Библиографическое описание:

Доскарина Г. М., Сабитова А. С. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №10.4. — С. 19-21.



Результаты международной программы по оценке учебных достижений учащихся (PISA) показывают низкий уровень развития читательской грамотности у учеников в Казахстане. Грамотность чтения является одним из компонентов функциональной грамотности, от которой зависит успешность жизнедеятельности человека в современном мире.

В своей работе мы опираемся на определение читательской грамотности, которое отражает специфику обучения языку. «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать образовательных целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». [1, с. 74]

Интегрированная образовательная программа подразумевает развитие функциональной грамотности учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ. Учебная программа по русскому языку нацелена на развитие 4 коммуникативных навыков у учащихся: слушания, говорения, чтения, письма. Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого необходимо в современной системе образования.

В учебной программе по русскому языку (второму) выделены группы целей по развитию коммуникативных навыков. Среди целей обучения чтению можно выделить такие, достижение которых вызывало трудности среди учащихся 8 класса. Например, Ч 4 – владеть видами чтения, включая чтение с конспектированием, создавать сложный план с учетом структуры разных текстов; Ч 1 – понимать главную и второстепенную информацию текста (сплошного и несплошного). Дифференцировать известную и неизвестную информацию текста; Ч 2 – определять принадлежность текста к официально-деловому стилю, текста-рассуждения к публицистическому стилю; выявлять авторскую позицию в текстах-описаниях с элементами повествования, текстах-повествованиях с элементами рассуждения. Перечисленные цели обучения предполагают владение видами чтения, приемами информационной переработки текста, в частности, приемами компрессии текста. Наличие затруднений у некоторых учащихся 8 «С» класса является обоснованием выбора данной темы исследования.

Учащиеся 8 «С» класса отличаются от других тем, что получилась группа из детей разного уровня развития навыков слушания, говорения, чтения, письма. Так у учащегося А слабо развиты навыки говорения и письма; ученик В обладает ярко выраженными лидерскими качествами, хорошо развитые навыки чтения, говорения, но имеются проблемы с письменной речью; ученик С является одним из сильнейших в классе, навыки слушания, говорения, чтения и письма на высоком уровне развития. Разрыв в уровнях развития навыков чтения у учащихся 8 «С» класса стал причиной выбора детей данного класса для исследования.

Учитывая вышеизложенное, была сформулирована тема исследования в действии: «Как использование приемов компрессии текста способствуют развитию читательской грамотности учащихся 8 «С» класса».

План исследования состоял из следующих основных пунктов:

- диагностика (выявление проблемы);

- сбор и анализ литературы по проблеме исследования;

- составление среднесрочного планирования 4 последовательных уроков (ССП);

- проведение исследования;

- обработка данных исследовательской работы;

- подведение итогов, выводы.

Задания по развитию читательской грамотности были направлены на понимание сплошных и несплошных текстов, формирование умений и навыков в построении устного высказывания на основе различных видов несплошных текстов, навыки использования приемов содержательной и языковой компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение. Были использованы задания, разработанные в рамках курса по развитию функциональной грамотности учащихся.

В процессе исследования осуществлялась видеосъемка фрагментов уроков, где зафиксирована деятельность учеников на различных этапах урока, были сделаны фотографии работ учащихся, некоторых этапов урока, рефлексии. Анализ бланков с обратной связью показывает, что ученики заинтересованы в развитии читательской грамотности, понимают важность владения различными видами чтения: изучающее, сканирующее, ознакомительное и др. Просмотр видеофрагментов проведенных уроков способствует наблюдению «со стороны», выявлению сильных и слабых сторон преподавания, оценке успешности и эффективности проделанной работы. Самыми важными доказательствами стали данные формативного и суммативного оценивания достижений учащихся по развитию навыков чтения. Таким образом, был осуществлен этап сбора, анализа и систематизации данных исследования. [2, с. 235-241]

Как показывает практика, учащимся просто необходим строгий алгоритм действий при решении поставленных задач. Знание и понимание путей, способов достижения целей позволяет:

- исключить непродуктивную деятельность;

- сэкономить время для действительно значимых моментов;

- концентрировать внимание на проблемных вопросах;

- пропустить некоторые этапы (легкие, нацеленные на развитие навыков низкого порядка);

- развивает навыки высокого порядка.

Результатом данного исследования является развитие у учащихся навыков информационной переработки текста, владение приемами компрессии, умение выделять главное и второстепенное, дифференцировать известное и неизвестное в тексте, навыки свертывания и развертывания информации. Все это способствует успешному усвоению программы по русскому языку, развитию грамотности чтения учащихся, что является составной частью функциональной грамотности.

На данный момент некоторые учащиеся испытывают затруднения при работе со следующими приемами компрессии текста: обобщение, упрощение. Это связано с недостаточным словарным запасом, слабым уровнем развития навыков составления различных синтаксических конструкций, а также навыков перефразирования.

В процессе исследования были намечены пути решения проблемы:

- Комплексный подход к решению проблемы, связанной с читательской грамотностью учащихся, на всех предметах.

- Последовательное развитие навыков чтения, умения выделять главное и второстепенное, дифференцировать известное и неизвестное в тексте.

- Постепенное овладение приемами компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.

- Развитие приемов свертывания и развертывания при обучении навыкам говорения, письма и др.

Разумеется, проделанная работа только начало большого пути, финишной прямой которого станет достаточный уровень развития читательской грамотности учащихся. Проведение исследования в действии, анализ литературы по выбранной проблеме, подготовка и организация четырех последовательных уроков позволили выявить имеющиеся пробелы в развитии навыков чтения, дали возможность проанализировать состояние читательской грамотности, уровень развития осмысленного чтения, навыков использования компрессии текста, чтения несплошных текстов. Определилось огромное поле деятельности по каждому из перечисленных направлений работы, конкретизировалось содержание последующих этапов работы по повышению уровня читательской грамотности учащихся.

Литература:

  1. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. / Н.Л. Федотова. — СПб.: Златоуст, 2013. — 192 с. http://www.litres.ru/n-l-fedotova/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-prakticheskiy-kurs/chitat-onlayn/
  2. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень, издание второе. – Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle