Библиографическое описание:

Расколенко В. А. Таможенная процедура таможенного транзита: сущность и условия применения // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 56-58.



Процедура таможенного транзита является одним из ключевых этапов перемещения товаров, транспортных средств и играет важную роль в процессе внешнеторговой деятельности.

В последние годы международная торговля претерпела радикальные изменения в плане методов перевозки и сбыта товаров, скорости проведения сделок и абсолютного объема продаваемой в мире продукции [3, с. 90].

На сегодняшний день общий подход к управлению, принимаемый многими таможенными службами состоит в расширении сферы деятельности путем сосредоточения внимания на международных цепях поставок, для обеспечения безопасности и облегчения не только импорта, экспорта, но и транзитных перевозок товаров. «В соответствии с традиционной ориентацией на сбор доходов, большинство таможенных служб традиционно сосредоточены на импортном контроле. Однако сфера деятельности таможен в настоящее время расширена за счет включения контроля за экспортом и транзитом» [4].

Одной из обязательных таможенных процедур в отношении товаров перемещаемых через территорию Российской Федерации, либо с территории Российской Федерации и на ее же территорию через другую страну является процедура таможенного транзита.

В соответствии с положениями главы 32 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) таможенный транзит — это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ТС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования [1].

Таможенная процедура таможенного транзита действует как в отношении иностранных товаров, так и в отношении товаров стран-участниц Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).

Таможенная процедура таможенного транзита не предусматривается при перемещении товаров перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров, также не применяется таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

К условиям для помещения товаров под процедуру таможенный транзит относят следующее:

1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории;

2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

4) представлена транзитная декларация;

5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;

6) обеспечена идентификация товаров (идентификация товаров производиться путем наложения пломб, печатей нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами);

7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями [1].

Существуют следующие меры обеспечения соблюдения таможенного транзита: обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров; таможенное сопровождение; установление маршрута перевозки товаров (может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками).

Выбор маршрута определяется таможенными органами отправления на основании сведений, указанных в транспортных и иных документа. Изменить такой маршрут можно только после письменного разрешения таможенного органа, находящегося по пути его следования.

Таможенное сопровождение при перемещении товаров под процедурой таможенного транзита применяется только в тех случаях, когда определены СУР, либо перевозчик не раз нарушал свои обязательства, имеет административное правонарушение, связанное с таможенным транзитом, не уплачены в полной мере таможенные пошлины [1].

Также следует отметить, что при процедуре таможенного транзита таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, если:

 в качестве декларанта выступает таможенный перевозчик или экономический оператор;

 товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

 это установлено международными договорами;

 товары перевозятся под таможенным сопровождением.

Сроки таможенного транзита рассчитываются таможенными органами отправления до таможенного органа назначения. Предельные сроки таможенного транзита не могут превышать из расчета на 2 тысяч километров на 1 месяц. Предельный срок может быть продлен по мотивированному обращению декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, то может быть продлен на срок 2 тысячи километров на 1 месяц.

Таможенная процедура таможенного транзита может считаться завершенной только после доставки товаров в место, установленное таможенным органом отправления. Поле этого до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля (допускается в любое время), перевозчик обязан предоставить таможенному органу по прибытию транспортные и иные документы:

 в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — в течение 1 (одного) часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа — в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;

 в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки.

Перевозчик обязан предъявить товары по требованию таможенного органа.

Таможенный орган назначения обязан в течение одного часа после предоставления транспортных (перевозочных) и иных документов перевозчиком зарегистрировать их подачу, завершить процедуру таможенного транзита не позднее 24 часов после регистрации документов, путем проставления на транзитной декларации отметки о завершении таможенного транзита.

После завершения процедуры таможенного транзита у перевозчика или иного заинтересованного лица есть 3 часа для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Таким образом, хочется отметить, что таможенная процедура таможенного транзита крайне важна как при помещении под нее иностранных товаров, так и товаров ТС ЕАЭС. Благородя процедуре таможенного транзита можно точно проследить маршрут следования товаров по территории Российский Федерации в установленные сроки, без нарушения таможенного законодательства.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 4.
  2. Барсегян Д. Э. Критерии оценки эффективности системы таможенно-тарифного регулирования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006.№ 6. С. 149–151.
  3. Костин А. А., Зайцева О. А. Контроллинг и риск-менеджмент в таможенных органах: предпосылки и перспективы применения. Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сборник научных трудов вузов России. 2011. 30 выпуск. С. 85–93.
  4. Костин А. А., Костина О. В., Москаленко О. А. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. 472 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle