Библиографическое описание:

Ахмедов А. Р. Значение и роль наглядных средств обучения в учебно-тренировочном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1202-1204.



Использование специальных, технических средств при развитии, совершенствовании и контроле специальных физических качеств и технико-тактического мастерства позволяет систематизировать, оптимизировать, автоматизировать и программировать учебно-тренировочный процесс.

На большую роль наглядных пособий особенно на этапе осмысления учебного материала, указывается в ряде исследований. Считается, что мышление работает только тогда, когда для этого в сознании имеется необходимый материал, и в частности наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Следовательно, организация познавательной деятельности учащихся по восприятию изучаемых предметов и явлений в их натуральном виде или с помощью наглядных пособий имеет весьма существенное значение для осмысления изучаемого материала. Чем больше в сознании учащегося образовано представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для «работы мысли.

Первая основная функция наглядных средств обучения (НСО) — информационная. Внешне выполнение этой функции осуществляется через различные источники информации. Внутренняя сторона этой функции проявляется во влиянии на основные процессы усвоения знаний; восприятия, осмысления, запоминания.

Вторая функция НСО — организация познавательной деятельности обучаемых и управление ею. Она реализуется в таких направлениях: а) управление познавательной деятельностью обучаемых; б) организация контроля; в) организация корректировки учебного процесса.

Третья основная функция комплекса НСО — воспитательная. Специфика используемого материала и возможности комплекса НСО способствуют формированию отдельных качеств личности.

При обучении двигательным умениям в вузах физической культуры широко используется принцип наглядности. Натуральный показ изучаемого действия, который преподаватели широко используют, не всегда является лучшим вариантом реализации принципа наглядности. Двигательное действие не во всех случаях можно показать в замедленном темпе, его иногда трудно повторить многократно, бывает сложно менять ракурс. Наиболее эффективным с методической точки зрения может быть сочетание наглядной демонстрации действия с использованием наглядных учебных пособий. При этом наглядные учебные пособия могут быть как предметно-образные, так и знаковые. Применение наглядности позволяет увеличить количество решаемых познавательных задач, поскольку возможно использование анализа, соединения элементов но группам, определение их последовательности, выделение опорных точек и позиций и т. д.

Высказывается мысль о том, что тренировка не всегда важна при обучении. Так, для освоения простых движений бывает достаточно одного показа. Но при обучении сложным движениям тренировка очень важна. В этом случае удобно информировать занимающихся о содержании материала способом моделирования, в котором существенная роль принадлежит наглядным образам. Они создаются как при непосредственном показе, так и посредством использования средств наглядности.

Так, один из ведущих исследователей в области подражания считает, что при обучении сложным двигательным навыкам информация к обучаемым поступает, по крайней мере двумя способами: а) зрительно при показе; б) словесно при объяснений. По мнению исследователя, словесная инструкция, связанная со зрительными образами является символом — посредником зрительных образов. При обучении двигательным навыкам предпочтение обычно отдается зрительным сигналам потому, что они точнее словесных и с их помощью информация передается быстрее.

Хотелось бы отметить актуальность применения наглядных средств о обучения в овладении техникой игры в футболе как на начальном этапе, так и на этапе совершенствования. Это обусловлено большим разнообразием технических элементов и наличием широкого ряда подач со сложными видами вращения мяча.

Как правило, обучение технике какого-либо элемента у начинающих игроков происходит на основе подражания ударам тренера или других более подготовленных теннисистов. На протяжении некоторого времени техника ударов у них периодически меняется, пока у спортсмена не сформируется его индивидуальный стереотип движения. На этом этапе хорошо организовать для обучающихся показ различных вариантов выполнения технических действий разных игроков. В данном случае становится незаменимой демонстрация видеоматериалов по технической подготовке.

За рубежом подобная практика широко распространена, а у нас же она только начинает находить свое применение в практике футбола. В качестве учебного материала используется показ записей соревновательной деятельности ведущих теннисистов и специально составленные видео-уроки технического мастерства.

Внедрение такого подхода в методику обучения в процессе подготовки будущих тренеров позволит не только повысить уровень их технической подготовленности, но и выпустить более широко методически подготовленных специалистов по физической культуре и спорту.

Под техническими средствами обучения в спорте понимаются тренировочные устройства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого взаимодействия. Под термином «тренажер» понимается устройство для обучения спортивной технике и ее совершенствованию, развития физических качеств, анализаторных функций организма при наличии обратной связи.

Использование тренажеров и специального оборудования обеспечивает ускорение совершенствования двигательных навыков, снижение травматизма, психической напряженности, способствует развитию активности занимающихся.

Применение тренажерных устройств в физическом воспитании и спорте основано на положении, о возможности целенаправленного управления изменением характеристик совершенствуемых спортивных упражнений на основе воспроизведения движений в специально созданных искусственных условиях. Недостатки использования обычных форм обучения можно в значительной степени устранить с помощью тренажеров, моделирующих реальные условия спортивной деятельности. В научно-методической литературе предприняты попытки классификации технических и тренажерных устройств, причем в каждую классификацию заложен ряд объективных оснований.

Одним из оснований классификации спортивных тренажеров является направленность искусственных условий, зависящих от особенностей соревновательной деятельности в том или ином виде спорта: 1-й класс — формирование необходимых движений спортсменам отдельных компонентов его двигательной деятельности; 2-й класс — моделирование фактов управления движущимся объектом; 3-й класс — воспроизведение действий партнеров или соперников. Тренажеры этого класса характерны для спортивных игр, единоборств и т. д.

Другим основанием для классификации тренажеров служит сопряженность их воздействия, здесь выделяется три группы: для развития скоростно-силовых качеств в связи со структурой спортивного упражнения, для технической и специальной физической подготовки, при формировании определенных навыков в технических приемах, для общей физической подготовки.

По мнению специалистов, внедрение технических средств обучения в учебный процесс вузов физической культуры оказывает большое влияние на деятельность преподавателя и студентов. Это отражается на совершенствовании, как отдельных компонентов обучения, так и способов взаимосвязанной деятельности педагога и студентов, т. е. на методах обучения. Это относится к любой из трех больших групп методов: методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования; методам контроля за ее эффективностью.

Обеспечение научного управления оптимизацией учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования специальных технических средств, разработки на их основе структурной схемы совершенствования технико-тактического мастерства теннисистов позволяет значительно повысить эффективность подготовки и качественно улучшить педагогический процесс.

Распространяя положительный опыт использования специальных технических средств в других видах спорта, возникает острая потребность в использовании подобных технических средств и в настольном теннисе.

Технические средства, используемые непосредственно в тренировочном процессе, должны обладать следующими свойствами: быть нормативными (мобильными), простыми в обращении, выдавать экспресс-информацию в реальном масштабе времени. По существу эти технические средства должны представлять собой автоматизированные рабочие места спортсмена и тренера, унифицированные по видам и родственным группам видов спорта.

Существенное направление в использовании ТСО — создание тренажеров для развития и совершенствования спортивных качеств с использованием новой техники вообще и в частности тренажеров с моделированием обстоятельств, т. е. для совершенствования тактического мастерства спортсменов. При моделировании могут быть использованы методы показа изображения (киноизображение, телевизионное изображение видеозаписи, специализированные устройства с программным управлением, способным создавать тактические ситуации) и другие, с помощью которых можно моделировать и совершенствовать деятельность спортсменов.

Использование специальных технических средств для развития и совершенствования спортивного мастерства теннисиста показывает их большое влияние не только на развитие функциональных возможностей, но довольно существенно снижает затраты на его подготовку. Позволяет повысить уровень технико-тактического мастерства спортсменов на 25 -30 %. В футболе розыгрыш очка завершается в 3–5 ходов сильными ударами, которые с помощью традиционных средств сложно совершенствовать из-за частых ошибок партнеров. Предлагается в тренировке теннисистов использовать специальные средства — упражнения с использованием большого количества мячей.

Использование их заключается в следующем: спарринг, беря из коробки мячи и набрасывая их себе, выполняет необходимые технико-тактические действия (серийные удары и комбинации). При этом даже если игрок ошибается, программа выполняется полностью в темпе, задаваемом спаррингом. Указанные свойства позволяют дозировать объем и интенсивность нагрузки, регламентировать действия одного игрока или обоих, моделировать соревновательные условия, индивидуализировать технико-тактическую подготовку.

Литература:

  1. А. А. Сидоров, М. В. Прохорова, В. Д. Синюхин. «Педагогика» — Терра-Спорт Москва 2000.
  2. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов
  3. В. С. Иванов. — М.: Физкультура испорт, 1979
  4. Физическое воспитание студентов основного отделения: Учебник для студентов вузов /Под общ. Ред. Проф. Н. Я. Петрова, проф. А. В. Медведя.- Мн.: БГУИР, 1997
  5. В. В. Васильев.- М.: Физкультура и спорт, 1984

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle