Библиографическое описание:

Кулясова А. С., Голубев А. А. Государственная поддержка развития высокотехнологичных производств в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 569-572.



В статье проанализированы меры государственной поддержки высокотехнологичного производства в России, а также разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в сфере высокотехнологичного производства.

Ключевые слова: высокотехнологичное производство, наукоемкость, высокотехнологичный кластер, бюджетирование, инновации.

In the article, the measures of state support of high-tech production in Russia are analyzed and proposals to improve state policy in the sphere of high-tech production are developed.

Keywords: high-tech production, knowledge intensity, high-tech cluster, budgeting, innovations.

Высокотехнологичное производство продукции на сегодняшний день — это инструмент повышения конкурентоспособности как предприятия в микроэкономическом масштабе, так и государства с позиции макроэкономики, это сложный многоплановый процесс, который нуждается в четком и конкретном регулировании. В связи с этим, существует ряд проблем связанных с реализацией этой концепции в России, такие как несовершенное законодательство, недостаток финансирования и неразумное распределение финансовых ресурсов. Особенно актуальной эта тема становится в современных условиях под влиянием санкционной политики в отношении Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств. В связи с этим, критическими факторами развития высокотехнологичных отраслей являются защита российского производителя и предоставление приоритета отечественной производству.

Высокотехнологичный секторпромышленности Российской Федерации включает в себя такие виды и сферы экономической деятельности, в которых затраты на НИОКР в общей стоимости производственных издержек выпускаемого продукта составляют значительно большую часть по отношению к другим видам затрат. Именно за счет существенных затрат на научно-исследовательские разработки формируется высокая величина добавленной стоимости, которая увеличивает общую стоимость продукта на рынке.

Состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, рекомендованный Министерством экономического развития России для расчета доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, приведен табл. 1.

Таблица 1

Перечень видов экономической деятельности, включаемых всостав группы высокотехнологичных инаукоемких отраслей, рекомендован Министерством экономического развития, письмо №2698-АК/ДОЗи от 18.02.2013г.

Код ОКВЭД

Наименование

Высокотехнологичные виды деятельности

24.4

Производство фармацевтической продукции

30

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

32

Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи

33

Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов

35.3

Производство летательных аппаратов, включая космические

Наукоемкие виды деятельности

73

Научные исследования и разработки

80

Образование

85

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Высокотехнологичное производство — это процесс производства, на всех или отдельных стадиях которого используются прогрессивные инновационные технологии. В результате, с помощью использования новейших научных разработок, удается достичь высоких экономических результатов и повысить конкурентоспособность готового высокотехнологичного продукта.

Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что процесс внедрения в производственный процесс инновационных технологий трансформирует обычное предприятия в высокотехнологичное.

Можно выделить следующие характерные отличия высокотехнологичных предприятий:

– большой объем вложений в научно исследовательские разработки;

– наличие автоматизированных систем проектирования и управления технологическими процессами;

– полная ликвидация или сокращение брака в процессе производства за счет внедрения прогрессивных технологий;

– постоянное финансирование повышения квалификации рабочего персонала;

– наличие широкой номенклатуры производимой продукции;

– соответствие выпускаемой продукции международным стандартам качества;

– интенсификация экономических процессов на производстве, при которой, вовлечение в производство сравнительно меньшего объема ресурсов позволяет достичь больших результатов с экономической точки зрения;

– постоянное развитие инженерно-конструкторской базы с соблюдением принципов экологического менеджмента.

Все вышеперечисленные факторы в совокупности определяют понятие «наукоемкость». Наукоемкость производственного предприятия определяет не только уровень его научно-технического развития, но и степень новизны производимой на данном предприятии продукции [1].

К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или объеме продаж составляет не менее 3,5–4,5 % [2].

Мировая практика показывает роль государства в обеспечении непрерывности процесса превращения научных знаний в инновационный продукт, реализуемый на рынке: государство инициирует формирование инновационной структуры, создает необходимые условия и механизмы (правовые, организационные и экономические), мотивирующие производителей превращать результаты научных исследований в наукоемкий товар/услуги, извлекая при этом законную прибыль [6].

В рамках программ развития промышленности и повышения конкурентоспособности в России были одобрены инновационные стратегии развития для 60 крупнейших компаний, были представлены 35 технологических парков, была создана система грантов и поддержки инновационных проектов основанных за счет займов.

Программа включает процесс реструктуризации образования в университетах. Правительство надеется улучшить исследовательские результаты университетов и создать систему кооперации между реальным сектором экономики на рынке и университетами.

Эта система, называющаяся предпринимательским университетом, будет стимулировать процесс коммерциализации знания. Как результат все образовательные структуры, которые задействованы в научно- исследовательской деятельности будут ориентированы на конструктивное сотрудничество с внешней экономической средой. Более того, ожидается, что эти меры позволят создать механизм стимулирования спроса на инновационные решения [2].

Самые эффективные пути достижения этих целей — это создание приятного инвестиционного климата, а также привлечение иностранных высокотехнологичных производителей для создания научных центров на территории Российской Федерации.

Немаловажным фактором активного развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России является разработка процедуры финансового снабжения государственных гарантий и формирования механизма субсидирования производственных единиц, которые реализуют программу импортозамещения. Каждая компания будет в состоянии компенсировать часть затрат на обслуживание долговых обязательств. Как правило, производственным компаниям в сфере радиоэлектроники необходимо большое количество денежных ресурсов для того, чтобы стимулировать производственный процесс.

Согласно государственным программам Российской Федерации на поддержку и проведение научно-исследовательских разработок в различных сферах промышленности в 2015 году государством было выделено 154,20 млрд. руб., что на 8,48 млрд. руб. больше по сравнению с 2014 г. Аналогично, сумма запланированная на 2017 г. в рамках государственных расходов на НИОКР, больше на 18,72 млрд. руб. по сравнению с объемом денежных средств, выделенных в 2015 г. Такое постепенное возрастание объемов бюджетирования НИОКР связанно, прежде всего, с возрастанием темпов инфляции и обесценивания отечественной валюты по отношению к иностранной. В таблице 2 представлены размеры финансирования, предусмотренные согласно государственным программам на НИОКР в зависимости от конкретной отраслевой принадлежности.

Таблица 2

Фактические иплановые расходы на НИОКР за 2014–2016гг., (млрд. руб.).

Вид расходов

2014

2015

2016

Развитие науки и технологий

102,73

111,82

119,61

Развитие авиационной промышленности

28,62

27,87

35,22

Развитие промышленности и ее конкурентоспособности

7,27

8,55

12,80

Развитие атомного энергопромышленного комплекса

0,89

0,2

0,01

Энергоэффективность и развитие энергетики

1,49

1,37

0,92

Развитие рыбохозяйственного комплекса

3,17

3,17

3,17

Воспроизводство и использование природных ресурсов

1,50

1,2

1,19

Развитие сельского хозяйства

0,04

0,01

0,00

ИТОГО

145,72

154,20

172,92

На рис. 1 Отражена величина государственных ассигнований в научно-исследовательские разработки за 2015 год. Из диаграммы видно, что наибольшая сумма денежных средств расходуется государством по общей статье «Развитие науки и технологий» [4], [5].

Рис. 1. Расходы на НИОКР, предусмотренные в рамках государственных программ Российской Федерации [4], [5]

Вследствие рационального использования финансовых ресурсов государством Российской Федерации в сфере высокотехнологичного производства представляется возможным улучшить показатели реального производства и укрепить позиции национального производителя.

В целом, для достижения положительных результатов в сфере высокотехнологичного производства государству необходимо предпринять следующие меры:

– сформировать стратегический план развития предприятий высокотехнологичного сектора, предусматривающийстимулирование их научно-технической и исследовательской активности;

– сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития научно-технического прогресса и создать оптимальную систему их распределения;

– постоянно стимулировать создание отечественных научно-производственных структур, способных создавать конкурентоспособную среду на внутреннем и внешнем рынке;

– создать и внедрить специализированные организационно-экономические механизмыгенерации, развития и распространения нововведений постоянно стимулируя инновационную научную деятельность не только крупных производственных единиц, но и малых и средних субъектов предпринимательства.

Все эти меры позволят поддержать конкурентоспособность отечественных продуктов на внутреннем рынке России и, как результат, заменить зарубежные аналоги.

Литература:

  1. Батьковский, А. М. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития / А. М. Батьковский, М. А. Батьковский, В. П. Божко и др. — М.: МЭСИ, 2010. — 366 с.
  2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 2. — С. 57–71.
  3. Kuliasova A. S. The development of innovative entrepreneurial university // Economics of the firm. 2013. № 2 (3). Pp. 45–47.
  4. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности: гос. программа РФ: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2013 г. № 1535-р (29);
  5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (28)
  6. Быстров А. В. Кластерная политика динамической оптимизации высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях вынужденной автаркии / А. В. Быстров, В. Д. Свирчевский, В. Н. Юсим // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (19–20 февр. 2015 г.): в 2 кн. / Редкол. В. И. Гришин, Е. В. Зарова, К. В. Екимова. — М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. — Кн. 2. — 2015. — С. 371–379.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle