Библиографическое описание:

Белисова А. В. Льготы по налогам и сборам как элемент налоговой политики // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1243-1245.



 

В статье раскрываются особенности налоговой политики как правовой категории. Автор приходит к выводу о том, льготы по налогам и сборам являются важнейшим элементом налоговой политики, поскольку позволяют реализовать регулирующую и стимулирующую функции налогов.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая льгота, налоговая обязанность, налогоплательщик, налоговый механизм.

 

Термин «налоговая политика» — один из самых известных, часто встречающихся во многих формах выражения налогового права. Между тем, ни один нормативный правовой акт не содержит нормативного определения данного термина.

В то же время налоговая политика — это объективная реальность, предполагающая в идеале свое поступательное развитие.

Возможности поступательного развития общества, стабильность и предсказуемость развития налоговых правоотношений во многом определяются характером проводимой государственной налоговой политики.

В значительной мере финансовое и психологическое здоровье общества зависит от способности государственной власти выстраивать адекватную насущным потребностям и долгосрочным перспективам общественного развития стратегию преобразований в налоговой сфере.

Россия имеет весьма слабую теоретическую и практическую базу разработки и реализации налоговой политики. Во многом это обусловлено особенностями переходного периода, явной недооценкой роли налогового права в жизни общества.

История убедительно доказала, что следствием непродуманной налоговой политики является существование пробельного, противоречивого, весьма несовершенного налогового законодательства.

Долгое время проблемами налоговой политики занимались исключительно представители экономических наук.

Но налоговая политика — это не только экономическая, но и правовая категория, поскольку именно от права зависит ее нормативное оформление, придание ей правовой формы, без которой она не может объективно существовать.

В юридической науке сложилось несколько подходов к пониманию категории «налоговая политика». Налоговая политика рассматривается как:

‒                   важнейшее направление деятельности государства, выражающееся в проведении экономических, правовых и контрольных мероприятий по поводу налогов (узкий подход) [1];

‒                   систему разнообразных мер, осуществляемых государством для удовлетворения потребностей публично-правовых образований в финансовых ресурсах (широкий подход) [2];

‒                   элемент социально-экономической политики государства [3].

Несколько другой акцент в понимании налоговой политики сделал М. Н. Карасев. По его мнению, налоговая политика есть основанные на нормах налогового права действия органов государственной власти, направленные на обеспечение стабильного функционирования механизма правового обеспечения налоговых отношений [4].

Гоголев А. М. исследует налоговую политику как базовый элемент механизма государственно-правового администрирования налоговой сферы [5].

На наш взгляд, при определении понятия налоговой политики необходимо учитывать следующие посылки:

‒          налоговая политика — составной элемент государственной финансовой политики государства, направленной на повышение благосостояния российских граждан;

‒          от экономической и правовой обоснованности налоговой системы зависит социально-экономический климат;

‒          налоговые отношения изначально носят конфликтный характер;

‒          для разрешения и предупреждения конфликтов в налоговой сфере государство должно использовать досудебные и судебные способы разрешения налоговых споров.

Соответственно, государственную налоговую политику можно определить как деятельность публично-правового образования по разработке и реализации концептуальных идей, положений, программ, нацеленных на создание и совершенствование механизма правового регулирования налоговых отношений.

Налоговую политику можно рассматривать в контексте юридической деятельности, складывающейся из следующих логически взаимосвязанных этапов:

  1.                Разработка и юридическое оформление общей концепции налоговой политики государства в программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации.
  2.                Отражение общей концепции налоговой политики государства в актах законодательства о налогах и сборах, подзаконных нормативных актах путем внесения в него изменений и дополнений.
  3.                Реализация норм налогового права и одновременно создание высшими судебными инстанциями новых общеобязательных правил поведения участников налоговых отношений в «духе» основной концепции развития налоговой системы страны.
  4.                Подведение промежуточных и конечных результатов проводимой налоговой политики, внесение в нее корректировок, исходя из сложившихся экономических, социальных, политических, международных условий [6].

В юридической науке принято выделять субъектов, разрабатывающих и реализующих соответствующее направление политики.

Субъектами, разрабатывающими налоговую политику Российской Федерации, являются Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

Цементирующим звеном формирования налоговой политики выступает Послание Президента Российской Федерации. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 отмечается важность создания стабильных условий инвестиционной деятельности [7].

К компетенции Правительства Российской Федерации отнесены вопросы разработки и реализации налоговой политики [8].

Налоговая политика — это не только сфера деятельности органов исполнительной власти. Существенную роль в ее правовом оформлении играют законодательные органы власти, к компетенции которых относится принятие нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения. Налоговая политика государства носит правовой характер только в том случае, если она строится на основе общеправовых принципов свободы, равенства, справедливости, ответственности [9].

Налоговая льгота является важнейшим элементом налоговой политики. Налоговые льготы имеют глубокие исторические корни. Некоторые исследователи справедливо отмечают, что налоговые преимущества возникли одновременно с фискальными платежами [10].

Благодаря налоговым льготам практически реализуется регулирующая и стимулирующая функция налогов. Налоговые льготы в виде дифференциации налоговых ставок, разных правовых механизмов определения налоговой базы являются важнейшими методами государственного управления налоговой сферой [11].

Помимо налоговых льгот элементами государственной налоговой политики являются такие известные функциональные характеристики налога, как: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, срок уплаты налога, порядок исчисления и уплаты налога. Налоговые льготы отличаются тем, что в отличие от всех вышеперечисленных элементов налоговой политики, имеют наиболее гибкий характер, позволяющий быстро учесть сложившиеся социально-экономические реалии.

Налоговые льготы позволяют:

‒                   уменьшить сумму налога, подлежащую уплате и дать возможность налогоплательщику укрепить финансовую базу, необходимую для развития предпринимательской деятельности; удовлетворить свои повседневные интересы;

‒                   поддержать субъектов хозяйствования, занимающихся научной, образовательной деятельностью;

‒                   при одномоментном сокращении доходов бюджета в перспективе привести к росту налоговых поступлений за счет развития экономики, увеличения числа налогоплательщиков.

 

Литература:

 

  1.      См.: Акинин П. В., Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008.
  2.      См.: Кучеров И. И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР, 2001.
  3.      Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013; Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И. А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  4.      См.: Карасев М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М.: Вершина, 2004.
  5.      См.: Гоголев А. М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов // Финансовое право. 2015. № 10.
  6.      См.: Мирошник С. В. Финансовая политика и финансовая система страны// Финансовое право. 2008. № 4.
  7.      Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации»// Российская газета. 2015. № 275.
  8.      Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; Российская газета. 2015. № 285.
  9.      См.: Мирошник С. В. Право в современном понимании// Северо-Кавказский юридический вестник. 2014. № 2.
  10. Соловьев И. Н. Налоговые льготы как элемент государственной политики в сфере налогообложения // Налоги. 2015. № 6.
  11. См.: Мирошник С. В. Идеальная модель Налогового кодекса России// Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle