Библиографическое описание:

Курбанова Ш. И., Рахмонбердиев А. А. Оздоровление условий труда работников городского пассажирского автотранспорта // Молодой ученый. — 2016. — №8.6. — С. 8-10.



For improvement of working conditions of auto enterprises it is necessary the workout of scientifically based complex of sanitary measures, consisting of technical and technological, sanitary-technical and medical-preventive measures on optimization of work conditions the workers of city passenger transport.

Keywords: occupational health, city passenger motor transport, drivers, hygienic working conditions, preventive actions.

Урбанизация, неуклонное повышение благосостояния населения, благоустройство и строительство новых дорог ведут к увеличению перевозок пассажиров городским транспортом. Вместе с этим непрерывно растет количество единиц городского пассажирского транспорта и соответственно число лиц, которые им управляют (водители, кондуктора) и их ремонтируют (работники ремонтно-технических цехов автопредприятий) [1, 2]. При изучении литературных источников было выявлено отсутствие современных данных по комплексному изучению факторов производственной среды и организации трудового процесса на автопредприятиях, оказывающих влияние на работоспособность, здоровье и функциональное состояние организма работников ведущих профессий, а также по разработке оздоровительных мероприятий на изучаемых объектах исследования в климатогеографических условиях Узбекистана [3, 4].

Материалы иметоды исследования

Для разработки комплекса профилактических мероприятий необходимо изучение условий труда с использованием общепринятых апробированных методов исследований, для изучения технологического процесса был использован метод санитарного описания. В комплекс оздоровительных мероприятий будут включены технико-технологические, санитарно-технические и медико-профилактические мероприятия по оптимизации условий труда работников городского пассажирского автотранспорта.

Результаты иобсуждение

При изучении условий труда водителей городского пассажирского транспорта, относящихся к автопаркам, были выявлены основные производственные факторы. В работе водителей автобусов наиболее неблагоприятным моментом следует считать значительное нервно-эмоциональное напряжение, которое усугубляется влиянием ряда физических (шум, вибрация, изменяющиеся метеорологические условия), химических факторов (окись углерода и азота, пары бензина, этиленгликоля, бензпирена и др. углеводородов), запыленности воздуха, физического напряжения (статистическая поза). Учитывая полученные результаты, нами был разработан комплекс оздоровительных мероприятий.

Наиболее рациональными являются мероприятия по созданию благоприятных гигиенических условий в кабине. Это касается гашения вибрации на сидениях, дополнительной звукоизоляции и уплотнения кабины, особенно ее изоляции от моторной части. Применение глушителей снижает шум двигателя на 15–17 дБ, а шум осевого вентилятора воздушного охлаждения уменьшается снижением его скорости, правильным расчетом числа лопастей, расстояний между ним и направляющим аппаратом и др. Капот должен иметь звукопоглощающую облицовку. Оборудование кабины автомобиля (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должно обеспечивать поддержание на рабочем месте водителя оптимальных или допустимых параметров микроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автобуса с перегретым двигателем. Необходима организация подачи воздуха в кабину из расчета не менее 30 м3/ч. От ослепления прямыми солнечными лучами должен защищать подвижной козырёк или шторка верхней части лобового стекла. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации, а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя (не более 35 Вт/м2) и окон (100 Вт/м2). Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных потоков и возможность регулирования количество и направления в кабину воздуха с тем, чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата.

Большое значение имеет рационализация режима труда отдыха водителей. Для охраны здоровья водителей автобусов и уменьшения числа дорожных транспортных происшествий организованы периодические медицинских осмотров согласно приказу М3 РУз № 200. Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь моющие средства, пригодные к употреблению для кожных покровов, щётку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от горюче-смазочных материалов. На случай выполнения ремонтных работ в рейсе водитель должен быть обеспечен спецодеждой и дерматологическими защитными средствами, лежаком. Администрация предприятия обязана обеспечивать регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию, ремонт и поверку исправности средств индивидуальной защиты и спецодежды. Также администрация автотранспортного предприятия должна принимать меры по обеспечению рационального питания водителей: промежутки между принятиями пиши за 1,5–2 часа перед началом работы и через 1–1,5 часа после окончания работы, не менее, чем за 2–2,5 часа перед сном.

Вывод

Таким образом, для улучшения условий труда работников автопредприятий необходима разработка научно-обоснованного комплекса оздоровительных мероприятий, состоящего из технико-технологических, санитарно-технических и медико-профилактических мероприятий по оптимизации условий труда работников городского пассажирского автотранспорта.

Литература:

  1. Измеров Н. Ф. Охрана здоровья рабочих и профилактики профессиональных заболеваний на современном этапе // Материалы IХ Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — Москва, 2001. — Т.2. — С.25–31.
  2. Лагутина А. В. Прогноз виброобусловленных нарушений здоровья у водителей московского автотранспорта. // Сб.науч. трудов. –Москва, 1998.-С. 122–125.
  3. Ретнев В. М. К вопросу об оценке тяжести и напряженности трудового процесса в медицине труда // Медицина труда и промышленная экология. — 1999. — № 10. — С. 11–13.
  4. Семина Е. И. Об организации профилактической работы в медико-санитарной части, обслуживающей работников автотранспорта // Материалы науч. практ. конф. — Санкт-Петербург, 2000. — С. 56–58.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle