Автор: Малышева Мария Сергеевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Малышева М. С. Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 39-41.



В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от других видов тренировочных упражнений, применяемых при обучении дошкольников иностранному языку.

Ключевые слова: иностранные языки, дошкольники, цели обучения, игра, коммуникативные игры, коммуникативные трудности

Происходящие процессы глобализации и интернационализации в современном мире, укрепление экономических и культурных связей между государствами обусловливают необходимость владения иностранными языками современным человеком.

Владение иностранными языками дает человеку множество преимуществ: карьерный и духовный рост, общение с людьми со всего мира, чтение шедевров мировой литературы на языке оригинала. Также учеными доказано, что изучение иностранных языков замедляет процесс старения мозга, делает мышление более гибким, позволяя человеку решать более сложные задачи.

Обучение иностранным языкам сегодня начинается с самой первой ступени образовательной системы — в дошкольных учреждениях. Изучением вопросов раннего обучения иностранным языкам занимаются многие педагоги, психологи, филологи и лингвисты. Современные родители понимают необходимость изучения иностранных языков их детьми с самого детства, ведь известно, что чем раньше ребенок начнет знакомиться с иностранным языком, тем быстрее овладеет им. В связи с этим, руководство дошкольных учреждений активно включает иностранные языки в учебные планы.

По-прежнему самым востребованным и популярным иностранным языком остается английский как язык международного общения, однако во многих детских садах и школах сейчас преподают не один, а два или даже три иностранных языка. Помимо европейских языков, таких как немецкий, французский, испанский, все большую популярность набирает китайский язык.

Из-за возросшей потребности в раннем изучении иностранных языков стали создаваться полилингвальные детские сады, специализирующиеся на обучении детей нескольким языкам с применением новейших педагогических технологий. Языковые образовательные услуги также широко предлагаются частными центрами раннего развития.

В связи с возрастающей популярностью раннего обучения иностранным языкам необходим поиск эффективных методов обучения с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников. Для этого необходимо сначала определить цели раннего обучения иностранному языку.

Главными целями обучения дошкольников иностранному языку являются: формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке, умение пользоваться иностранным языком для выражения мыслей и чувств в реальных ситуациях общения; создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков; пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.

Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку — задача не из легких, ведь оно предполагает применение специальных методик, отличных от методик, применяемых для обучения школьников и взрослых. Ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку является игра, ведь она позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые единицы языка. Дошкольники в большинстве своем коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и барьеров, которые не позволяют взрослым овладеть иностранным языком как средством общения. Дети дошкольного возраста активны и любознательны, стремятся к непрерывному познанию окружающего мира. Поэтому они включаются в игру не только для достижения результата, но и просто для удовольствия. Однако феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением для ребенка, она способна перерасти в обучение, творчество.

Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направлено. Дети должны уметь использовать изученный лексический материал в естественных ситуациях общения. Для достижения этой цели на уроках иностранного языка применяются различные коммуникативные игры.

По словам И. А. Зимней, в игре «интеллектуальное развитие личности происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности» [1, с. 145]. Общение детей дошкольного возраста между собой происходит преимущественно в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать интересы и действия другого ребенка, отстаивать собственную точку зрения, строить и претворять в жизнь совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие коммуникативных способностей детей в этот период. Феномен игры состоит в том, что в ней формируется модель человеческих отношений. В игре ребенок выполняет определенную роль, осваивая систему человеческих отношений сначала эмоционально, а затем интеллектуально. Следовательно, игра одновременно способствует развитию у ребенка таких качеств, как самостоятельность, инициативность, а также воспитывает чувство коллективизма, учит жить в обществе. В игровой ситуации ребенок отрабатывает естественные механизмы разговорной спонтанной речи.

Игра как способ обучения дошкольников иностранному языку соответствует целям обучения. Именно в игре у ребенка возникает желание учить иностранный язык, появляется стимул для перехода на другой язык. В этом случае игра позволяет выполнить свою основную образовательную функцию — воспитать двуязычного ребенка. Классификацию важнейших функций игры дал А. С. Шмаков. Он называет следующие функции игры: функцию социализации; межнациональной коммуникации; самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»; коммуникативную; диагностическую; терапевтическую; коррекционную; развлекательную.

В литературе существует несколько классификаций обучающих игр для дошкольников. Прежде всего, все эти игры можно разделить на две группы: кооперативные и состязательные. Кооперативные игры предполагают, что игроки или команды идут к общей цели, прилагая совместные усилия для ее достижения. В состязательных же играх игроки соревнуются между собой, чтобы достигнуть цели первыми.

Существует деление игр и по другим признакам. Например, по характеру игры они делятся на статичные, подвижные и ролевые; по целям — на игры на знакомство, усвоение учебной информации, закрепление и игры для смены вида деятельности; по форме игры различают загадки, кроссворды, имитации.

Свою классификацию обучающих игр для дошкольников разработал И. Л. Шолпо, который подразделяет их на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные [5, с. 27].

Важной классификацией учебных игр является их деление по характеру дидактического материала на фонетические, лексические и коммуникативные.

Фонетические игры помогают малышам запомнить алфавит. Этот вид игровых приемов нацелен на отработку правильного произношения звуков и звукосочетаний иностранного языка. Фонетические игры помогают освоить артикуляционные особенности изучаемого языка.

Лексические игры являются очень популярным видом игр, так как способствуют увеличению словарного запаса учащихся, помогают довести до автоматизма употребление лексических единиц в речи.

Наиболее же востребованы в процессе изучения иностранного языка коммуникативные игры. Они помогают достичь главной цели обучения иностранному языку — научить детей смысловому восприятию иноязычной речи и сформировать у них навыки использования языковых структур в неподготовленном общении.

В отличие от обычных тренировочных упражнений коммуникативные игры обладают важнейшими особенностями. Они отличаются высокой степенью наглядности, обеспечивают многообразие языковых тем, позволяют сосредоточиться на игровых формах, сконцентрировать внимание детей на содержании, обеспечивают повторяемость языкового материала, тренируя все навыки и умения дошкольников. Желание детей общаться возникает за счет создания конкретных ситуаций, в которых язык необходим и является средством, с помощью которого решаются определенные задачи.

Как и любая другая обучающая игра, коммуникативная игра в методическом плане представляет собой учебное задание, содержащее задачу, которая состоит из нескольких более мелких: лингвистической, коммуникативной и деятельностной.

В коммуникативных играх может быть предусмотрена работа в парах, малых или больших группах, а также целой группой, при этом дети должны иметь возможность свободно перемещаться по пространству комнаты.

Основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации. Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания: нахождении двух одинаковых картинок, нанесении маршрута на карту, заполнении схемы, диаграммы, а не в правильном построении структуры предложения, т. е. использовании языка.

Большое внимание на занятиях с дошкольниками должно уделяться созданию благоприятной коммуникативной атмосферы. Роль педагога при этом качественно меняется, он становится стратегом, реализующим концепцию учебного материала и дополняющим его коммуникативными материалами. Важным является поведение педагога, который организует общение учащихся на иностранном языке, не требует моментального ответа, давая время на размышление, умело осуществляет коррекцию ошибок.

Существует большое количество видов коммуникативных игр для обучения дошкольников иностранному языку:

− коммуникативные игры, в основе которых лежит прием ранжирования — они предполагают распределение определенных предметов в порядке их значимости;

− коммуникативные игры, основанные на принципе информационного пробела;

− игры, предполагающие группирование или подбор подходящих вариантов, по правилам которых каждый учащийся получает одну часть информации и должен найти у партнера по общению недостающую;

− игры на поиск пары и координацию действий. Каждый учащийся в группе имеет свою пару, о которой не знает и которую должен отыскать, задавая другим участникам игры вопросы;

− интервью, целью которого является опросить как можно больше участников, чтобы выяснить их мнения, получить ответы на поставленные вопросы;

− ролевые игры. Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач.

С учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, а также с учетом целей занятий каждый преподаватель может составить комплекс различных коммуникативных игр по своему усмотрению. При этом, учитывая неустойчивость внимания детей дошкольного возраста, необходимо чередовать подвижные игры с закреплением лексико-грамматического материала, рисованием, разгадыванием загадок или ребусов.

Таким образом, коммуникативные игры на уроках иностранного языка с дошкольниками способствуют преодолению коммуникативных трудностей, формируют у учащихся навык восприятия иноязычной речи, а также учат их работать сообща. При помощи этих игр появляется возможность для реальной коммуникации дошкольников на изучаемом языке. Коммуникативные игры обладают огромной методологической ценностью.

Литература:

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Университетская книга: Логос, 2008.

2. Кулешова Э. В. Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игровых технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2007.

3. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики / Ин-т языкозн. РАН. — М., 1999.

4. Шмаков С. А. Игры шутки — игры минутки. — М.: Новая школа, 1996. — 112 с.

5. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: учеб. пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности «Преподаватель иностранного языка в детском саду» / И. Л. Шолпо. — СПб., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольников иностранному языку, обучения дошкольников иностранному, коммуникативные игры, обучении дошкольников иностранному, обучения иностранному языку, коммуникативных игр, иностранного языка, иностранным языком, детей дошкольного возраста, Обучение дошкольников иностранному, обучения иностранным языкам, раннего обучения иностранным, цели обучения дошкольников, иностранных языков, возраста иностранному языку, средство обучения дошкольников, Коммуникативные игры, языка коммуникативные игры, различные коммуникативные игры, уроках иностранного языка.

Ключевые слова

игра, иностранные языки, цели обучения, дошкольники, коммуникативные игры, коммуникативные трудности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос