Библиографическое описание:

Абдукадырова Н. Х., Ташназарова У. А., Туропова К. А., Сарикулова И. Б. Принципы обучения одаренных детей // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1401-1403.



Настоящая статья посвящена актуальности проблем одаренности детей, подростков и молодежи для современного общества и будущего человеческой цивилизации.

Ключевые слова: проблема века, одаренности детей, подростков и молодежи, основы образования, процессы самопознания и саморазвития.

Человечество всегда нуждалось в творчески одаренных людях, но только в середине XX века исследованию проблем одаренности, творчества стали уделять серьезное внимание.

Сегодня мы живем в изменившемся мире, однако, актуальность проблемы развития творческого потенциала каждой личности возросла. По мнению ученых-психологов, проблема творчества — проблема века, а одаренные дети — интеллектуальный и творческий потенциал страны. Это осознали не только ученые. Во всех развитых странах еще в 70-е годы разработали государственные программы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи в своей стране и по привлечению таковых из других стран.

Актуальность проблемы одаренности детей, подростков и молодежи для современного общества и будущего человеческой цивилизации несомненна.

Эффективно решать эту проблему можно лишь, реализуя преемственность на всех ступенях образования в своей стране: дошкольном, школьном, профессиональном и вузовском. При этом важно отказаться от одностороннего подхода к проблеме преемственности, рассматривающего её только как согласованность учебных программ. В результате готовность ребенка к обучению в школе, а ученика — в вузе определяется лишь наличием определенной суммы знаний у обучающихся, а не сформированностью определенных личностных качеств, которые являются не только основой успешности школьного и вузовского образования, но и основой развития творческого потенциала личности.

Преемственность должна охватывать цели и задачи, содержание, методы и даже некоторые формы организации обучения и воспитания.

А в практике обучения все еще существует ориентация на среднего ученика и студента. Вот почему, не отрицая знание основы образования, психологи отмечают необходимость творческого развития человека в различные периоды его жизни, начиная с раннего детства. Психолог А. М. Матюшкин, разработавший «Концепцию творческой одаренности» (1989), пишет: «Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, учащихся, студентов составляет новую задачу совершенствования системы народного образования».

Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития личности. Возникает необходимость создания в вузе психологической службы, которая помогла бы преподавателям осуществлять психолого-педагогическое сопровождение студентов. Необходимо ввести специальную психолого-педагогическую подготовку преподавателей по выявлению и развитию творческого потенциала у всех обучающихся в процессе освоения ими учебного программного материала. А это потребует от преподавателей применения развивающих принципов обучения (проблемности, диалогичности, индивидуализации), методов обучения, включающих студентов в творческую деятельность (проблемные, исследовательские, проектные и др.), умения стимулировать процессы самопознания и саморазвития личности студента.

Включая обучающихся в творческую, познавательную деятельность, педагоги создают благоприятные условия для формирования фундаментальных личностных качеств, способствующих развитию творческого потенциала.

Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала личности являются познавательные потребности. Они должны быть доминирующими по сравнению с другими типами мотивации (стремлением к первенству, чувством долга, желанием сдать на стипендию и т. д.). А доминирование высокой познавательной мотивации личности способствует проявлению исследовательской творческой активности, выражающейся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в стремлении вести самостоятельный поиск неизвестного, что характеризует как творческую личность, так и её инновационную культуру — способности к инновациям.

Процесс поиска и исследования завершается решением проблемы, новых знаний обнаружением скрытых элементов и отношений, т. е. получением новых знаний. Они могут быть скрыты ранее усвоенными знаниями (С. Л. Рубинштейн), сформированными стереотипами, установками.

Трудность открытия, инновационного прорыва нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого. Следовательно, способность к нестандартным, оригинальным решениям характеризует творческую личность.

Поиск определяется мерой предвосхищения, антиципации, прогнозирования оптимальности каждого последующего шага решения и его последствий. Глубина прогнозирования обеспечивает возможности более быстрого достижения решений и является показателем творческого развития личности.

И, наконец, интегральным структурным элементом одаренности, творчества является оценочная функция всех сложных психологических структур. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические нравственные, интеллектуальные оценки тоже является проявлением творческого начала в человеке.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:

‒ общие или специальные способности выше среднего;

‒ высокий уровень включенности в задачу;

‒ высокий уровень креативности.

Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них:

Использование трактовки одаренности Джозефа Рензулли при составлении учебных программ для одаренных детей позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.

Задача учителя — помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

  1. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  2. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  3. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  4. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  5. поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
  6. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

Литература:

  1. Каримова В. М. Психология. Тошкент. 2004 й.
  2. Газиев Э. Ф. Психология интеллекта.Учебная пособия. Ташкент-2002
  3. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
  4. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985. — 80 с. — (Новое в жизни, наук, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1).
  5. Ландау Эрика. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева. — М.: Издат.центр «Академия», 2002. — 144 с.
  6. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. — М., 1977.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle