, и направить по внутреннем туристским маршрутам и в отечественные туристические дестинации, но и создать условия, а также мотивацию для постоянного посещения отечественных мест отдыха в течении всего календарного года. В противном случае, как только доходы россиян стабилизируются, восстановление выездного туристического потока будет неизбежным.

В основном представители власти пытаются решать вопросы развития внутреннего туризма, связанные с реализацией программ развития в высокий сезон, особенно в летний период времени. Следует заметить, что летний сезон в России пригодный для «так называемого пляжного туризма» востребован в течение двух месяцев (июль — август). Страна в этот период превращается в большой вокзал. Остальное время (низкий сезон), в том числе и в школьные каникулы направленность граждан, имеющих возможность организовать для себя отдых, как правило, одна — за рубеж. Есть определенная альтернатива — Санкт-Петербург, в последнее время стали не только модными, но и экономически приемлемыми для любителей путешествий поездки в Казань.

Предложения по развитию внутреннего туризма.

Первое — продление туристического сезона на один месяц на Черноморском побережье Краснодарского края и Республике Крым. Следует прилагать усилия не только рассматривая возможности развития туризма в высокий сезон, но и предпринимать меры для его продления. Вся страна не может пойти в отпуск в июле-августе. Представляется целесообразным перенос обучения студентов высших учебных заведений, средних профессиональных заведений (колледжей, техникумов) и школьников начальных классов с 1-го сентября на 1-е октября на первом этапе. Такая мера, как перенос начала сроков обучения студентов и школьников начальных классов, никак не скажется на работе образовательных учреждений. Родители школьников младших классов могли в «бархатный сезон» позволить себе отдых с детьми. Выпускники школ после окончания школы не успевают отойти от выпадающих на их долю переживаний от сдачи «ЕГ» и поступления в высшие учебные заведения. В дальнейшем, в ходе второго этапа, когда будут проанализированы результаты первого этапа, можно было бы рассмотреть вопрос и переноса сроков обучения школьников других классов. Это позволило бы продлить летний сезон на месяц для деятельности туристского бизнеса (индустрии гостеприимства) Черноморского побережья России и Крыма. Не является ни для кого большим секретом, что вода в Черном море становится комфортной для купания лишь в 20-х числах июня и полнокровно курортный период (высокий сезон) в названных туристских дестинациях длится два месяца.

Второе — перенос столицы России из города Москва и превращение его в международный туристический центр. Московский регион, где по статистическим данным проживает 12-ть миллионов жителей Москвы и 7-мь Московской области, а также 3 миллиона (впрочем, кто их считает …) прибывших на заработки жителей СНГ, в последние годы явно не добавляет туристической привлекательности. Экологическая составляющая, автомобильные пробки, как в самой столице, так и на дорогах Подмосковья, массовое скопление людей превращает регион в место, где невозможно полноценно восстановить свои духовные и физические силы. Перенос столицы из Москвы в другое место (регион) позволило бы остановить прирост населения в городе, способствовало улучшению экологической обстановки и это не только требование туризма, но и экономическая и социальная необходимость, которая одномоментно может превратиться и в политическую. При этом условии Москва имела бы возможность превратиться в международный туристский центр, что позволило бы представлять Кремль как визитную карточку города Москвы, в полной мере использовать возможности для посещения объектов туристического показа. Историческое и культурное наследие позволяет это сделать. А страна получила бы в случае переноса столицы ещё один экономически состоятельный регион России.

Третье — формирование мотивации для путешествий и туризма путем создания современной инфраструктуры развлечений. Слаборазвитая индустрия развлечений и отдыха не дает возможности формировать мотивацию посещений потенциальных туристов и экскурсантов. В настоящее время в нашей стране существует большая масса всевозможных объектов данного сектора, однако по — настоящему интересных и привлекательных для туристов назвать сложно. Страны, где от внутреннего туризма поступают в бюджеты различных уровней огромные финансовые потоки, не только поддерживают устоявшиеся туристские центры, но создают современную мотивацию посещений и в первую очередь для привлечения своих граждан. В США это — Диснейленды в Орландо (17 млн. посетителей в год) и Калифорнии (16 млн. посетителей в год), Голливуд, Нью-Йорк (40 млн. туристов в год) и Лас-Вегас, тематические парки, фестивали музыки и т. д.; во Франции — Диснейленд в Париже (15 млн. посетителей в год), центр Жоржа Помпиду, праздник света в Лионе, карнавал в Ницце; в Японии — парк развлечений UniversalStudiosJapan в Осаке (10,1 млн. посетителей в год), «Токио Диснейленд», аквариум «Море у берегов Окинавы» и т. д.

Десять месяцев в году (низкий туристический сезон) более 19 миллионов россиян, жителей Московского региона, одного из самых благополучных в экономическом отношении регионов страны, испытывают трудноразрешаемые проблемы, связанные с урбанизацией и организацией отдыха в выходные дни. Совсем ещё недавно по территории Московской области бродил призрак туристического проекта «Россия», который предполагал создание на территории Раменского района строительство «мини России, с городами и иными объектами, раскрывающими великое культурное наследие и исторические вехи страны» с соответствующей инфраструктурой, но так и остался «призраком».

Но и сегодня на территории Московской области можно назвать как минимум три места, где сформирована мотивация посещений: всемирный центр православия Свято-Троице Сергиева Лавра в городе Сергеев Посаде; Дмитровский Кремль, горнолыжные спуски и иные объекты туристского показа и места отдыха в муниципальном Дмитровском районе; санатории и дома отдыха в городском округе Звенигород. Основная проблема для доступности туристам и экскурсантам названных подмосковных туристских дестинаций — это транспортная составляющая. Если обратить внимание федеральных и региональных властей, то задача вполне разрешима в течении короткого периода времени.

Санкт-Петербург и Ленинградская область не обделены вниманием как иностранных, так и отечественных туристов. ООО «Газпром» финансирует футбольный клуб «Зенит». По различным экспертным оценкам затраты составляют от 220 до 300 миллионов долларов ежегодно. Можно обратиться к опыту подготовки к Зимним олимпийским играм в г. Сочи и, используя механизмы частно-государственного партнерства, предложить жителям второго по численности населения региона в России не только футбольные зрелища, средняя посещаемость которых не превышает 20 тысяч человек на матч, но и новые аттракции. Появление в крупнейших мегаполисах России современных аттракций насущная необходимость.

Четвертое — развитие железнодорожного транспорта путем строительства скоростных дорог к местам массового отдыха россиян и оптимизации расходов. Основным сдерживающим фактором роста внутреннего туризма является высокая стоимость перевозки. Зачастую стоимость железнодорожных билетов к местам отдыха превышает стоимость авиаперелета. Ввиду высокой стоимости железнодорожного транспорта россияне чаще всего путешествуют по стране на личном автотранспорте. Поезда до Сочи (от 28 до 36 часов) и Анапы (36 часов) идут по времени XX-го века, учитывая современные технические достижения. В Китае общая протяженность высокоскоростных железных дорог составляет порядка 19 тыс. километров [9]. Строительство высокоскоростной железной дороги Москва — Адлер (1740 км. 8 часов -время в пути) пока остается грандиозным планом. ОАО «Российские железные дороги» могли бы уже сегодня, сократив непрофильные расходы, изыскать средства на его реализацию. 1 млрд рублей на строительство 1 км дороги по российским меркам сумма значительная. В то же время содержание футбольного клуба «Локомотив» (бюджет 5,43 млрд рублей в 2015 году [2]), стадиона «Локомотив» и его инфраструктуры являются лишь амбициями прошлых руководителей одного из крупнейших монополистов современной России. К примеру, в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (на период 2011–2018 годы)» предусматривалось выделение из федерального бюджета 96 млрд. рублей на 8 лет, т. е. в среднем по 12 млрд. рублей ежегодно, учитывая состояние бюджета страны выделение этих средств в разы сокращено. Как представляется, для города Москва четыре футбольных клуба премьер лиги (достаточно и двух клубов), средняя посещаемость которых составляет чуть более 12 тысяч болельщиков на матче и на поле 20 россиян (остальные иностранцы) с бюджетом около 600 млн долларов, непозволительная роскошь. Не нужны городу Краснодару две футбольные команды премьер лиги, а вот городу Сочи как известной широко за пределами страны туристской дестинации он необходим, так же как и получения статуса города федерального значения.

В город-курорт Сочи в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде 2014 года по экспертным оценкам вложено по официальной версии порядка 214 млрд рублей на строительство спортивных сооружений и объектов, обеспечивающих их функционирование, реконструкцию аэропорта «Адлер» — 690 млн. долл. США, строительство новой теплоэлектростанции мощностью 360 МВт — 820 млн. долл. США [29]. Построены уникальные олимпийские объекты, современные коллективные средства размещения, несколько позже трасса для чемпионата мира для автомобилей класса «Формула 1». Созданная инфраструктура требует наполнения. В настоящее время приоритет строительства высокоскоростной железной дороги имеет город Казань, что считается более экономически целесообразным. Однако поэтапное строительство высокоскоростного железнодорожного пути по центральной европейской части России в сторону отечественных туристических дестинаций Юга принесло бы не меньшие экономические дивиденды, не говоря о здоровье нации.

Перенос столицы именно (на первом этапе строительства ряда государственных учреждений) на 350–400 км по направлению трассы высокоскоростной железной дороги, был целесообразным, так как люди наделенные государственными полномочиями в течении полутора — двух часов могли вернуться в крупный мегаполис. Этот проект имел бы значительно меньшую стоимость, чем планы строительства правительственных зданий на территории новой Москвы. Высокая степень контроля со стороны властных структур давала бы стопроцентные шансы не превратить их в долгострой и как следствие страна в короткие сроки получила бы дополнительно и 400 км скоростного железнодорожного пути к Югу.

Пятое — создание крупных туроператоров в Крыму на основе частно-государственного партнерства. В России 4085 туроператоров [25]. Если исходить из анализа по существу проводимой ими коммерческой деятельности, то они как были, так и остаются только крупными турагентами, так как своих средств размещения, транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка и трансфер (например, как западно-германский туроператор «ТУИ») они не имеют, а, следовательно, существенно влиять на формирование цены создаваемого ими турпродукта возможности не могут. В настоящее время ещё есть уникальная возможность используя механизмы частно-государственного партнерства на базе коллективных средств размещения Крыма, крупнейших авиакомпаний и ОАО «РЖД» создать ряд отечественных туроператоров, которые действительно бы могли формировать, продвигать и реализовывать свои турпродукты исходя из рыночной конъюнктуры. Это позволило бы снижать стоимость перевозки в Республику Крым, осуществлять ценообразование туристского продукта исходя из складывающегося спроса, создавать для себя конкурентные преимущества, что в конечном итоге сказалось на общей доступности туристской дестинации для широкого сегмента потребителей в течении всего календарного года.

Шестоесовершенствование форм и методов работы по обеспечению безопасности туристов. В рейтинге Всемирного экономического форума (Давос 2015 г.) по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма Россия экспертами определена на 126 мест из 141 страны. Если такие страны как Бразилия, ЮАР занимают значительно более высокие места по такому критерию как «безопасность», то «не стоит говорить» об объективности экспертов. Гораздо важнее предпринимать конкретные шаги, чтобы обеспечить сохранность имущества путешествующих граждан, а также их личную безопасность. В штатной структуре Главного управления МВД России по г. Москве создано подразделение туристической полиции. Это положительный аспект, но в то же время многие понимают, что патрулирование туристических маршрутов в центральной части города как выполнение главной задачи, не всегда способствует выявлению преступников, специализирующихся на совершении преступлений в отношении туристов и экскурсантов, как самой беспечной категории граждан. «Территориального признака» никто не отменял, но создание специализированного оперативного подразделения, главной задачей которого была бы борьба с преступностью, объектом которой избрана индустрия гостеприимства, было бы конкретным шагом по борьбе с узконаправленными преступными элементами. Миллионы туристов (2015 г — 17 миллионов туристов, посетили столицу России [30]) приезжающих в Москву, а также их безопасность заслуживают большего внимания со стороны правоохранительных органов.

Второму по численности населения мегаполису России городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области также не помешало бы специализированное подразделение по борьбе с правонарушителями и преступниками в рассматриваемой сфере. Как представляется, конкретными мерами было бы и введение в перечень рейтингов правоохранительных органов такого показателя как «раскрываемость правонарушений по отношению к экскурсантам и туристам». Это заставило правоохранительные органы уделять гораздо больше внимания безопасности туристов и экскурсантов и как следствие позволило бы существенно снизить уровень преступности по отношению к этой социальной группы населения.

Не маловажно также идти в ногу со временем развития современных технических средств и использования их не только для реализации туристского продукта. Самые посещаемые туристические объекты показа необходимо и в дальнейшем оборудовать современными техническими средствами в целях обеспечения безопасности посетителей. Все эти меры способствовали бы укреплению доверия путешествующих граждан, а также формированию имиджа России как страны безопасной для организации путешествий и туризма.

Седьмое — формирование мотивации посещений Черноморского побережья и Крыма путем организации и проведения массовых событийных мероприятий (фестивали студенческой песни, туристские сборы, спортивные соревнования и т. д.).

Говоря о перспективах туризма в России необходимо сказать, что одним из основных факторов, дающим «толчок» для развития национального в России является проведение массовых международных событийных мероприятий. Чемпионат мира по футболу в 2018, Зимняя Универсиада — 2019 в Красноярске — эти события позволяют повысить интерес и увеличивать поток туристов в нашу страну. В свою очередь, стоит понимать, что возможность организации данных соревнований всего лишь «эпизод», а не «система» для развития национального туризма и привлечения инвестиций в сферу туризма. Поэтому необходимо создавать систему проведения ежегодных событийных мероприятий в местах, где есть условия для приема гостей и богом подарена природа для отдыха и рекреации. Никто не мешает деятелям культуры (Федеральное агентство по туризму является структурным подразделением Министерства культуры Российской Федерации) взамен «ЮРМАЛЫ» организовать соответствующий фестиваль в г. Сочи или в Севастополе ежегодный фестиваль военной песни или другие событийные мероприятия.

Восьмое — ведение аналитической работы по аспектам ценообразования в крупнейших мировых центрах индустрии отдыха и формах и методах их продвижения центральным органом исполнительной власти с целью информирования собственных производителей услуг о формировании предложения и спроса на зарубежные туристские продукты.

В настоящее время имеет место желание менеджеров коллективных средств размещения Черноморского побережья и Крыма воспользоваться создавшимися условиями и обстоятельствами для получения более высоких доходов в высокий сезон, тем более что его продолжительность два месяца в году, что может реализоваться в неадекватном ценообразовании на услуги своих предприятий. Понятно, что экономические законы никто не отменял и «спрос» и «предложение» будут, в конечном счете, определять стоимость сферы услуг индустрии гостеприимства отечественных туристских дестинаций. Как представляется, российский туристический бизнес старается заработать всегда сегодня, а что будет завтра, то есть на следующий год не сильно озабочен. Вернется или нет потребитель — задача следующего года. Опасность неадекватной ценовой политики предприятий индустрии гостеприимства Черноморского побережья Краснодарского края и Республики Крым уже сегодня активно обсуждается как в средствах массовой информации, так и среди потребителей на обыденном уровне.

Не секрет, что многие местные жители Черноморского побережья адаптировались к высоким монопольным ценам, покупая продовольственные товары в высокий сезон ранним утром на оптовых рынках, и сами активно участвуют в поддержании «московских цен» ведя уличную торговлю. Борьба в режиме ручного управления с монопольным сговором по формированию цен на продовольственных рынках массовых туристских дестинаций также является задачей как власти, так и бизнеса, теряющего миллионы потребителей из-за поверхностных экономических знаний и отсутствия долгосрочной ценовой стратегии. И сами отельеры одной из трудно решаемых задач в организации отдыха россиян, уже знающим и привыкшим к мировым стандартам отдыха в том же современном формате «всё включено», видят высокие цены на продовольственные и сельскохозяйственные продукты.

4 миллиона невыездных россиян в любом случае дадут какое-то наполнение отечественных туристских дестинаций. Следует заметить, что большая их часть поедет в свои ведомственные санатории и дома отдыха. Однако значительная часть платежеспособного населения России предпочитает зарубежный отдых.

Поэтому анализ заполнения зарубежных туристских дестинаций, форм и методов их продвижения, качества предоставления основных и дополнительных услуг, туристских предпочтений, тенденций развития аттракций, ценовой политики в сравнении с отечественными необходим. Сам туристический бизнес, всегда заявляя об этом, как правило, аналитической работы не ведет. Он анализирует в первую очередь своих конкурентов на зарубежном и внутреннем туристическом рынках. Этот объем работы может осуществлять как сам центральный орган исполнительной власти в сфере туризма, так и иная организация, работающая по выигранному ей тендеру.

Девятое — формирование адекватной системы статистики внутреннего туризма в Российской Федерации.

Методологические затруднения. В рекомендациях ЮНВТО для подсчета туристических потоков есть такое понятие как «посетитель», которое является родовым понятием для таких понятий как «ночующий посетитель — турист» и «однодневной посетитель — экскурсант». Названные понятия по отношению к первому родовому понятию («посетитель») являются подчиненными и входят в его объем. В российской туристической практике нет родового обобщающего понятия для таких понятий как «турист» и «экскурсант».

К примеру, по заявлению официальных лиц Республику Татарстан в 2015 году посетило 2,5 миллионов туристов [35]. В отчете Государственного комитета по туризму Республики Татарстан по итогам работы за 2015 год приводятся следующие данные по численности посетителей основных туристских центров Республики Татарстан [8]: Казанский Кремль — 2 107 225; Елабуга — 277 100; Великий Болгар — 349 765; Остров-град Свияж — 261 418; Чистополь — 38 100; Тетюши — 10 000. Таким образом, несложный арифметический подсчет показывает суммарное количество посетителей (именно это понятие употребляет исполнительный орган власти в сфере туризма, а не «туристов» и (или) «экскурсантов») — 2 813 608. Объем внутреннего туристического потока (россиян) официальными властями Республики Татарстан не озвучивается. Следует исходить из того, что он на 154 182 туриста (количество иностранных граждан, прибывших в Республику Татарстан в 2015 году) меньше общего количества посетителей [8]. Вполне вероятно, что туристов в Татарстане в 2015 году было названное ранее число, но, сколько из числа посетителей туристы, а сколько экскурсанты статистическое наблюдение сказать не может.

Поэтому имеет место необходимость приведения в методологическое соответствие ряда базовых терминов, используемых в сфере туризма: «посетитель», «турист», «экскурсант» у ЮНВТО и «турист», «экскурсант» в Российской Федерации.

Основные рекомендации Ростуризма по определению внутреннего туристского потока заключаются в суммировании двух составляющих: первая — лиц (граждан России), размещенные в КСР и вторая — проведении специальных исследований по выявлению количества лиц (граждан России) размещенных не в КСР. В связи с тем, что в форме статистической отчетности «Сведения о деятельности коллективного средства размещения (индекс формы — «1 — КСР») отсутствует такая цель посещения как «туристская», число туристов, размещенных в КСР определить не возможно. Как представляется, немногим регионам удается выяснить и «Число туристов, размещенных не в КСР …» [21], так как для этого необходимо проводить специальные обследования не реже одного раза в три года. Исключение, как представляется, составляет только Краснодарский край.

Можно предположить, что регионы и отдельные местные органы считают внутренних туристов по следующему алгоритму. Численность размещенных лиц в КСР умножают на определенный коэффициент, заметно увеличивающий численность туристов. Подсчет такого показателя туристических потоков как «экскурсант» не ведется.

Не всегда согласована информация о туристических потоках в регионах, которая приводится официальными представителями власти. Город Москва дает информацию о количестве туристов в 2015 годы от 16,5 [32] до 17 миллионов [30] туристов.

Таблица 4

Отдельные показатели состояния внутреннего туризма вРоссии

Внутренний туристический поток / национальный туризм

(млн. туристов)

Численность размещенных лиц вгостиницах ианалогичных средствах размещения России (млн. чел.)

2014г.

2015г.

2014г.

2015г.

Российская Федерация

41,5 / 66,9

[4,4 & 25]

50,0 / 76,9

[33, 33 & 26]

33, 160 [7]

-

г. Москва

12,21/16,5

[30]

12,58 / 17

[30]

5,559 [7]

-

Краснодарский край

— / 13,8

[6]

- / 14 (за 11 мес.) [13]

2,778 [7]

-

г. Санкт — Петербург

3,2 / 6,0

[17,28]

3,7 / 6,5

[31]

2,782 [7]

-

Алтайский край

- / 1,62

[3]

- / 1,9

[1]

0,303 [7]

-

Республика Татарстан

— / 2,5

[34]

2,346/2,5

[35]

1,7591 [8]

(по данным Росстата — 1,234. [27])

1,2293

(9 мес.) [8]

Республика Крым

- / 4,0

[24]

- / 4,598

[12]

0,255 [7]

-

Источники: 1, 3, 4, 6, 7, 8, 12,13, 15, 17, 24, 27, 28, 30, 31, 33, 34, 35.

Анализ приведенных данных в таблице позволяет утверждать, следующее: — регионы России дают в основном показатели национального туризма (внутренний туризм + въездной туризм иностранных граждан, то есть общее количество туристов посетивших регион); — наличие существенных разночтений представителями власти о количестве туристов в регионе, а также с данными Росстата о количестве граждан России, размещенных в КСР; — наличие экспертной оценке туристических потоков внутреннего туризма или её отсутствие как таковой.

Адекватная статистическая информация о состоянии внутреннего туризма необходима как государственным и муниципальным органам для выработки действенной государственной политики по развитию сферы туризма, так и субъектам индустрии гостеприимства в целях определения стратегии и тактики действий на рынке и принятии коммерческих решений. Поэтому важно иметь федеральную форму статистического наблюдения, которая реально показывала движение внутренних туристических потоков.

Обладая значительными туристическими ресурсами, имея достойную и интересную историю, Россия способна значительно увеличить посещение отечественных туристских дестинаций своими гражданами. Для этого необходимы конкретные действия по увеличению продолжительности высокого туристского сезона на юге России, созданию современной мотивации посещений в низкий туристический сезон в крупнейших мегаполисах, созданию безопасных условий для путешествий, информированию и вооружению экономическими знаниями российский туристический бизнес, формированию адекватной системы статистического наблюдения за деятельности в сфере внутреннего туризма.

Литература:

  1. Алтайский край в 2015 году посетил 1,9 млн. туристов, а Барнаул стал одним из самых дешевых городов для путешественников. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.katun24.ru/news/131159/ (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  2. Бюджет ФК «Локомотив» в 2016 году не претерпит кардинальных изменений — Дворкович. [Электронный ресурс]. — URL: http://rsport.ru/football/20151102/876413285.html (Дата обращения 05 мая 2016 г.)
  3. В 2014 году вырос поток туристов в Алтайский край до 1,62 миллиона человек. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.altairegion22.ru/region_news/v-2014-godu-vyros-potok-turistov-v-altaiskii-krai_398923.html (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  4. Внутренний туризм в России вырос на треть. — URL: http: http://rg.ru/2015/06/22/turizm-site.html (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  5. Дегтярева И. Н., Голубина Ж. И. Учебное пособие для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов экономических специальностей по дисциплине «Статистика» раздел «Общая теория статистики». — Пятигорск: РИА КВМ, 2010.
  6. Доклад о результатах за 2014 год и основных направлениях деятельности министерства курортов и туризма Краснодарского края в 2015–2018 годах. [Электронный ресурс]. — URL: http://min.kurortkuban.ru/deyatelnost/otchety/item/894-drond2014 (Дата обращения 16 мая 2016 года).
  7. ЕМИСС / Федеральная служба государственной статистики / Гостиницы, рестораны (общественное питание) / Деятельность коллективных средств размещения. [Электронный ресурс]. — URL: http://www. gks.ru (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  8. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год. [Электронный ресурс]. — URL: http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_462086.pdf (Дата обращения 15 мая 2016 г.).
  9. Китай к 2020 году увеличит протяженность скоростных железных дорог (РИА Новости) [Электронный ресурс]. — URL: http://ria.ru/economy/20160305/1385006923.html (Дата обращения 05 мая 2016 г.)
  10. Козлов Д. А. Прогноз развития внутреннего туризма Российской Федерации. //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 2–4, 2016. — С. 521–525.
  11. Козлов Д. А. Факторы развития российского внутреннего туризма. //Молодой ученый. № 23 (103), 2015. — С. 566–568.
  12. Количество туристов в Крыму в 2015 году посчитали неправильно — Аксенов. [Электронный ресурс]. — URL http://dos-news.com/lenta_novostei/kolichestvo-turistov-v-krymu-v-2015-godu-poschitali-nepravilno-aksenov.html (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  13. Краснодарский край посетили 14 млн туристов. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tourprom.ru/news/31031/ (Дата обращения 16 мая 2016 года).
  14. Лепешкин В. А., Христов Т. Т. Структурные изменения на туристском рынке РФ. /Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы индустрии гостеприимства и туризма» (11–12 апреля 2016 г. Москва). — Уфа: Аэтерна, 2016. — С.105.
  15. Макеева Д. Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок. //Вопросы региональной экономики. Т. 22. № 1, 2015. — С. 39–48.
  16. Ольга Голодец: объемы внутреннего туризма должны увеличиться с 31,7 млн. до 76 млн. человек (13.06.2014 г.). [Электронный ресурс]. — URL: http// www.ok-infom.ru (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  17. Петербург по итогам 2015 года ожидает рекордного числа туристов. [Электронный ресурс]. — URL: http://ria.ru/society/20151204/1335971047.html (дата обращения 18 мая 2016 г.)
  18. Петрова А. Л. Тренд 2015 года — внутренний туризм. /Материалы международной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и бизнеса (Москва, 27 марта 2015 г.)», 2015. — С. 239–241.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». /Собрание законодательства РФ, 22.08.2011, N 34, ст. 4966.
  20. Приказ Ростуризма от 06.05.2008 N 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/pravovye-akty-rostu (Дата обращения 03 мая 2016 г.).
  21. Приказ Ростуризма от 18 июля 2007 г. № 69 «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации» (Строка 4 таблицы 1 «Объем туристского потока в (наименование субъекта Российской Федерации) в 200_ году»). [Электронный ресурс]. — URL: http://www. russiatourism.ru (Дата обращения 18 мая 2016 г.).
  22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 954-Р «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года». /Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2902.
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». /Собрание законодательства РФ, 16.06.2014, N 24, ст. 3105.
  24. Ростуризм: Крым в 2015 году посетят не менее 5 млн человек. [Электронный ресурс]. — URL http://vz.ru/news/2015/7/16/756537.html (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  25. Сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.russiatourism.ru (Дата обращения 03 мая 2016г.)
  26. Сайт туроператора «Coral Travel». [Электронный ресурс]. — URL: http// http://www.coral.ru (Дата обращения 03 мая 2016 г.).
  27. Сайт Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  28. Санкт-Петербург в 2014 году посетило около 6 миллионов туристов. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tour-planeta.ru/news_sankt_peterburg_v_2014_godu_posetilo_okolo_6.html (Дата обращения 18 мая 2016 г.)
  29. Сколько стоила подготовка к Олимпиаде в Сочи? /Аргументы и факты. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.aif.ru/olymp2014/dontknow2014/skolko_stoila_podgotovka_k_olimpiade_v_sochi (Дата обращения 05 мая 2016 г.)
  30. Сколько туристов посетило Москву в 2015 году? [Электронный ресурс]. — URL: http://www.aif.ru (дата обращения 15 мая 2016 г.).
  31. Смольный: в 2015 году Петербург посетило 6,5 млн туристов. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.spb.aif.ru/city/event/smolnyy_v_2015_godu_peterburg_posetilo_6_5_mln_turistov (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  32. Собянин рассказал сколько туристов посетили Москву. [Электронный ресурс]. -URL: http://gosnovosti.com (Дата обращения 16 мая 2016 г.).
  33. Совещание о развитии внутреннего туризма. — URL: http:// http://government.ru/news/21363/ (Дата обращения 19 мая 2016 г.).
  34. Татарстан посетили 2,5 млн. туристов в 2014 году, турпоток вырос на 16 %. [Электронный ресурс]. — URL: http://kazan.bezformata.ru/listnews/posetili-2–5-mln-turistov-v-2014/29365351/ (Дата обращения 16 мая 2016 года).
  35. Татарстан посетили 2,5 миллионов туристов в 2015 году. [Электронный ресурс]. — URL: http://kazan.rusplt.ru/index/tatarstan-posetili-25-millionov-turistov-v-2015-godu-498719.html (Дата обращения 15 мая 2016 г.).
  36. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». /Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, N 49, ст. 5491.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle