Библиографическое описание:

Манакова О. С. Формирование профессиональной культуры бакалавра на стадии курсового проектирования на кафедре общей инженерии // Молодой ученый. — 2016. — №10.6. — С. 127-129.



Образование не даст ростков

в душе, если оно не проникает

до значительной глубины.

Протагор

В условиях модернизации системы образования предъявляются новые требования к формированию профессиональной культуры бакалавра. Обществу нужен профессионал, гибко мыслящий, нестандартно действующий, формирующий уникальный опыт. Изменение требований к личности инженера приводит к новому пониманию содержания профессиональной готовности бакалавра. Поэтому и преподаватель, работающий в современных условиях должен быть не просто воспитателем или предметником-урокодателем, а педагогом-исследователем, педагогом-психологом, педагогом-инженером. Педагогу приходится непрерывно овладевать новыми профессиональными технологиями. Являясь предметником, профессионалом в области специальных знаний, он выполняет методические задачи, организуя учебный процесс в соответствии с педагогической целесообразностью применения новых технологий. Методические указания по всем курсовым проектам и по дипломному проектированию на кафедре имеются как в электронной варианте, так и на бумажных носителях. Эти дисциплины достаточно обеспеченны литературой для самостоятельной работы студентов.

Тем не менее, анализ успеваемости за последние 3 года по группам направления подготовки 23.03.03 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» незначительно, но снижается. Динамика результатов защиты за последние 3 года курсовых проектов по дисциплинам «Теория механизмов и машин» и «Детали машин и основы конструирования» представлены на диаграммах.

Применяемая на кафедре традиционная форма курсового и дипломного проектирования не всегда позволяет студентам проявить индивидуальный творческий подход к решению поставленных задач. Это обусловлено тем, что дисциплины усваиваются студентами «фрагментарно», без всякой связи с будущей профессией. Таким образом, возникает проблема обеспечения целостного системного характера учебной деятельности студентов. Итак, встает вопрос: каким должен стать усовершенствованный процесс курсового и дипломного проектирования? При решении данной задачи необходимо определить, какие инновационные формы курсового и дипломного проектирования успешно реализуются в различных университетах нашей страны и за рубежом. Решая проблемы, связанные с низкой творческой активностью и самостоятельности студентов вследствие их недостаточной мотивации к учению, ВУЗы нашей страны проводят экспериментальные внедрения различных форм конструирования учебного процесса, по-своему разрешающих задачу получения качественных и реальных курсовых и дипломных проектов. Так, например, в Ивановском химико-технологическом университете признано целесообразно проводить проектирование отдельных разделов коллективом из 2–3 студентов. Таким путем формируется комплексно разработанный проект.

Кафедра пути и путевого хозяйства Уральского электромеханического университета инженеров железнодорожного транспорта руководствуется следующими принципами. Курсовые проекты по разным дисциплинам рассматриваются в ограниченной взаимосвязи (по сути непрерывное курсовое проектирование) как составляющие единого проекта по специальности как основа и прототип дипломного проекта (если рассматривать направление подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) профиля «Энергетика» начиная с третьего курса курсовые работы по дисциплинам «Автоматизированный электропривод», «Электрические машины», «Теоретическая и прикладная механика», «Теория автоматического управления» и «Практическое (производственное) обучение» являются разделами будущей выпускной квалификационной работы, материал для которой доложен накапливаться начиная с выполнения этих курсовых). Производственная практика предполагает в этом случае комплексное ознакомление с производством, его анализ и сбор материалов по проекту. Каждый курсовой проект представляет собой не сумму отдельных задач, а их целостный комплекс, объединенный одной темой и содержанием.

На горном факультете Тульского политехнического университета предложена новая организация работы. В 14-недельном семестре все дни, отводимые на курсовое проектирование, были сведены за месяц до конца семестра в 2 недели непрерывной работы над проектом. Студенты были обязаны работать по 6 часов ежедневно. В течение 2-х недель студенты работали в режиме проектно-конструкторской организации и были обеспечены нужными консультациями. Преимуществом такой постановки проектирования стало расширение общего кругозора каждого студента, так как многие темы, затрагивавшиеся на консультации в дальнейшем обсуждались всеми работавшими в кабинете проектирования.

На специальности «Технология машиностроения, станки и инструменты» в Павлодарском индустриальном институте было предложено вместо проекта по технологии машиностроения и курсовой работы по экономике выполнять один совмещенный курсовой проект. Проектное задание в данном случае состоит из органически взаимосвязанных и соподчиненных вопросов технологии, организации, планирования, управления и экономики, все они решаются применительно к созданию или совершенствованию существующего процесса производства машин. Консультации проводятся преподавателями обеих кафедр — технологии и экономики. Защита проходит перед объединенной комиссией двух кафедр, по ее результатам выставляются оценки — за проект и за работу.

Сами же курсовые проекты подразделяются на три вида: академические с элементами реального подхода, относительно реальные и абсолютно реальные — это те, которые внедряются в производство. Такой подход стимулирует активность и личностную заинтересованность студентов, повышает качество выполнения проектов и позволяет провести четкий экономический анализ, возможность осуществления которого дает только сквозное проектирование.

В результате анализа предложений и установок университетов по совершенствованию курсового проектирования можно сделать следующие выводы:

1) традиционная система проектирования в современных условиях не устраивает ни руководителей проектирования, ни самих студентов;

2) существенной особенностью курсового проектирования, как традиционного, так и усовершенствованного является то, что производственная практика предшествует курсовому проектированию и служит основным источником для получения исходной информации.

Изучая особенности организации режима курсового проектирования можно выделить четыре основные формы работы над курсовым проектом:

— индивидуальное проектирование

— групповое проектирование

— коллективное проектирование

— самостоятельное проектирование

При групповом проектировании достигается реальная возможность быстро и достаточно эффективно разрабатывать несколько курсовых проектов, так как каждый член группы отвечает за определенную часть работы, по которой и получают оценку, защищаясь индивидуально. В этом случае используется дифференциальная защита.

При коллективном проектировании разрабатывается один глобальный проект на весь коллектив. Здесь каждая группа студентов отвечает за свою часть работы и получает одну оценку при защите группами.

При индивидуальном проектировании студент сам прорабатывает все вопросы курсового проекта, консультируясь с преподавателями. Типовые проблемы обсуждаются коллективно. Проект защищается индивидуально, оценка за проект выставляется персонально.

При самостоятельном проектировании студент самостоятельно, досрочно разрабатывает курсовой проект, пользуясь справочной литературой для курсового проектирования. Проект защищается индивидуально, оценка за проект выставляется персонально.

Необходимо повысить реальность выполняемых курсовых проектов, на защиту приглашать специалистов с предприятий, повысить процесс выполняемых курсовых и дипломных проектов по заказам предприятий и усилить контроль за графиков выполнением курсовых и дипломных проектов. Эти графики на кафедре составлены преподавателями и руководителями ВКР, отслеживается их своевременным выполнение.

Литература:

  1. Щербаков, А. И. Психологические основы формирования личности / А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 2005. — 268 с. — ISBN 5–7540–0036–6.
  2. Меркулова, О. П. Учебно-профессиональное проектирование как средство формирования информационной культуры специалиста социальной сферы: Дис. канд. пед. наук / О. П. Меркулова. Волгоград, 2008. — ISBN 5–7840–0236–4.
  3. Лобова, Г. Н. Основы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности / Г. Н. Лобова. М.: НИЦ АПО, 2007. — 156 с. — ISBN 5–7740–3236–4
  4. Веселова, В. Г. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной концепции в условиях широкой социальной конкуренции: Дисс.. канд. пед. н. Армавир, 2006. 165 с. ISBN 5–7640–3236–4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle