Библиографическое описание:

Копенина О. В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1459-1462.



 

В статье рассматриваются возрастные особенности, присущие детям дошкольного возраста, описаны особенности проведения занятий с дошкольниками, наиболее предпочтительные способы и приемы обучения детей.

Ключевые слова: дошкольный возраст, иностранный язык, игра.

 

Известно, что в современном мире, в связи с его изменениями в различных сферах жизни, к человеку начинают предъявлять все более строгие требования. И наиболее важным среди них, безусловно, является владение иностранным языком. Именно поэтому, в настоящее время все большую популярность начинает приобретать изучение иностранного языка в дошкольном возрасте. Родители, ориентируясь на ситуацию в современном обществе, стараются познакомить ребенка с языком как можно раньше, чтобы в будущем он смог иметь лучшие перспективы и претендовать на более престижную профессию.

Без сомнения, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка, так как детям этого возраста присуща особая чуткость к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. По мнению Е. А. Протасовой, оптимальным возрастом для начала обучения иностранному языку является возраст 5 лет, так как к 5 годам система родного языка достаточно хорошо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознательно. У детей данного возраста наиболее развита долговременная и оперативная память, благодаря чему, все, что ребенок учит в данный период надолго остается в его памяти. Также знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора […]. По-мнению И. А. Зимней: «Язык для ребенка — это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром» […].

Впоследствии та языковая база, которая была приобретена ребенком в детском саду, помогает ему преодолеть страх к освоению иностранной речи, который является достаточно распространенным явлением среди школьников. Другими словами, благодаря изучению иностранного языка в дошкольном возрасте, у ребенка формируется основа для изучения языка в школе на более высоком уровне. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, а также способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Обучение иностранному языку способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, овладению умением работать как самостоятельно, так и в коллективе, помогает формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. Изучение иностранного языка развивает у детей память, воображение, внимание; формирует навыки межличностного общения, контроля и самоконтроля.

Не следует, однако, забывать, что на ранней ступени обучения язык должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Профессор Н. А. Бонк говорит, что «в обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое — принести неисправимый вред. От искаженного произношения, неправильной, невнятной речи так же трудно избавиться в дальнейшем, как от любой плохой привычки» […]. Соответственно, обучение иностранному языку должно проходить в соответствии с особенностями, присущими детям данного возраста. Именно поэтому наиболее эффективным является естественный путь создания образа языка у ребенка, т. е. через многократное прослушивание отрабатываемых языковых структур. Важная роль уделяется аудированию, благодаря которому дети знакомятся с основами иностранной речи, у них формируется навык аудирования, создается «образ» структур иностранного языка, так называемое интуитивное владение языком, формируется навык функционального использования речи с целью получения информации, развивается произвольное запоминание, внимание, коммуникабельность, активность и самостоятельность.

Как уже отмечалось, внимание у детей дошкольного возраста является достаточно неустойчивым, что объясняется слабостью тормозного процесса и впечатлительностью. Отсюда вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и развития произвольного внимания.

При проведении занятия педагогу следует чередовать различные виды деятельности, среди которых должна присутствовать и подвижная деятельность. Дело в том, что однообразие деятельности утомляет детей, и, как следствие, их внимание притупляется. Смена же видов деятельности является хорошим видом отдыха.

Следует также помнить о том, что у детей дошкольного возраста наглядно-образная память является доминирующей. Дети лучше всего запоминают конкретные предметы, явления, цвета. Ассоциация слов с предметами и действиями является незаменимым условием усвоения языкового материала. Поэтому при обучении детей младшего возраста хорошим помощником является яркая и красочная наглядность. Следует отметить, что ребенок лучше усваивает слова на иностранном языке, если они связаны не только с изображением какого-то предмета, но также и с действием, которое он видит или выполняет сам. Именно поэтому при разучивании стихов и песенок следует сопровождать их движениями и жестами.

Большое воспитательное значение имеет правильная, педагогически и методически продуманная организация занятия, его режим. Каждый элемент занятия должен планироваться и осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с учетом главной цели данного занятия, специфических особенностей иностранного языка как учебной дисциплины. К данным особенностям проведения занятия можно отнести следующие:

  1.      Обучение иностранному языку должно соответствовать интересам дошкольников, удовлетворять их потребности в общении, поэтому для педагога содержательные аспекты обучения должны быть приоритетными.
  2.      Занятие не должно представлять собой урок, в традиционном смысле слова. Необходимо организовать с детьми какую-то деятельность, в процессе выполнения которой, дети будут постепенно овладевать иностранным языком. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок смог бы почувствовать себя свободно и раскованно.
  3.      Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, необходимо использовать в качестве методического приема игру, позволяющую создать ситуацию, в которой все дети без исключения должны будут принять активное участие. При этом помимо традиционных сюжетно-ролевых игр, рекомендуется использовать подвижные игры, в которых также может отрабатываться языковой материал.
  4.      Известно, что лучше всего ребенок овладевает иностранным языком в процессе взаимодействия. Это может быть общение со взрослыми, друг с другом, героями сказок и так далее. Важно также, чтобы ребенок понимал цель своих действий и результат, испытывал потребность в использовании иностранного языка, в качестве средства общения. Важно использовать доступную и интересную информацию в процессе общения, на помощь может прийти разыгрывание различных сказочных сюжетов, в процессе которого, дети могут знакомиться и общаться с новыми персонажами.
  5.      Необходимо так организовать свое занятие, чтобы ребенок смог выразить свои знания и умения в процессе какой-либо деятельности, музыкальной, изобразительной, танцевальной. Ребенок, например, может совместно с героями сказок выполнять различные действия, пытаться помочь им решить загадки, таким образом, незаметно для себя ребенок не только усвоит больше теоретического материала, но и разовьет в себе лингвистические способности и психические функции, необходимые для овладения иностранным языком.
  6.      Важной особенностью обучения дошкольников является также сюжетный способ организации занятия. Занятия должны представлять собой единую сюжетную линию, направляемую каким-либо событием. Сюжетность обеспечивает мотивацию речемыслительной деятельности детей на уроке, поскольку фактически они постоянно включены в игру, в сказку, общение, им приходится решать интересные поведенческие, игровые, познавательные и другие задачи, а средством их решения выступает иностранный язык.
  7.      Необходимо также помнить о том, что главным условием, при котором можно добиться успеха в обучении иностранному языку, является регулярность в занятиях. Необходимо заниматься с детьми каждый день, ежедневные тридцатиминутные занятия принесут больше пользы, чем занятие два-три раза в неделю по часу.

Существует большое количество различных способов и приемов обучения иностранному языку. Среди них, безусловно, наиболее подходящим для обучения дошкольников является игра. Она должна быть положена в основу учебного процесса, и благодаря этому, ребенок не будет просто учить незнакомые ему слова и выполнять упражнения, учебный процесс станет интересным, запоминающимся, и дети с удовольствием будут посещать занятия.

Существует большое количество различных игр, и педагог может выбирать игры в соответствии со своими желаниями, важно, однако, помнить, что следует использовать различные виды игры: подвижные, полуподвижные, спокойные. Игры также могут соответствовать различным целям, педагог может использовать их при объяснении нового материала, введении и закреплении новой лексики, формирования умений и навыков устной речи, а также как самостоятельное общение.

При проведении лексических игр, которые должны быть основой любого занятия, следует не только использовать принцип визуализации, важно также закрепить данные слова, используя разнообразные игровые приемы. Например, ребята могут передавать друг другу мячик и называть слово или можно устроить соревнования по тому, кто громче всех произнесет то или иное слово, что поможет проконтролировать правильность произнесения слов и при необходимости откорректировать его. Необходимо отметить, что лексические игры должны быть максимально простыми и понятными детям. Примерами данных игр могут служить: «Кто первый покажет картинку?», «Что это?», «Чего не хватает?» и многое другое. Момент соревнования также может присутствовать во время проведения игр, так у детей будет лучше развиваться интерес к изучаемому предмету.

Необходимо помнить, что при усложнении игры в процессе обучения, следует соблюдать принцип постепенности, последовательности и доступности в обучении. Как и говорилось, для детей дошкольного возраста достаточно трудно находиться на одном месте долгое время именно поэтому необходимо использовать на занятии различные подвижные игры, которых существует большое количество «Большой плохой волк», «Охотники и зайцы», «Животные», также не следует забывать про разминки и зарядки. Зарядки на занятиях с детьми по иностранному языку часто становятся достаточно увлекательным занятием. С их помощью можно не только закрепить лексический материал, но и изменить вид деятельности ребят, быстро снять утомление, повысить их работоспособность и мотивацию к изучению язык. Примерами зарядок могут служить: «Счет», «Движения», «Игрушки»

Разучивание рифмованного текста является полезным фонетическим упражнением, так как в стихотворении ребенок особенно четко выговаривает слова. Поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов. Методически-целенаправленным можно считать и использование в процессе обучения иностранному языку песенок. Музыка и песни должны сопровождать каждый этап занятия. Можно использовать следующие песни в своей работе: «Песенка — приветствие», «Песенка — прощание», «Песенка — зарядка» и другие. Песни могут также использоваться для закрепления лексических навыков. Также стоит помнить и о музыкальном оформлении занятия. Помимо тематических песенок, следует уделить особое внимание самой атмосфере занятия, что позволит создать радостное настроение и интерес к иностранному языку у малышей. Аудио и видеоматериалы способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.

Особым событием в процессе изучения иностранного языка являются праздники. Вписанные в общую канву праздника «номера» на иностранном языке являются как бы итогом, экзаменом по проверке пройденного материала и позволяют увидеть и услышать детей в интересном, зрелищном представлении. Подготовка отдельных «номеров» праздника ведется в течение года на занятиях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что методика проведения занятий должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и быть направлена на их развитие.

Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем, как часть общего развития личности ребенка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием. Обучение дошкольников языку необходимо проводить в активной игровой форме, используя игрушки, разучивая песни, стихи, рифмовки, разыгрывая мини-истории, сценки, сказки. Преподавание иностранного языка для детей дошкольного возраста требует от преподавателя огромной фантазии и нестандартного подхода к организации учебного процесса. Необходимо дополнять занятие разнообразными мультфильмами на английском языке, раскрасками на тему занятия и другими интересными методическими приемами. Ребенок такого возраста должен воспринимать занятие как игру, а не как обучение в прямом смысле слова.

В процессе приобретения языковых знаний дошкольник должен достигать качественного нового уровня интеллектуального развития. Важнейшей целью дошкольного обучения является развитие личности ребенка, что предполагает формирование потребностей и специальных интересов, сообразительности и нестандартности мышления, творческого воображения и учебных способностей. Методический поиск должен быть направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности и активизации коммуникативно-познавательной деятельности дошкольников, способствующей их интеллектуальному развитию.

Ведущими при раннем обучении являются воспитательный и развивающий аспекты. Только развив различные способности дошкольника, можно заложить основу, которая в дальнейшем поможет ребенку успешно овладеть любым иностранным языком, а при необходимости стать полиглотом.

 

Литература:

 

  1.      Астафьева, М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6–7 лет [Текст] / М. Д. Астафьева. — М.: Мозайка-Синтез, 2007. — 64с.
  2.      Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развития ребёнка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76
  3.      Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  4.      Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]: методическое пособие / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 112с.
  5.      Протасова, Е. Ю. Обучение дошкольников иностранному языку.Программа «Little by little» [Текст] / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. — М.: ИД «Карапуз» — ТЦ «СФЕРА», 2009. — 80с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle