Библиографическое описание:

Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1055-1057.



This article discloses the didactic possibilities of the usage of social networking websites in the educational process. The positive and negative consequences of the introduction of virtual learning environment elements in education are discussed.

Keywords: continuing education, online education, distance learning, social network, blended learning.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к острой дискуссии о месте и роли социальных сетей в современном образовательном процессе. Заметим, что сегодня речь ведется уже о мобильном обучении, МООК, виртуальном обучении, то есть о смене образовательной парадигмы в целом, о наступлении так называемой эпохи электронной педагогики [2, с. 148].

Разумеется, по-прежнему, самыми «продвинутыми» Интернет-пользователями являются представители молодого поколения. К сожалению, их больше привлекают не учебные материалы, а сайты, имеющие развлекательную направленность, к которым по праву можно отнести и всевозможные социальные сети. Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять разнообразную информацию [6].

Следует указать ряд отличительных особенностей социальной сети от сайта. Во-первых, индивидуальные профили с личной информацией, которую можно открыть (или ограничить) для всеобщего доступа. Во-вторых, добавление других пользователей в «друзья» и отслеживание их обновлений. В-третьих, осуществление коммуникации посредством, как личных сообщений, так и общения в группах, чатах, сообществах, микроблогах, комментариях. В-четвертых, распространение и обмен всеми видами информации.

Безусловно, сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что обучающиеся вместо выполнения домашнего задания и подготовки к экзаменам значительное количество свободного времени проводят в различных социальных сетях: общаются, просматривают фотографии своих знакомых, читают ленту обновлений в сообществах и группах, а также используют игровые приложения. Поэтому не случайно современные преподаватели задумались о возможности использования социальных сетей в образованном процессе, чтобы приблизить к себе учащихся, подготовить их к самообразованию.

Проведенный анализ научной и методической литературы показывает, что на сегодняшний момент можно выделить следующие направления по использованию социальных сетей в образовательном процессе.

Как известно, социальные сети были созданы с целью виртуального взаимодействия людей, налаживания коммуникации. Поскольку все пользователи равны по статусу, то общение становится более открытым и непринужденным. Обучающийся может без страха и труда задать преподавателю вопрос относительно пройденной темы и получить полный ответ. Обсуждение совместного проекта обучающихся обычно происходит в специально созданных группах, диалогах либо в режиме видеоконференции, где каждый высказывает свое мнение и возникшие идеи по выполнению задания. Воспитанник может осуществлять познавательную деятельность по конкретному предмету в рамках созданного педагогом сообщества (действовать без определенного адресата, выкладывая результаты своей работы на всеобщее обозрение). В свою очередь и преподаватель имеет дополнительную возможность профессионального роста: обмен опытом с коллегами с соцсетях, демонстрация собственных разработок и их обсуждение. Не стоит забывать и про контакты с родителями в целях дополнительной помощи в школьном воспитательном процессе, для оповещения родителей о состоянии успеваемости ребенка, результатах психологических тестирований и совместного поиска решений возникших проблем. Следовательно, социальные сети являются пунктом взаимодействия для осуществления учебно-воспитательных мероприятий.

Соцсети можно использовать и как средство непосредственного управления процессом обучения. От предыдущего направления его отличает обязательная отчетность учащегося о текущем статусе выполнения предложенного задания. Основная задача педагога — найти и разместить теоретические материалы в наиболее занимательной форме восприятия (презентации, видеоролики, игровые приложения, аудиозаписи), а также выкладывать упражнения на закрепление и (или) повторение темы и осуществлять мониторинг усвоения знаний (проверка данных для решения заданий, тесты и онлайн — опросы). Примером осуществления такого направления являются образовательные курсы портала ННГУ им. Н. И. Лобачевского. На этом сайте преподаватель по изученному материалу на традиционных лекциях создает ряд заданий, которые необходимо выполнить в заданный срок (как правило, от одной до трех недель), по истечению которого они проверяются. После «дедлайна» сдать результаты работы в режиме онлайн невозможно, выставляется неудовлетворительная оценка.

Более того, социальные сети позволяют обмениваться опубликованной информацией и хранить ее. Очевидно, используя это свойство, можно приступить к созданию своеобразной «копилки» знаний, причем предложения дополнительных интересных материалов преимущественно должно исходить от обучающихся. Как известно, самые прочные знания — это факты, открытые самостоятельно. Данная творческая деятельность способствует развитию внутренней мотивации к обучению, стимулирует активизацию познавательной деятельности и нестандартного мышления. Затрагивает и некоторый соревновательный аспект, например, проведение конкурсов по созданию ярких тематических видеороликов и презентаций. «Судейство» такого онлайн-мероприятия осуществляется членами сообщества посредством «лайков» и комментариев с критикой и предложениями усовершенствования продукта интеллектуальной деятельности. Теоретический справочник и банк заданий с подробными алгоритмами решений, созданные путем такой деятельности, без особых усилий останутся в памяти обучающегося. Подобное применение соцсетей в школьной практике станет отличным помощником при подготовке не только к очередному уроку и контрольной работе, но и к заключительным испытаниям — ОГЭ и ЕГЭ.

Любую социальную сеть возможно использовать в качестве виртуальной «доски объявлений». В идеале размещение организационной информации о мероприятиях в рамках учебной и внеурочной деятельности должно осуществляться как куратором студенческой группы (классным руководителем в школе), так и обучающимися.

Обращаем внимание, что по результатам исследований агентства «РИА Новости», в России 78 % обучающихся в возрасте от девяти до двадцати одного года имеют личный профиль в социальной сети «Вконтакте» [3]. В связи с этим, педагогам необходимо обратить внимание на данную соцсеть для дальнейшего успешного осуществления образовательного процесса. На первом этапе преподавателю необходимо создать новую пользовательскую страницу и ограничить публикацию личной информации, соблюдая таким образом традиционную дистанцию в общении. Следующий шаг — добавление в «друзья» каждого обучающегося, позволяющее настроить на доверительную атмосферу и коммуникацию. Создание общей беседы и группы, приглашение участников, составление правил онлайн — общения и выбор администратора, ответственного за их соблюдение — ключевой момент движения по первым трем направлениям. Педагог и обучающиеся могут предлагать новости, комментировать записи товарищей, использовать «фотоальбом» для выделения заданий особой сложности в качестве «копилки» знаний, создавать опросы и голосования по поводу темы, которую они хотели бы повторить или изучить более глубоко. Для работы в четвертом направлении эффективным является использование публичной страницы. Ее применение позволит отображать в режиме микроблога всю ленту объявлений, что достаточно удобно и наглядно.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отметим основные положительные моменты применения социальных сетей в образовательном процессе. Одним из них назовем потенциальную непрерывность учебного процесса, поскольку появилась возможность продолжительного взаимодействия учителей и обучающихся в любое подходящее для этого время. Педагог имеет возможность организовать и направлять познавательное и творческое участие каждого как в группе, как и индивидуально. Информационная поддержка учебной программы в социальной сети позволяет обучающимся, пропустившим занятие, студентам-заочникам или детям на домашнем обучении не отставать от образовательного процесса, получать консультацию учителя и самостоятельно выполнять задания. Темы и вопросы, которые не были раскрыты полностью во время лекции, могут найти продолжение в совместном диалоге, что позволяет по инициативе обучающихся переходить к углубленному изучению конкретного предмета.

Среди недостатков использования социальных сетей в образовательном процессе можно указать неготовность некоторых преподавателей отдавать значительное количество своего свободного времени и сил с целью организации непрерывности обучения, слабая ИКТ — компетенция учителей с многолетним опытом работы, затрудненный доступ к социальным сетям через ПК в провинциальных и сельских учебных учреждениях, недостаточная безопасность социальных сетей на предмет проникновения информации, не допустимой для восприятия несовершеннолетними гражданами [5].

Таким образом, с развитием научно-технической базы появляются и новые инструменты для организации познавательной активности лиц, получающих образование, в качестве которого можно использовать социальные сети. Многие методисты скептически относятся к использованию данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, поскольку в традиционном представлении социальная сеть рассматривается как антагонист образования, среда отдыха, легкомыслия и развлечений [4]. Однако, с их помощью возможно решение ряда задач, таких как дистанционная организация совместной работы учебного коллектива, продолжительная научная / проектная деятельность, проведение вебинаров и онлайн-консультаций (индивидуальных и массовых), что весьма полезно для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.

Дидактические возможности использования современных социальных сетей, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед вузом, с другой стороны, уже не позволяют ориентироваться только на лекционно-семинарские занятия, которые составляют основу традиционного процесса обучения студентов и недооценка этого обстоятельства может лишить отечественное образование стратегического преимущества [1, c. 158].

Литература:

  1. Абрамова, О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности// Высшее образование в России. -2015.- № 7.- С.155–159
  2. Киреев, Б. Н. E-learning при подготовке педагогических кадров. // Высшее образование в России. -2016.- № 2.- С. 148–153
  3. Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (Дата обращения: 01.04.16)
  4. Механизмы и возможности использования социальных сетей в образовании образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/470/1514 (Дата обращения: 03.04.16)
  5. Применение социальных сетей в образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infojournal.ru/forums/topic/primeneniya-socialnyx-setej-v-obrazovanii/ (Дата обращения: 05.04.16)
  6. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4719 (Дата обращения: 04.04.16)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle