Библиографическое описание:

Кенбай Ж. К. Особенности развития современной скульптуры Казахстана // Молодой ученый. — 2016. — №8.2. — С. 75-78.



По Овидию в античном мифе Прометей вылепил первого человека из глины. На древнеримских рельефах сохранились изображения Прометея со стекой в руке около созданной им фигуры человека, рядом — корзина с глиной.

Древний Египет и античный мир выработали почти все типы монументов, известные до сих пор: фигуративные и архитектурные, портретные и аллегорические, камерные и велико масштабные, одно — и многофигурные, памятники — надгробие и памятники — указатели. Скульптурные монументы ставились в городах, в пригородах и на природе. Материал использовался разнообразный — бронза, камень, слоновая кость, золото. Фигуры памятников были конные и пешие, стоящие и сидящие. Но все монументы имеют однозначное решение. Особенно сейчас эта проблема приобретает остроту в отношении местоположении монумента в городе, его архитектурные окружения в современном городе. Смена общественного строя, изменение ориентиров ценностей выдвигает на передний край определения тематики монумента.

Египет, Ассирия, Греция ставят монументы богам, обожествленным животным, героям мифов, позднее — царям и правителям. Только в Греции, где правит демократия, ваяют статуи лучшим атлетам, победителям олимпиад. Но до сих пор мы не знаем подлинного значения куросов и кор. Начало христианства эту традицию нарушило, вскоре она забылась. Изваяния богов из храмов переместились в соборы и церкви, став их идеологическим архитектурным убранством. Даже выйдя на площади и улицы городов, они располагались в непосредственной близости от сооружений или в их пределах.

На городских площадях основными героями монументов оставались короли. В эпоху Возрождения к ним прибавились еще полководцы, завоеватели, кондотьеры.

Лишь в 1622 году скульптор Хендрик де Кейзер впервые увековечил гражданское лицо — ученного и писателя, интеллектуала Эразма Роттердамского. И эта традиция стала быстро развиваться. Постепенно памятники философам, писателям, поэтам вытеснили монументы королей и завоевателей и в Европе XIX — XX веков превратились в господствующие вид монументальной пластики.

Художники всегда стремятся к полной свободе творчества, хотя в истории искусства известны эпохи разной политический и общественной ангажированности. Преобладание социалистического реализма в недавнем нашем прошлом было навязано политический. Реализм, как классический метод, стал основой формирования казахстанской художественной школы. Выросли блестящие мастера ставшие в последствии классиками изобразительного искусства Казахстана.

Распад Советского Союза, помимо разрыва политических и экономических связей между республиками, привел к разрыву и культурных связей. Союз художников, как детище социализма, потерял монополию развитии изобразительного искусства. Наступило время раскрепощения: ни социальных заказов, ни худ. советов, ни экспертных комиссий. Это был период обретения независимости.

Художники демонстрируют разнообразие индивидуальностей, манер, стилей. В работах художников преобладают формально — декоративные приемы. Авторы сознательно уходят от проблемных тем общественного характера. Может быть, эта продиктовано личностными позициями художника и условиями нарождающегося арт-рынка. На это повлиял и переход жестких несущих вопросов в поле актуального вопроса. В конечном счете это привело к некоторым снижениям академической школы. Жанры уже давно не проявляют себя в чистом виде. По-прежнему формально — пластические эксперименты преобладают как необходимость разных творческих лабораторий, а так же как путь выражения национальной ментальности, воспитанной собственной материальной культурой.

В изобразительном искусстве скульптура, отягощенная технологической сложностью исполнения, является самым консервативным видом. Это накладывает большой отпечаток на выбор темы. Если живописцы и графики в своих произведениях широко применяют последние достижения современной химической промышленности и электроники, то скульпторы довольно скептически относятся к современным пластическим материалам и за редким исключениям обходят их стороной. Такое отношение к современным материалам можно лишь назвать редкостным постоянством в выборе скульптурного материала. С античных времен таковыми остаются бронза, камень, древо. В последнее время скульпторы не обходят вниманием такой металл, как алюминий.

Обретение независимости послужило мощным толчком для самоидентификации народа. В обществе бурно шли обсуждения по истории и культуре Казахстана. Как отражение состояния общества, искусство не остается в стороне. Перед художником открылись широкие горизонты выражения внутреннего мира, своей позиции по отношению к быстро меняющемуся миру. Привыкший работать по указке партократии, художник не сразу нашел свое «Я» в диапазоне больших возможностей. Богатый внутренний мир и высокая культура самоконтроля не позволили подавляющему большинству художественной братии дойти до вседозволенности и пошлости. Видимо, казахстанской ментальности присущи преемственность традиций и толерантность культур Запада и Востока. Обратный путь к своим истокам, к своим корням — характерный творческий портрет художников 90-х годов XX века. Здесь явно прочитывается символика образа птицы Феникс, восставшей из собственного пепла после самосожжения. Наблюдается большая склонность с мифотворчеству и этнографическому описанию, доходящему до документальности сцены бытия.

Становление Независимости Казахстана охватило два десятилетия на рубеже не только веков, но и тысячелетий. Время колоссальных изменений и преобразований в политическом, социальном и художественном укладе страны. В культурном пространстве молодого независимого государства этот период ознаменовался новым поиском национальной самоидентификации. Процессы глобализации открыли границы, стирая барьеры между различными культурами. Появилась возможность сравнивать и сопоставлять собственную национальную культуру с многообразным проявлением других этносов и народов в едином контексте международного сообщества. Искусство, как язык международного общения и универсальное средство само постижения приходит на помощь в попытках определения собственного национального самосознания. На территории Казахстана и Центральной Азии это процесс сегодня основной и определяющий.

Казахстан по своему геополитическому положению расположен на пересечении Европы и Азии. Евразийская цивилизация всегда являлась не столько результат противопоставления культур Запада и Востока, сколько результат их синтеза. При создании своих программных произведений художники тяготеют к философской интерпретации социальной проблематики через осмысление взаимовлияния архаики и современности, Востока и Запада, народные традиции и урбанической культуры. Казахстанское искусство очень скоро приобретает собственные черты, что позволяет рассматривать его как уникальное самобытное художественное явление. Вырабатываются характерные стилеобразующие принципы, отличающие искусство Казахстана от других постсоветских республик.

Исконно существовавшим на территории Казахстана искусством было народное декоративно- прикладное, традиции и технологии которого формировались на протяжении многих столетий. Знания о них передавались из поколения в поколения. Потому неудивительно, что между изобразительным и декоративно- прикладным искусством возникает тесная связь.

Одна из ключевых тенденций искусства – обращение к историзму через осмысление прошлого, прежде всего через мифологическое мироощущение. Наблюдается процесс «оживания прошлого» — «архаизация». Различные символы далекого прошлого гармонично вписываются в пространство художественных произведений.

В каждом виде искусства выработаны особые средства выразительности, ставшие своеобразной визитной карточкой для каждого из них.

В скульптуре авторы стремятся достичь пространственной легкости и пластической выразительности. Для данного вида искусства характерно значительное разнообразие в стилевом решении – от реалистических тенденции до абстрактных и полуабстрактных форм, а так же в использовании различных материалов с достижением максимальных возможностей внутри них.

Монументальное искусство реализуется в разнообразных воплощениях — от масштабных скульптурных композиций, вписанных в городское пространство, до ярких декоративных мозаичных панно и скульптурных рельефов, размещенных в интерьере.

Еще ни один художник из Казахстана не организовал своей школы, не создал круга последователей, не обучил ни одного молодого художника — на любой — коммерческой или некоммерческой основе. Следствием данного процесса являются оголение казахстанской художественной сцены, отсутствие появления новых имен и постепенное затухание мощных творческих импульсов середины 90-х годов. Нашим художникам некогда и не интересно выставляться на родине. Корни проблемы кроются в сопровождающем почти каждое новое завоевание, каждый новый шаг — это полное равнодушие государства. Как быть целой стране, в которой — хочешь ты этого или нет — происходят художественные процессы? Некоторые государства их активно поддерживают. Другие страны их столь же активно душат. Равнодушие — тоже один из сильных инструментов небрежения культурой. Последствия последних способствуют появлению лакун, немедленно заполняемых волнами международного китча в виде псевдо- ампирных, греческих и египетских культурных излишеств, всегда и с успехом завоевавших страны со слабо выраженной культурой идентичностью (последний и самый свежий пример — ОАЭ). Что лишний раз напоминает о том, что независимость — это не только политическая, но и в большей степени, культурная категорий.

Литература:

  1. Композиция в современной архитектуре. М., «Стройиздат», 1973.
  2. Каган М. С., Косков М. А. Опыт системного анализа процессов формообразования. «ТЭ»,1973, № 8.
  3. Основные термины дизайна. ВНИИТЭ. М.,1988.
  4. Мелодинский Д. А. Архитектурная пропедевтика. «Эдиторика». М., 2000.
  5. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика, М., ООО «Издательство Астрель», 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle