Библиографическое описание:

Курбаниязова Д. С. Изучение русского языка в иностранных группах // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 17-19.



В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, обучение, автономность, технология, источник овладения языком, самооценка, групповое обучение

Одной из важнейших тенденций современного обучения языкам является признание необходимости учета потребностей и индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося.

Развитие идеи о принципиальной важности восприятия учащегося как субъекта учения, а не объекта научения легло в основу личностно-ориентированного подхода, который решает проблему доминирующей роли учащегося в процессе усвоения языка на основе повышения автономности, относительной самостоятельности учения.

Поиски основных факторов, которые позволили бы максимально индивидуализировать групповое обучение и разработать средства управления учебным процессом при сохранении относительной автономии каждого учащегося, привлекли наше внимание к мотивационно-стратегическим аспектам личностно-ориентированного подхода (ЛОП), в частности, к таким характеристикам, как стратегическая компетенция и мотивационная сфера личности, ее самооценочные факторы.

Обусловлена потребностью общества в большей личностной ориентированности обучения, в повышении эффективности учета личностных характеристик и потребностей учащихся при изучении русского языка как иностранного на начальном этапе, а также необходимостью сформулировать и развить основные положения личностно-ориентированного подхода в мотивационно-стратегическом аспекте для его эффективной теоретической и практической реализации в технологии группового обучения на первом курсе

Процесс обучения иностранных студентов на первом курсе, а также принципиальные положения личностно-ориентированного подхода к изучению языков и основные направления их реализации

Базовые принципы личностно-деятельностного подхода, как принцип коммуникативности и принцип обучения в деятельности. В качестве собственно основополагающих принципов личностно-ориентированного подхода выступают следующие:

– принцип индивидуализации, включающий принцип адаптивности в различных формулировках, и принцип психологической комфортности, поскольку индивидуализация подразумевает достижение высокого уровня психологического комфорта в учении,

– принцип развития и принцип опоры на предшествующее развитие, а также принцип креативности, которые мы в дальнейшем сформулируем как принцип единства и развития языковой личности, поскольку в нашей концепции он включает в себя развитие и саморазвитие существующих стратегий и компетенций,

– принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности, который формулируется нами как принцип повышения автономности учащегося в процессе усвоения языка,

– принцип индивидуализированного оценивания, который принимает в личностно-ориентированном подходе специфические формы, в частности, различные формы самооценивания,

– принцип учета мотивационных процессов.

В современной лингводидактике уже утвердилась идея о том, что коммуникативность не должна пониматься упрощенно. Наши наблюдения показали, что при личностно-ориентированном изучении языка приходится порой отказываться от доминирующей роли принципа коммуникативности или прибегать к его модификациям в следующих случаях:

– если мы работаем с учащимся рационально-логического типа,

– если потребности учащегося не связаны непосредственно с коммуникацией,

– если стратегическая компетенция учащегося в силу особенностей когнитивного стиля или национальных лингвометодических традиций не соответствует коммуникативному обучению,

– если методические ожидания учащегося, его представления об изучении языка противоречат коммуникативному подходу.

Важнейшей проблемой является соотношение личностного и деятельностного в изучении языка. Личностный подход одновременно является деятельностным, поскольку носители и изучающие язык рассматриваются как субъекты социальной деятельности. Он подразумевает рассмотрение учебной деятельности как средства и источника овладения языком. Учащиеся, как субъекты учебной деятельности, должны проявлять в данном процессе максимальную активность.

Современная трактовка принципа индивидуализации требует его комплексного анализа, при этом индивидные факторы рассматриваются как учет когнитивного стиля студента, в качестве важнейшего компонента субъектной индивидуализации выступает стратегическая компетенция, а личностная индивидуализация основывается на мотивационных факторах, и, в частности, воздействии на личностную самооценку.

И субъектная и личностная индивидуализация включают в себя учет стратегических предпочтений учащихся. Если в стратегическую компетенцию учащегося коммуникативного типа входят социальные стратегии и многочисленные разряды коммуникативных стратегий, связанные с иноязычным общением, то субъектная индивидуализация заставляет предусматривать для него коллективные формы работы. Также личностная индивидуализация предусматривает учет такого вида мотивации, как мотивация аффилиации, при которой важным мотивирующим фактором для учащегося является возможность работы в коллективе.

Речь идет о предоставлении учащемуся возможностей саморазвития в межличностных отношениях и во взаимодействии с партнерами в парной и групповой работе (если у него есть такая потребность) для того, чтобы обеспечить психологическую комфортность как при самостоятельной работе над языком, так и его успешное изучение в условиях коллективного обучения.

Принцип индивидуализации тесно связан с положением о развитии личности. На подготовительном факультете речь может идти только о саморазвитии языковой личности взрослого студента в процессе изучения русского языка как иностранного. При этом основное внимание уделяется проблеме положительного переноса существующих стратегий и компетенций и развития всех трех компонентов языковой личности в ходе изучения нового языка с целью формирования языковой личности билингва и мультилингва.

В качестве одного из важнейших положений ЛОП выдвигается принцип единства и развития языковой личности, который может быть сформулирован следующим образом:

Каждый из трех основных компонентов языковой личности не формируется заново и отдельно при изучении каждого нового языка, а развивается из соответствующих компетенций и компонентов, сформировавшихся при усвоении родного языка.

Наиболее наглядно единство языковой личности можно продемонстрировать при анализе такого компонента коммуникативной компетенции, как стратегическая компетенция. Исходная стратегическая компетенция, понимаемая как способность преодолевать затруднения в учении и общении, существующая на момент начала изучения каждого нового языка, в отличие от других компетенций, может быть задействована в ходе учения полностью, без изменений и дополнений, при условии ее достаточной эффективности.

Задачей личностно-ориентированного обучения является превращение каждого студента в самостоятельного субъекта деятельности, но говорить однозначно о субъектной роли каждого учащегося в процессе изучения языка не совсем корректно. Первоначальной задачей педагога должно стать формирование «агента» — активно действующего учащегося, который руководствуется пришедшими извне учебными целями и лишь затем в процессе изучения языка развивается в самостоятельного субъекта учения. Разграничение «объекта», «агента» и «субъекта» особенно актуально при изучении РКИ в условиях языковой среды. Такое разграничение тесно связано с понятиями «активной» и «реактивной» автономии.

Личностно-ориентированное обучение не предполагает императивного навязывания автономии. Если в предпочтения и методические ожидания студентов входит строгое управление и контроль преподавателя, обучение может быть частично организовано в соответствии с национальными методическими традициями. При этом преподаватель должен постоянно стремиться расширить стратегический репертуар учащихся и дать им возможность большей автономии в принятии решений по изучению языка.

Разработка личностно-ориентированных технологий в лингводидактике связана с несколькими направлениями: исследованием когнитивных стилей и обучением в малых группах в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями студентов, применением современных компьютерных технологий, созданием личностно-ориентированных учебников, исследованием стратегий и организацией стратегических тренингов, эксплицитным обучением стратегиям.

Анализ существующих технологий с точки зрения воплощения основных положений личностно-ориентированного подхода показал, что, несмотря на важные достижения во внедрении отдельных положений, при их применении остается нерешенным целый ряд задач. Это недостаточный учет стратегических предпочтений учащихся, высокий уровень императивности, и, главное, несовместимость с требованиями группового обучения русскому языку на подготовительных факультетах.

Значительный вклад в практическую реализацию личностно-ориентированного подхода может быть внесен с помощью критического переосмысления и обобщения результатов стратегического направления лингводидактических исследований. Отсутствие четких формулировок и общепринятых классификаций стратегий языковой личности и стратегической компетенции затрудняет практическое использование полученных результатов при изучении языков на начальном этапе. Существующее положение дел в области стратегических исследований заставило нас обратиться к анализу стратегических аспектов личностно-ориентированного подхода с целью их практического использования в обучении на первом курсе.

Литература:

  1. Давер М.В. Комплексные рифмовки на уроке французского языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 6. C. 31-32.
  2. Давер М.В. Оценочная мотивация на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 5. C.35-37.
  3. Давер М.В. Особенности мотивационно-стратегической реализации личностно-ориентированного подхода к обучению РКИ // Русский язык за рубежом. 2006. № 4. С.42-50.
  4. Давер М.В. Система самооценочных контрактов в личностно-ориентированном обучении РКИ // Педагогика. 2006. № 7. C. 68-73.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle