Библиографическое описание:

Тошпулатова Н. Х., Комилова А. С. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1306-1308.



В работе описывается кризис подросткового возраста, возникающий в большинстве случаев. Главными в развитии личности подростка являются: формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития, психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Ключевые слова: кризис личности подростков, психологическое воспитание, возраст, педагогические, потребности.

Всестороннее развитие каждого человека — программная цель Республики Узбекистан — предполагает в качестве важного условия выявление творческого потенциала личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития.

Учителя знают, как тяжело работать в подростковых классах: трудно с дисциплиной, трудно с обучением. Подростки бывают разные — увлекающиеся и безразличные, энергичные и апатичные, с отсутствием интересов и огромным множеством таковых. Но довольно часто подростков объединяет одно — «волевая запущенность», отсутствие привычки к регулярному труду, к собранности.

Подростковый период — это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер [1].

В чем же состоят главные особенности подросткового возраста, существенные именно при воспитании волевых привычек?

Учителям и родителям хорошо известны сложности переходного периода, они знают о его трудностях и многие свои упущения в воспитании объясняют именно переходным возрастом. Опыт показывает, что в большинстве случаев главными в развитии личности подростка являются все-таки собственно психологические факторы воспитания и самовоспитания.

Большое значение самовоспитанию придавал Л. Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память. Известный французский философ Ж. П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает» подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Кризис подросткового возраста возникает в результате того, что у подростка появляются совершенно новые потребности, которые пока никак не удовлетворяются. Не удовлетворяются они по двум причинам: во-первых, в самом подростке еще недостаточно развиты те психологические возможности, способы деятельности, с помощью которых он мог бы удовлетворить их, и, во-вторых, в его окружении — в ближнем и дальнем — не всегда создаются достаточные условия для удовлетворения возникших новых потребностей.

Первая потребность — «какой я, как меня воспринимают, чем я отличаюсь от других» — обретает спонтанный характер именно в подростковом возрасте. У подростка развивается и укрепляется теоретическое мышление, возникает особая форма самосознания — рефлексия, т. е. способность к самоанализу. У некоторых подростков эта потребность так велика, что они заводят дневники, где анализируют каждый свой поступок, каждое сказанное слово. Этими дневниками очень дорожат и лишь в виде особого доверия разрешают другим их читать. Дневники — только иногда «напоказ», а чаще всего для себя, для самопознания. Проведенные нами психолого-педагогические исследования дают выводы о том, что подростки, которым несвойственна выраженная потребность в самопознании, очень часто «застревают» на каком-то этапе личностного развития. Это приводит таких подростков даже к стойкому снижению познавательной потребности уже в старших классах. Нет никакого сомнения в том, что потребность в самопознании крайне необходима для развития личности. Результат такого самопознания не в медленном преодолении всех недостатков, а в том, что оно, как деревце, начнет плодоносить через много лет. Это основа самовоспитания.Другая важнейшая потребность в этом возрасте — потребность в самоутверждении. Нам бы хотелось привлечь внимание к другой стороне этой потребности — к потребности утвердиться в мире взрослых. Не стать таким, как взрослый, а таким, с которым считаются взрослые. Подросток ощущает потребность самоутвердиться и в мире сверстников, и в мире взрослых, очень часто у него есть взрослые-идеалы, которым он стремится подражать, на мнение которых он ориентируется.

У подростка, как у маленьких детей, ярко выражена потребность «быть хорошим» в глазах окружающих. Но и только в том случае, если эти окружающие заслуживают, по его мнению, уважения. А когда для подростка не существует авторитетов — это уже подростковые неврозы, вина за которые лежат на учителях.

Обе описанные выше потребности соединяются и развиваются в новой, очень заметно проявляющейся у подростка потребности в самовоспитании.Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и в первую очередь — стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности. Такая педагогическая работа требует от учителя деликатности, высокого уважения к ребятам, завоевания их доверия.

Подростки очень хаотичны в своем стремлении к самосовершенствованию. Большинство из них практически не знают, что и как делать.

Сама психологическая природа подросткового возраста приходит на помощь к родителям и учителям. И их задача — воспользоваться этой помощью, суметь организовать школьников таким образом, чтобы их потребность в самовоспитании реализовалась действительно в новых способах поведения и деятельности [5].

Известный французский философ Ж. П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает» подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А. Г. Ковалев, Д. М. Гришин, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др. [3].

Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека. Среди них общая, возрастная и социальная психология (А. Я. Арет, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. Г. Маралов, Л. И. Рувинский, Н. П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер); гигиена (С. Н. Попов, Д. А. Фарбер). Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества [2].

Таким образом, самовоспитание — систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание — составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности [4]. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Литература:

  1. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., и др, Возрастная и педагогическая психология: -М., 1984. — 512 с.
  2. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. Мн, 1990.
  3. Кочетов А. И. Личность воспитывает себя. — М., 1983.
  4. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Под ред. Е. Н.Шиянова. — Ставрополь, 1993.
  5. Кириллов В. К., и др. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности Чебоксары, 1994. — 268 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle