Библиографическое описание:

Нинько С. М. Первичная профилактика зависимого поведения учащихся общеобразовательных учебных заведений: основные принципы и подходы // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 30-32.



Серьезным вызовом современности стало широкое распространение в мире различных форм зависимого поведения среди детей и подростков, к сожалению, данная проблема не обошла стороной и нашу страну. В свою очередь решение задач связанных с профилактикой зависимостей данной категории лиц, прежде всего на первичном уровне в значительной степени возложено на учебные учреждения общего образования. Рассматриваемый процесс, реализуется в контексте воспитания и обучения, но по сложности, длительности и трудности у него мало аналогов. Педагогическая профилактика аддикций включает в себя четыре ведущих направления:

1) информационно-разъяснительное;

2) диагностико-прогностическое;

3) психокоррекционное;

4) организационно-методическое.

В самом широком смысле, под педагогической профилактикой зависимых форм поведения понимается социально-педагогический процесс выявления причин и условий таких отклонений в поведении, поиск путей и способов недопущения и предотвращения фактов деструктивного поведения учащихся. Социально-педагогический процесс предупреждения и преодоления аддикций среди учащихся имеет свои особенности. Первой особенностью является то важное обстоятельство, что предупреждение отклоняющегося поведения (любой этимологии) представляет качественно своеобразный социально-педагогический процесс в общей системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений.

Вторая особенность педагогической профилактики аддикций заключается в том, что она выступает в качестве одной из основных функций процесса воспитания и занимает большой удельный вес в социально-педагогической структуре общеобразовательного учреждения, выступая как часть целостного психолого-педагогического процесса предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащихся. В качестве основных функций процесса воспитания, выступают в данном случае профилактика и перевоспитание.

Необходимо также отметить тот факт, что у учащихся с девиантным поведением негативные качества личности могут приобретать устойчивый характер. В этом случае профилактика и перевоспитание занимают большой удельный вес в социально-педагогической системе мер общеобразовательных учреждений и выступают как две взаимосвязанные части целостного социально-педагогического процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения учащихся, в целом, и конкретных форм, в частности.

Основными принципами педагогической профилактики зависимого поведения учащихся являются:

1. Комплексностьсогласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровне.

2. Дифференцированность — решение задач профилактики аддикций осуществляется с учетом возраста, степени вовлеченности в деструктивную ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий.

3. Аксиологичностьценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, должна направляться на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни.

4. Многоаспектность — сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты).

5. Приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем.

6. Экспансивность — активное внедрение методологий профилактики аддикций в уже имеющиеся формы работы с молодежью (школьные курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг); использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты, предметы быта).

7. Динамичность — разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе: мифологию среды, обуславливающую ситуацию в молодежном социуме; эффективные средства передачи информации.

8. Компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм профилактической работы.

9. Позитивность — профилактическая работа должна приносить радость ученикам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной жизненной позиции.

10. Последовательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ.

При осуществлении процесса педагогической профилактики зависимых форм поведения среди школьников необходимо учитывать главные причины сложностей и трудностей этого процесса.

Во-первых, педагогическая профилактика призвана изменить мотивационные установки учащегося, сложившиеся у него динамические стереотипы, сформировать потребности в социально адекватном поведении. Данная задача затрудняется тем, что практически отсутствует ранняя психолого-педагогическая профилактика зависимостей у подростков.

Во-вторых, в подростковом и юношеском возрасте возможны резкие и не всегда прогнозируемые проявления саморазрушающего поведения. Причинами, аномального, деструктивного развития, как правило, являются:

а) неспособность учащегося к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

б) несформированность и неэффективность способов психологической защиты учащегося, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;

в) наличие психотравмирующей ситуации, для выхода из которой ребенок не находит конструктивного решения.

В-третьих, педагоги не имеют достаточного опыта в вопросах профилактики аддикций. Данные анонимных исследований говорят о том, что лишь немногие подаватели представляют истинное положение дел и могут на практике реализовать систему мер, необходимых для проведения в общеобразовательном учреждении превентивной работы.

Необходимо также учитывать и такую особенность, что согласно социологическим исследованиям практически в каждом общеобразовательном учреждении существуют группы учащихся, которые положительно относится к деструктивным формам поведения различного вида, но в тоже время не считает себя зависимыми от них, и полагают, что в любой момент могут отказаться от «своей» аддикции.

В заключении можно отметить, что использование различных психолого-педагогических воздействий превентивного характера открывает широкие возможности для коррекции функциональных состояний школьников, способствует устранению или смягчению действий психотравмирующих факторов на психику учащихся. Таким образом, первичная профилактика различных форм зависимого поведения, реализуемая на базе общеобразовательных учебных учреждений, является основой здоровьсбережения нации, так как она осуществляется в молодежной среде и направлена на представителей подрастающего поколения.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 457–458.
  3. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  4. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  5. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  6. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  7. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91–93.
  8. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 68–70.
  9. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  10. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  11. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle