Библиографическое описание:

Проценко Е. А., Лебедева Н. В. Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1275-1281.



Одной из приоритетных задач российского образования является забота о здоровье детей, уровень которого определяется многими факторами: наследственностью, состоянием здоровья родителей, социально-бытовыми условиями, климатической зоной проживания.

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, здоровым, крепким — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Так что же такое «здоровье»?

Здоровье — это физическая, социальная и психологическая гармония человека. Согласно формулировки Всемирной организации здоровья, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Составляющие здоровья: физическое и психическое здоровье.

Не секрет, что развитие, обучение и воспитание ребенка — дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов — детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье.

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений.

Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30 % — образ жизни семьи, то влияние на убеждения и стремления в выборе позитивных целей — это приоритетная задача общественных институтов воспитания.

Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки — всё это всегда было предметом неустанной заботы народа.

Формирование позитивных взглядов на жизнь, стрессоустойчивость, тяга к здоровому образу жизни формируется у человека, начиная с раннего детства. И мы знаем, какие ценности заложены в душу ребенка к пяти годам, такие приоритеты будут у него и во взрослой жизни.

Базисными моментами, формирующими характер ребенка в дошкольном детстве, являются — личный пример окружающих и «слово».

«Слово», интонационная выразительность, с которой оно произнесено, играет наиважнейшую роль в воспитании маленького ребенка. Из поколения в поколение из столетия в столетие истоки воспитания маленького человечка начинаются с устного народного творчества — фольклора. То, что отобрано вековыми традициями не может быть плохим. Фольклор — это сильнодействующее воспитательное средство. При помощи него можно похвалить, пожурить, посетовать, пожалеть, успокоить, побудить на какие-либо действия. Отмечается, что различные формы устного народного творчества — действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

С первых дней мамы напевают детям колыбельные, затем дети знакомятся с потешками, пестушками, сказками, чуть позже заучивают считалки, скороговорки, учатся понимать смысл поговорок и пословиц. Таким образом, народ отбирал те приемы, средства воспитания, которые влияют на формирование нравственных чувств и оценок норм поведения, на воспитание эстетических чувств, на здоровье физическое и психическое.

Таким образом, идеалом физического и психического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены — здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, игры, спортивные соревнования и праздники (и все это с шутками, прибаутками, пословицами, поговорками), обеспечивал нормальное физическое развитие детей.

Так почему же сейчас этим проверенным веками средствам воспитания отводиться так мало внимания?

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, Интернету, все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения. А ведь как говорилось выше, фольклор и художественная литература — важные средства формирования личности ребенка, развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.

Таким образом, у нас определились две парадигмы:

1) наиважнейшая задача общества — укрепление и сохранения здоровья подрастающего поколения;

2) наисильнейший воспитательный инструмент — «слово» — фольклор, литературные произведения.

Следовательно, необходимо провести синтез этих парадигм и разработать систему мероприятий, базисной основой которой будет значимость, оптимальность и эффективность.

С 2008 года, работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки и плоскостопие), организация такой системы работы стала для меня наиболее актуальной.

Укрепление физического и психического здоровья детей, есть не что иное, как подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Создавая систему работы по теме:«Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова», я поставила пред собой цель, чтобы это была комплексная система, воздействующая на ребенка-дошкольника, помогающая воспитать здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства человека.

Система включает в себя 4 основных направления:

– Обеспечение психологического благополучия;

– Охрана и укрепление здоровья детей;

– Духовное здоровье;

– Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям

Мы хотим воспитать ребенка

счастливым:

– любит жизнь

– уверен в себе

– легко общается

– умеет адаптироваться

– реализует способности

здоровым:

– физически развит

– закален

– правильно питается

– находится в условиях

– эмоционального комфорта

умным:

– образован

– умеет учиться

– хочет учиться

В связи с оздоровительной направленностью группы потребовалось определение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. В этой связи мы выделили для себя приоритеты:

Физическое здоровье: воспитание правильной осанки, профилактику и лечение плоскостопия, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, всестороннее развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Психическое здоровье: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, воспитание положительных нравственно-волевых качеств, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование основ базовой культуры личности.

Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, я глубоко изучила исследование Л.Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике. Меня привлекли работы исследователей, решающих этно-педагогические проблемы-профессоров Афанасьева, Гордина, Волкова, Эльдарова, Арутюнян и другие.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни.

Детская художественная литература, фольклор, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать процесс воспитания детей в дошкольном учреждении как наиболее интересный творческий процесс, эффективно воздействующий на развитие образной речи, воспитание нравственных качеств, формирование привычки к здоровому образу жизни. В результате общения с художественным произведением, фольклором у дошкольников воспитывается чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости.

В последние годы, годы компьютерных технологий, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность народного искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проанализировав уровень развития своих воспитанников, мы пришли к выводу, что у детей недостаточный уровень знаний художественной литературы, устного народного творчества, не на должном уровне мотивация сохранения и укрепления здоровья.

Был сделан вывод: использование фольклора может стать эффективным средством оптимизации процесса укрепления психофизического развития детей дошкольного возраста, если его умело использовать и при условии, если работа по укреплению здоровья проводится не только на специальных занятиях, а так же и в других видах деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями, поэтапной, целенаправленной, систематической и системной работе.

Владение технологиями анализа воспитательно-образовательной деятельности позволили: во — первых, в соответствии с данными диагностики в зависимости от состояния здоровья детей отобрать содержание, формы и методы работы с детьми, обеспечивающие развитие личности ребенка, его творчества, инициативы, укрепление физического и психического здоровья с непосредственным использованием художественного слова и устного народного творчества.

Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное изречение: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку в народе говорят: «Пропотеешь — и жар пройдёт». Народ понимает силу внушения и разумно предупреждает: «От мнительности можно и заболеть». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у того горят нутро и деньги», — остроумно замечает народ.

Во-вторых, мы приступили к разработке плана — проекта по формированию у детей интереса к художественной литературе и устному народному творчеству, а так же воспитанию привычки к здоровому образу жизни и желанию сохранять и укреплять свое здоровье.

Это прежде всего включение художественного слова в режимные моменты: во время утреннего приема детей, при проведении утренней гимнастики, во время приема пищи, при проведении коррекционной работы, на прогулке во время наблюдений, при проведении подвижных и спортивных игр, трудовых поручений. Так — же, использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха, что позволило формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту, а благоприятный климат способствовал успешной социализации, формированию положительных нравственных качеств.

Использование устного народного творчества в игровой деятельности, помогает раскрыть ребенку возможность взаимодействия с окружающей средой, учит преобразовывать ее и себя, обеспечивая эмоционально — психологический комфорт. Использование фольклора помогает ребенку развить сюжет, украсить игру.

Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова при проведении занятий (непосредственно образовательной деятельности) сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.

На всех этих мероприятиях использовались разные произведения устного народного творчества, такие, как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение и слушание сказок.

На мероприятиях по изобразительной деятельности использование фольклора помогает воспринимать красоту, расширяет представление о способах и средствах создания выразительного образа в изобразительном искусстве. Все это оказывает развивающее воздействие на формирование его эмоциональной сферы, эстетических чувств.

На познавательных занятиях использование фольклора помогает ребенку испытывать чувство радости, радостного удовлетворения и восхищения природными явлениями, постигать тайны природы, окружающего мира.

В речевой деятельности с помощью устного народного творчества дети приобщаются к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомятся с историей своего родного края.

На музыкальных занятиях используются разные произведения устного народного творчества как стихи, загадки, пословицы, поговорки, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни, чтение, слушание сказок. Устное народное творчество используется с целью приобщения детей к прекрасному миру музыкального искусства через удовлетворение потребностей в добрых и ласковых интонациях речи, нежных звуках песен.

На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой мы решили как можно больше знакомить детей с произведениями устного народного творчества, преподносить произведения, не занижая возможности детского восприятия. Исполняя произведение, старались обеспечить понимание смыслового содержания его детьми благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса.

Я отметила такую особенность художественного восприятия детей, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, развивает и воспитывает в детях нравственные чувства и положительные взаимоотношения, что способствует созданию благоприятного микроклимата в группе.

Трудно переоценить значение народной сказки для всестороннего развития и воспитания ребенка. Она пробуждает чувство оптимизма, прививает самые лучшие человеческие качества. Доступные и близкие детям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки несут в себе бесценную народную мудрость.

В двигательной деятельности мы использовали фольклор для развития эмоциональной сферы, активности, зарождения воли к жизни и деятельности, в закладывании основ характера. Он учит управлять своим телом, помогает поверить в свои силы.

Особое значение мы придавали подвижным, хороводным играм — как важному фактору развития и воспитания. В нашем представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей: детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д. Устное народное творчество помогает поддерживать внимание, интерес детей, желание слушать, смотреть и повторять вместе или отдельно, вырабатывать правильную речь. В произведениях устного народного творчества, используемых мной, детей пленяет юмор, лукавая шутка, игра звуков и слов, образность, гармония звучания.

Художественная литература и фольклор создают в группе атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем, что позволяет растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, а это как нельзя лучше воспитывает.

В рамках этого проекта мною был разработан ряд мероприятий, нацеленных на укрепление физического и психического здоровья детей через произведения устного народного творчества: комплексные, игровые мероприятия: «Домотканые коврики», «Прогулка в лес», «Буренушка», «Весна», «Кот проказник», «Петушок в гостях у ребят» и др.

Особый интерес в рамках проекта, вызвали у детей проведение познавательных игр и развлечений. Это инсценировки, вечера досуга: «Репка», «Петушок и Машенька», «Сказки про козлика», «Шутки, прибаутки, потехи». Очень важно было научить ребят слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью мы обыгрывали малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты,

Я заметила, что театрализованная деятельность увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. ДОУ работает в тесном сотрудничестве с театральными коллективами г. Нижневартовска, Челябинска. Приглашаются артисты кукольного театра с целью повышения эмоциональной заинтересованности, отзывчивости, способности понимать, воспроизводить услышанное и увиденное. У детей повышается интерес к художественной литературе.

В ДОУ и в группе мы совместно с узкими специалистами всячески стремимся создать для детей интересную и содержательную жизнь, создать условия для проявления культурно — познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, для обеспечения психофизического благополучия ребенка, а так же использования полученных знаний и умений для проведения различных интересных мероприятий. Эти мероприятия способствуют формированию эмоционального отношения к устному народному творчеству, воспитывают чуткость к художественному слову, учат вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, воспитывают желание заниматься спортом.

Проводятся викторины и конкурсы: «Литературная викторина», «Сказка за сказкой», «Угадай из какой сказки», «Волшебный талисман» и так далее с целью развивающего воздействия на формирование у детей эмоциональной сферы, эстетических чувств.

Большое внимание следует уделять взаимодействию с родителями: проводить консультации, беседы, конкурсы, выставки, литературные викторины.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс данной педагогической технологии позволяет достичь положительных результатов в развитии детей.

Для активизации родителей по участию в воспитательно-образовательном процессе и в частности по определенной мною теме, необходимо расширить поле информационной деятельности, поэтому принято решение участвовать в реализации проекта ДОУ «ИКТ-взаимодействие», с интеграцией в данный проект мероприятий направленных на решение задач по теме «Позитивное воздействие художественного слова и устного народного творчества на физическое и психическое развитие ребенка».

Проект заключается в расширении рамок информационного поля родителей посредством компьютерных технологий (предоставление необходимой информации на CD и DVD дисках) по следующим направлениям:

а) информация о деятельности, условиях функционирования детского сада

б) спектр дополнительных образовательных услуг микрорайона;

в) для будущих первоклассников и их родителей информация о ближайших школах микрорайона;

г) возможности ребенка на каждом возрастном этапе, в соответствии с федеральными государственными требованиями и общеобразовательными программами воспитания и обучения детей ДОУ.

д) коррекционная помощь: педагогическая, психологическая, специальной направленности;

е) игровые развивающие упражнения в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Распространение данных информационных дисков позволит родителям владеть достоверной информацией в полной мере, с минимумом временных затрат.

При игре ребенка в компьютерные игры в домашних условиях, воспитатель непроизвольно дистанционно может влиять на воспитательно-образовательный процесс. Формируется и позитивное отношение к детскому саду и воспитателям.

Так же существует возможность (при согласии родителей) рассылка выше перечисленной информации на личные e-mаil.

Участие в реализации данного проекта по выше обозначенной теме позволит не только повысить процентное количество родителей активно участвующих в жизнедеятельности сада, но и раскрыть для всех остальных участников образовательного процесса (педагоги ДОУ, МОУСОШ) значимость воздействия на физическое и психическое развитие ребенка художественного слова и устного народного творчества.

Грамотно подобранное художественное слово, фольклор должны стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Заключение

Мы разработали педагогическую систему внедрения фольклора, художественного слова в жизнедеятельность детей нашей группы.

Система включала в себя 4 основных направления:

– Обеспечение психологического благополучия;

– Охрана и укрепление здоровья детей;

– Духовное здоровье;

– Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

Работая по этим направлениям, мы включали художественное слово, произведения фольклора во все виды деятельности детей: в режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность, а так же, сопровождали художественным словом двигательную активность детей. Использование художественного слова во время проведения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, при релаксации в минуты отдыха позволило формировать позитивное отношение к физкультуре и спорту, а благоприятный климат способствовал успешной социализации, формированию положительных нравственных качеств.

Влияние устного народного творчества и художественного слова на психическое здоровье заключается в формировании позитивных взглядов на жизнь, развивает стрессоустойчивость личности.

Влияние на физическое здоровье отражается в сформированности положительного отношения к здоровому образу жизни.

Долг старших — с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И фольклор, и художественное слово — верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, устное народное творчество, литературные произведения возбуждают в нём ответные чувства.

Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.

Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс. .

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Литература:

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] М.: Высшая школа, 1987.
  2. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] — М.: Высшая школа, 1978.- 198с.
  3. Виноградов, Г.С. Народная педагогика [Текст]. Иркутск, 1996. — 231с.
  4. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. — Иркутск, 1990. — 195с.
  5. Капица, О.И. Детский фольклор [Текст]: Л., 1948.
  6. Литвин, Э.С. К вопросу о детском фольклоре [Текст]: М.—Л., 1958. -203с.
  7. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.
  8. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  9. Соколов, Ю.М. Русский детский фольклор [Текст]: М — Л, 1991. — 297с.
  10. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]: М., 1963.
  11. Весёлые уроки [Текст]: позн.-журнал для детей/ отпечатано в ГУП «ИПК Московская Правда». — 2010
  12. Виноградов, Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. — Л., 1978.
  13. Литературная энциклопедия. М.; Л., 1925. Т. 1. С. 237.
  14. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966. С. 109. См. также: Словарь литературных терминов/ Ред. И сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 1974. С. 82.
  15. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. М.,1978.
  16. Под редакцией Е.Е. Зуевой,. Детская литература. М.; П.,1989. — С.13
  17. Арзамасцева, И. Н., Николаева,С.А. Детская литература: М., 2000.
  18. См.: Кагаров, Ю. Е. Что такое фольклор//Художественный фольклор. Вып. IV—V. М., 1999. — С.
  19. Волков, Г. Н. Этнопедагогика.: М., 2000.
  20. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. с. 279 с
  21. Антропова А.П. Мониторинг здоровья в дошкольном образовательном учреждении / Проблемы подготовки здорового ребенка к школе. — Курган: КГУ, 1998. — С. 25 .
  22. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория практика физической культуры. — 1980. — N 1. — С. 22 32-33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle