Библиографическое описание:

Акбарова С. Н., Абдурахимова С. М. Проблемы формирования родительской компетентности в вопросах здоровья детей // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1061-1063.



В статье анализируются проблемы формирования знаний в области здоровья и воспитание детей со стороны родителей. Предлагается называть это положение как «родительская компетенция». Подробно изучая соответствующие положения Минздрава и Семейного кодекса, отмечается важность внедрения обучения родительской компетенции в законном обязательном порядке для лиц, вступающих в брак.

Ключевые слова: компетентность, родительская компетентность, здоровье, ребёнок, родитель.

В Узбекистане 2016 год объявлен Годом здоровой матери и здорового ребенка [1]. Этот шаг может быть оценен как логическое продолжение Государственной программы «Год здорового ребёнка» (в 2014 году), направленное на осуществление широкого комплекса мер по дальнейшему формированию физически здорового, духовно зрелого, гармонично развитого подрастающего поколения. Поколения, обладающего самостоятельным мышлением, развитым интеллектуальным потенциалом, глубокими знаниями и широким мировоззрением. В связи с этим была проделана огромная работа, в частности создана сеть специализированных медицинских центров, сельских врачебных пунктов и семейных поликлиник [2].

Но пока существуют и другие своеобразные частные проблемы, которые препятствуют развитию здорового ребёнка, особенно в младенческом возрасте. Нас заинтересовал следующий случай: молодая мать с 2-месячным ребёнком, находившаяся в гастроэнтерологическом отделении, твердила, что причиной болезни ее ребенка является то, что свекровь накормила ребёнка машхурдой (прим. суп с машем, бобовые). Также встречаются аналогичные случаи кормления более взрослых детей такими продуктами, как: животное масло, патир нан или оби нан (прим. национальный хлеб на основе животного жира/масла) и других продуктов, от которых сильно страдает еще неустойчивый желудочно-кишечный тракт ребенка.

В системе здравоохранения нехватка знаний в области кормления и ухода за ребёнком со стороны родителей и других взрослых членов семьи называется нехваткой «медицинской культуры». Молодые родители очень часто встречаются не только с недостатком медицинской культуры, но также параллельно страдают недостаточностью знаний в области воспитания детей [3], особенно при рождении ребенка-первенца. В связи с этим возникает потребность соединения этих областей и обозначения их одним термином. Мы предлагаем внедрить в употребление термин «родительская компетенция», которая охватывает все знания в сфере обязанностей родителей перед своими детьми. Слово «компетенция» (лат. competentia) означает «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием и опытом» [4]. Исходя из этого термин «родительская компетенция» имеет полное право на существование и употребление. До сегодняшнего дня в литературе были изложены многочисленные виды компетенций [5], но термин «родительская компетенция» мы употребляем впервые.

Как происходит формирование родительской компетенции у молодых? Для изучения этого вопроса мы ознакомились с «Основными направлениями современного этапа реформ в здравоохранении Узбекистана» и положениями в законодательстве, в частности со статьями семейного кодекса.

Реформы в Узбекистане осуществляются как в рамках Государственной программы реформирования системы здравоохранения, так и ежегодно реализуемых целевых социальных программ. Это: Государственные программы развития инфраструктуры села, «Год здорового поколения», «Год матери и ребёнка», «Год здоровья», «Год благотворительности и медицинских работников», «Год молодёжи», «Год развития и благоустройства села» [6].

Также постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 242 от 05.07.2002 г. «О мерах по реализации приоритетных направлений повышения медицинской культуры в семье, укреплению здоровья женщин, рождению и воспитанию здорового поколения» определены задачи государственных органов и общественных организаций по повышению культуры в семье и меры по обеспечению развития здорового поколения [6].

По вопросам повышения медицинской культуры населения большая ответственность возложена на учреждения первичного звена здравоохранения. Одним из их задач является проведение гигиенического воспитания и обучение населения формированию здорового образа жизни.

Организация дородового патронажа беременных с целью изучения условий жизни семьи и обучения женщины правилам ухода за будущим ребенком входят в обязанности семейного врача. Они совместно с акушером-гинекологом проводят занятия в «Школах матерей». Обычно занятия проводятся, начиная с 15–16 недельного срока беременности.

После рождения ребёнка врач общей практики и медицинская сестра (семейная медсестра) должны посещать новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Далее такие посещения выполняются по графику: 6 раз в первый месяц, на первом году жизни 1 раз в месяц, а со второго года жизни – 1 раз в квартал, желательно в амбулаторных условиях. На 3-м году жизни ребенка осматривает педиатр 1 раз в полгода.

В работе медицинских работников СВП должно быть уделено внимание на проведение широкой санитарно-просветительной работы, пропаганде грудного вскармливания. Средний медицинский работник (акушерка, медсестра общей практики, патронажная медсестра) являются первым советчиком родителей в воспитании здорового ребенка. Приказом Министерства Здравоохранения Республики Узбекистан от 6 декабря 2004 г. № 535 определены основные положения деятельности средних медицинских работников. Акушерка наряду с мероприятиями с беременными и гинекологическими больными должна наблюдать за состоянием здоровья и развитием детей первого года жизни, проводить санитарно-просветительную работу среди населения по вопросам охраны материнства и детства, профилактики нежелательной беременности, грудного вскармливания, полноценного питания во время беременности и кормления ребенка, профилактики врожденных аномалий и наследственных заболеваний у детей.

В Узбекистане были адаптированы материалы ВОЗ по новым эталонам и стандартам роста и развития детей, которые были опубликованы в апреле 2006 года. За период 2006–2007 годов разработаны и выпущены методические и учебные руководства по мониторингу роста, развития и питания детей первых 5 лет жизни. Среди показателей мониторинга и оценок проекта уделяется внимание и на «умение и навыки родителей и лиц, участвующих в уходе за детьми по вопросам правильного питания». Клиническая практика должна охватывать клиническое обучение, одним из компонентов которой является улучшение работы на уровне семьи и махалли по вопросам ухода за детьми для улучшения их здоровья и развития [6].

Как видно из этих положений, ответственность за здоровье детей в основном возложена на медицинских работников.

Перейдём к Семейному кодексу Республики Узбекистан. Мы нашли 4 статьи, где указаны вопросы здоровья детей относительно окружения семьи и родителей:

Статья 67. Право ребенка на защиту

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка [7].

Статья 73. Права иобязанности родителей по воспитанию иобразованию детей

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [7].

Статья 75. Осуществление родительских прав

Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке [7].

Статья 87. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится [7].

Аналогичные положения также указаны в статьях 63 и 64 «Семейного кодекса Российской Федерации» [8].

Как видно, в соответствующих законоположениях закреплена ответственность родителей в вопросах воспитания и здоровья своих детей.

Также нужно отметить, что на сегодняшний день лица, вступающие в брак, обязаны проходить медицинское обследование в учреждениях государственной системы здравоохранения на бесплатной основе, согласно статье 17 Семейного кодекса РУз [7]. Аналогичное положение указано в статье 15 Семейного кодекса Российской Федерации. [8].

Анализируя все существующие положения и жизненные случаи в вопросах защиты здоровья детей, мы полагаем, что лица, вступающие в брак, не всегда имеют соответствующую родительскую компетенцию в вопросах воспитания и здоровья детей. Наши предыдущие исследования показали, что родители различных возрастов, имеющие только среднее образование, очень часто испытывают трудности в вопросах воспитания, главным образом, из-за нехватки знаний в этой области [3].

Лица, вступающие в брак, берут на себя большую ответственность перед обществом в произведении наших будущих поколений, поскольку родители играют огромную роль в развитии и воспитании детей. В связи с этим вопросы формирования родительской компетенции у молодых должны быть в большей части внимания государства. Мы полагаем, что обучение лиц родительской компетенции должно быть организовано в обязательном законном порядке (в соответствующие сроки) согласно статье 17 Семейного кодекса РУз, и должно внедряться компетентными специалистами соответствующих сфер. Мы полагаем, такое обучение должно охватить предоставление соответствующей информации в виде лекций, бесед, книг, брошюр, ознакомление с сайтами, где можно произвести обратную связь по вопросам, касающихся здоровья и воспитания детей. Также лица, вступающие в брак, должны быть осведомлены о статьях Семейного кодекса относительно здоровья и воспитания детей.

Мы полагаем, что такие меры могут служить достижению более высокого уровня формирования родительской компетенции, посредством чего достигается один из главных целей нашего государства — воспитание гармонично развитого поколения.

Литература:

  1. http://regnum.ru/news/society/2028716.html
  2. www.uzb-emb.jp/index.php?Itemid=61&id=3507&option=com_content&view=article
  3. Akbarova S. N., Aymetova K. D. The problem of family upbringing in Uzbekistan //ISJ Theoretical & Applied Science. — 2016. –T.36. -№ 4.
  4. Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? //Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — №. 2. — С. 42–47.
  5. Турдиев Н. Ш., Асадов Ю. М., Акбарова С. Н., Темиров Д. Ш. Умумий ўрта таълим тизимида ўқувчиларнинг компетенцияларини шакллантиришга йўналтирилган таълим технологиялари (I қисм), «Ўқув-таълим методика” ДУК, 10 табоқ.
  6. http://www.med.uz/documentation/detail.php?ID=9752&SHOWALL_1=1
  7. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=104723

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle