Библиографическое описание:

Пономарёв Н. Е., Зимин М. С. Международные грузовые авиаперевозки в транспортной логистике // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 833-835.



В течение тысячелетий человечество пыталось разгадать секреты полета. Но только в 1903 году летательный аппарат смог подняться в воздух, использую собственную энергию. После того как в 1903 году братья Райт совершили свой исторический полет, развитие авиации достигло таких захватывающих высот, что теперь даже трудно представить себе нашу жизнь без самолетов. Авиация используется в самых разных сферах человеческой деятельности — от перевозки людей и грузов до контроля за загрязнением окружающей среды, от изучения живой природы до ведения боевых действий. В этой статье рассказывается, что представляют собой авиаперевозки, типы и виды авиаперевозок.

Ключевые слова: авиаперевозки, воздушные перевозки, международная логистика, воздушный транспорт, транспортная логистика.

Воздушные перевозки авиационным транспортом в международной логистике являются в настоящее время особой специфической отраслью перемещения товарных грузов и пассажиров по всему миру, которые развиваются и распространяются в пространстве и времени в соответствии с эволюцией логистики, ее теорией и практикой [1–7].

История грузовых перевозок при помощи авиации тесно связана с Юго-Западной Африкой, где в 1914 году была организована доставка алмазов на самолётах малого класса. Дальнейшая история транспортной авиации получила импульс, благодаря активному развитию германской промышленности в годы, предшествующие Второй Мировой войне, а так же использованию воздушных судов в целях армии. Параллельно развивается американский рынок грузовых авиаперевозок, а несколькими годами позднее международные перевозки посредством авиации получили широкое распространение в большинстве стран Европы и Азии. Первый в мире груз при помощи самолёта был доставлен в 1910 году [8].

Воздушный транспорт — самый быстрый вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп, геологов, спасателей в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.

Авиаперевозка — наиболее быстрый способ перевозки грузов на значительные расстояния. В тоже время самый затратный способ. Как правило, авиаперевозка представляет из себя мультимодальную перевозку состоящую из забора груза от отправителя, терминальной обработки в аэропорту отправления, собственно перелёта, терминальной обработки в аэропорту прибытия, таможенной очистки, доставки до получателя. Определённые линии совершают перелёты между определёнными аэропортами, поэтому и понятие «перелёт» может включать в себя несколько перемещений груза с промежуточными перегрузами. На различных маршрутах используются самолёты различных типов, что накладывает серьёзные ограничения на габаритные и массовые характеристики груза.

Классификация авиаперевозок. Авиаперевозки делятся на несколько типов, вот некоторые из них:

Простые. Простые авиаперевозки, так же называют «генеральные перевозки» — предполагают транспортировку генерального груза в пункт назначения, а заказчиком такой услуги является владелец перевозимых товаров. Основное преимущество генеральных перевозок — высокая оперативность.

Попутные. Попутные перевозки — это использование свободного транспорта, следующего в требуемом направлении. Достоинство такого формата транспортировки грузов — низкая стоимость.

Челночные перевозки — в авиации данный формат принят для транспортировки пассажиров. Отличительная особенность челночных перевозок — возвращение транспортного средства в пункт отбытия без пассажиров на борту.

Сборные перевозки — это наиболее распространенный формат транспортировки штучных грузов, при котором товары различных отправителей консолидируются на складе и отправляются по мере накопления их оптимального объема. Отличаются невысокой стоимостью транспортировки.

Сборные грузы. Прообразом понятия «сборный груз» были почтовые отправления, предназначенные для различных адресатов. Почтовые грузы консолидировались в отделениях связи для последующей доставки в определённый пункт назначения. Доставка почты происходила по мере накопления необходимого для экономной перевозки количества грузов. Регулярная доставка почты при помощи авиации была организована в Австрии в 1918 году, и предполагала регулярные рейсы смежу городами Австро-Венгерской империи. Сегодня сборные грузы занимают значительную долю в общем объёме грузовых авиационных перевозок, а также неуклонно растёт за счёт экономичности, удобства и безопасности [9].

Законодательство и правила. Существует определённое законодательство и правила, относящиеся к авиаперевозкам.

Таможенное оформление грузов стало практиковаться буквально сразу же после появления первых государств и отмены натурального хозяйства. Изначально, цель таможенных процедур сводилась к пополнению казны стран, что в принципе и сейчас имеет место быть. Позже функции таможни значительно расширились. Сегодня широко используется понятие «таможенное регулирование», главная задача которого способствование развитию внутреннего производства, исключение возможности переправки через границу запрещённых товаров, наркотиков, оружия и пр.

Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая из них — это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования. Вторая категория — авиационные правила, действующие на федеральном уровне. Третья группа нормативных документов — внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов. Отдельно стоит отметить Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации 1944 года и Варшавскую конвенцию для унификации правил воздушных перевозок от 1929 года. Эти документы ратифицированы большинством стран мира, и являются обязательными для выполнения в России. Также правовое урегулирование совершается по Федеральным авиационным правилам № 136/42/51 от 31.03.2002г. и Конвенцией о Договоре Международной Дорожной Перевозки Грузов (Женева, 19 мая 1956г.) [10].

Согласно правилам осуществления грузовых авиаперевозок (Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ и Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках (Монреаль, 28 мая 1999 г.)) прием груза к перевозке производится только при наличии правильно оформленной грузовой накладной.

1) Перевозки грузов на международных авиалиниях могут осуществляться на пассажирских и грузовых самолетах.

2) Грузы, которые принимают к международной перевозке, подлежат следующим правилам:

– Ввоз и вывоз, транзит груза должны быть разрешены законами и правилами страны на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка;

– Габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку и выгрузку, размещение в багажно-грузовых отсеках воздушных судов и его крепление;

– При перевозке на рейсовых пассажирских воздушных суднах масса и габариты груза не должны превышать пределов, установленных нормативами;

– К грузу должны быть приложены все требуемые документы;

– Груз не должен создавать опасности для воздушного судна, находящимся на нем людям и имуществу, а также по своим свойствам не должен создавать неудобств пассажирам.

3) Груз, превышающий установленные пределы по массе и габаритам, может быть принят к перевозке только с согласия перевозчика.

Сборные грузы и таможенное оформление. Международные перевозки грузов по воздуху предполагают обязательное прохождение таможенных процедур. Таможенное оформление производится путем декларирования грузов и уплаты всех необходимых сборов. К обязательным платежам при таможенной очистке импортных товаров относятся акциз, налог на добавленную стоимость и пошлина. Косвенные платежи для оформления товаров на таможне — это сборы за выдачу лицензий, квалификационного аттестата, хранение товаров на таможенном складе и их транспортировку.

Статистические данные. Статистика объёмов авиаперевозок: по итогам за 2011 год рынок грузовых авиационных перевозок в России составил 5,9 %, перевозка составила 981 тысячу тонн груза и почты, прирост грузооборота — 5 %, что составило более 4,9 миллиарда тонн-км. По сравнению первого квартала 2012 года с аналогичным периодом 2011 года, данные статистического ведомства показали положительную динамику грузовых авиаперевозок, общий прирост грузооборота составил 10,2 %. Объем грузоперевозок равнялся 224 742,52 тоннам, прирост — 8,9 %. В 2013 году, согласно данным мировых аналитических агентств, в частности IATA, зафиксировано спад роста объема грузовых авиаперевозок. По мнению экспертов, спад вызван, в первую очередь, общим спадом в мировой экономике. Соответственно, авиакомпании сокращают объемы провозных мощностей, стараясь нормализовать коэффициент загрузки и сохранить запланированную рентабельность авиагрузоперевозок, несмотря на растущие цены на топливо [11].

Литература:

  1. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
  2. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
  3. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
  4. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. -158 с.
  5. Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36.
  6. Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  7. Лысенко Л. В., Шаталов В. К., Минаев А. Н., Лысенко А. Л., Горбунов А. К., Коржавый А. П., Кашинский В. И., Воронов В. И., Гульков А. Н., Паничев А. М., Лысенко С. Л. Произведение науки: «Закон телепортации — единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса». Свидетельство № 13–461 Системы сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и знак соответствия системы от 25 сентября 2013г.
  8. П. Д. Дузь История Воздухоплавания и Авиации. Изд. Машиностроение
  9. Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  10. Пиляева В. В. Итория таможенного дела и таможенное политики в России.
  11. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ и Варшавская конвенция о международных воздушных перевозках (Монреаль, 28 мая 1999 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle