Библиографическое описание:

Нуртаев У. Н., Хакимов У. Б. Научные основы специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1000-1004.



В этой статье авторы рассматривают актуальные вопросы научных основ специальной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения рисунку и живописи.

In this article authors examine pressing questionsscientific bases of the special preparation of teachers of fineart in the process of educating to the picture and painting

Современным исследованиям проблемы учителя уделяется самое большое внимание в разработке профессиограммы. При составлении профессиограммы учителя учитываются социально-экономический, психологический и производственно-педагогический аспекты труда, его общественно-политическое значение, структур педагогической деятельности, профессиональная подготовка учителя. Таким образом, личность учителя рассматривается как сложная структура с социально обусловленными качествами и системой общепедагогических и психологических требований.

Со времени существования художественного образования накоплен богатый опыт подготовки учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ (Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин, Н. Н. Анисимов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. С. Хворостов, А. А. Унковский, А. Н. Ящухин и др.). Во многих трудах рассматриваются общие и специальные требования к учителю изобразительного искусства, анализируются процессы формирования отдельных качеств, умений и навыков у студентов художественного образования [30, 32, 37, 45, 51, 106, 107].

Учитывая, что на данном этапе пока нет разработанной профессиограммы учителя изобразительного искусства, мы считали целесообразным провести исследования содержания труда и составить примерную социальную и профессиональную модель.

В ходе теоретических исследований нами были изучены и проанализированы государственные документы и другие материалы по вопросам художественно-эстетического воспитания школьников, литература по специальной подготовке учителей изобразительного искусства, изучен и обобщен опыт ряда учителей Узбекистана, РФ руководителей школьных кружков изобразительного искусства, велись наблюдения за сквозной педагогической практикой.

Известно, что учитель изобразительного искусства ведет уроки в 1–7 классах, проводит внеклассные, внешкольные воспитательные работы по изобразительному искусству. Указанные формы занятий художественно-воспитательных работ учителя играют значительную роль в духовном обогащении и облагораживании чувств детей.

Наряду с этим, согласно нашим наблюдениям, в деятельности учителя изобразительного искусства существует специфическая грань, придающая ему определенную направленность. Личный опыт работы в общеобразовательной школе и вузе и руководство педагогической практикой студентов факультета позволили нам выделить комплекс специфических действий в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства, которые мы условно называем художественно-творческим компонентом.

В научно-педагогической литературе существуют разные подходы к определению педагогической направленности. В целом педагогическая направленность рассматривается как важная характеристика личности, как комплекс методологических, дидактических организационных средств, как необходимое условие для формирования личности.

В. С. Кузин пишет: «Под направленностью личности понимаются те цели и побуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности в своем отношении к окружающему миру». Исследования многих авторов и практика школ показывают, что далеко не у всех выпускников педагогических вузов сформировано профессионально-педагогическая направленность на достаточно высоком уровне [32].

«Многим художникам, — отвечает И. Я. Ростовцев, — кажется, что для успешной педагогической работы вполне достаточно хорошо знать свой предмет и быть мастером своего дела, а остальное, как говорится, приложится само собой. Однако история, жизнь и практика доказывают, что на деле не так. Блестящее мастерство художника, как то ни парадоксально, может сослужить не положительную, а иногда и отрицательную службу… [30].

Никакое мастерство художника его не спасет, ученику нужны знания, объяснения и разъяснения, а не демонстрация личных способностей педагога и его умения.

«Процесс формирования личности художника-педагога должен осуществляться достаточно полно как в учебно-воспитательной, так и в научно-творческой деятельности с учетом направленности подготовки. Особенностью профессионально-педагогической направленности личности учителя изобразительного искусства является то, что надо учитывать сложное и длительное преобразование этой личности, так как для нее необходим высокий уровень художественно-педагогической подготовки, формирование нравственного мировоззрения, большая эрудиция, культура и развитие творческих способностей» [4].

Основные характеристики личности учителя любой специальности составляют профессионально-педагогическая и познавательная направленность, проявляющиеся в неразрывном диалектическом единстве. Профессионально-педагогическая направленность включает в себя важнейшие компонента идейной направленности, а познавательная направленность также включает в себя эти важнейшие компоненты и стимулирует развитие многих сторон профессиональной направленности. С этой позиции мы имеем право рассматривать профессионально-педагогическую направленность учителя изобразительного искусства. Компоненты профессионально-педагогической направленности в общем их виде:

 понимание социальной значимости своей профессии и

 склонность заниматься ею;

 интерес к предмету «Изобразительное искусство», стремление передавать учащимся свои убеждения, знания и умения;

 любовь к детям, уважение к личности ученика, педагогический такт;

 педагогическая зоркость и наблюдательность, умение

 диагностировать художественные способности;

 предвидение и прогнозирование результатов педагогического воздействия средствами изобразительного искусства;

 требовательность, настойчивость, целеустремленность;

 педагогическое воображение и профессиональная работоспособность.

Компоненты профессионально-педагогической направленности не могут формироваться одновременно и в одинаковой степени у всех студентов: они вырабатываются в сложной системе средств целостного педагогического воздействия и представляют собой сложный многоуровневый процесс становления личности будущего учителя.

Профессионально-педагогическая направленность, таким образом, выступает в двух значениях: I) как одна из существенных характеристик личности учителя, обращенная к потребностно-мотивационной сфере; 2) как система средств, обеспечивающих ориентацию учебно-воспитательного процесса на формирование готовности к соответствующей деятельности.

Учитель изобразительного искусства считает своей главной задачей способствовать формированию и всестороннему развитию личности школьника средствами изобразительного искусства. Учитель изобразительного искусства идет от углубленного понимания этой высокой цели сознавая, что художественное образование и эстетическое воспитание учащихся общеобразовательной и спецшколы является органической частью их всестороннего развития. Учитель изобразительного искусства ведет художественно-воспитательную работу с учащимися, способствует формированию изобразительных умений и навыков, развивает способности восприятия объектов действительности и художественных образов произведений классового, мирового, русского и национального изобразительного искусства. Оперируя художественными образами с целью воздействия на чувства и сознание детей, учитель изобразительного искусства воспитывает у них нравственность. Он постоянно воспитывает у детей способность постигать чувством, воображением и мыслью высокохудожественные образы произведений изобразительного искусства

Учитель изобразительного искусства ведет учебно-воспитательную работу в школе как художник-педагог, как классный руководитель, в совершенстве владеющий методикой и практикой эстетического воспитания. Он ведет уроки изобразительного искусства, руководит кружковыми работами, организует и проводит беседы об изобразительном искусстве, проводит лектории, организует выставка творческих работ школьников.

Учителя изобразительного искусства характеризуют:

1) глубокое понимание я осознание своей роли в деле формирования личности школьника, его всестороннего развития, знание и понимание цели и задач художественного образования и эстетического воспитания в школе;

2) знание объективных закономерностей, лежащих в основе художественного образования и эстетического воспитания школьников, психологию изобразительного творчества, закономерностей развития художественных способностей детей, знание специфики и закономерностей изобразительного искусства;

3) любовь к детям, увлеченность изобразительным искусством, стремление к постоянному общению с ним;

4) наличие изобразительных способностей, необходимых для художественно-педагогической деятельности, эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство, наличие педагогических знаний, обусловленных профессионально-педагогической направленностью, выработанной педагогической деятельностью в школе.

Основой профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства являются эстетико-художественная работа с детьми и педагогическая направленность его творчества.

Знания, умения и навыки. Учитель изобразительного искусства — это специальность широкого профиля с разносторонней художественно-педагогической подготовкой. Он должен знать основы эстетики и реализма искусства, педагогику школы, возрастную и педагогическую психологию, физиологию и школьную гигиену, историю и теорию изобразительного искусства, особенности изобразительной деятельности детей, особенности анализа произведений мирового, отечественного народного изобразительного искусства, основы организации внеклассных кружковых работ по отдельным видам изобразительного искусства, содержание и требования школьных программ по изобразительному искусству, историю и теорию эстетического воспитания, литературу по специальности, методику преподавания изобразительного искусства в школе. Учитель изобразительного искусства должен обладать достаточном умственным кругозором, чтобы суметь разобраться в тех явлениях и вопросах, которые нашли отражение в произведениях изобразительного искусства, используемых в воспитательных работах со школьниками. В связи с этим возникает необходимость в определении знаниях истории, литературы, поэзии, музыки, театра, кино. Кроме того, учитель изобразительного искусства должен быть в курсе событий, происходящих в своей стране, в современном мире.

Учитель изобразительного искусства должен уметь:

1) планировать и конструировать деятельность свою и учащихся, разрабатывать уроки изобразительного искусства и различные виды в неклассовых художественно-воспитательных работ, организовывать свои действия и действия учащихся с целью реализации своих планов и проектов, систематизировать художественно-воспитательную работу в школе, налаживать контакты с учащимися, опираясь на свои звания, опыт, черты характера и мастерство художника-педагога;

2) осуществлять образовательную информационную функцию путем передачи знаний об изобразительном искусстве, выполнения художественно-творческих работ, выявления и анализа художественных образов; объективно оценивать графические работы школьников; способствовать развитию художественных способностей школьников, формированию и духовной культуры, пользоваться методикой развивающего обучения; мобилизовать внимание школьников, направляя его в соответствующее воспитательным целям русло; направлять весь процесс художественного образования и эстетического воспитания школьников и выработку у них ценностной ориентации в области высокохудожественных образов произведений изобразительного искусства; вести наблюдения за деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства и во время внеклассной работы, за их общим и художественным развитием, анализировать и обобщать собранный материал, совершенствовать свое мастерство и методику преподавания изобразительного искусства;

3) свободно изображать объекты реальной действительности, составлять определенную композицию, владеть разнообразной техникой исполнения народных изделий из различных видов материалов, управлять учебно-воспитательным процессом, использовать разнообразнее рабочие жесты, владеть навыками анализа натуры, управления изобразительной деятельностью детей, использования разнообразных видов наглядности на уроках, использовать методы работы в каждом этапе учебно-воспитательных работ, анализировать и оценивать учебно-творческие работы школьников, направлять творческие способности учащихся в правильное русло;

4) пользоваться комплексом знаний и навыков художественно-творческой работы с детьми, управлять композиционными замыслами на уроках и во внеклассной работе, пользоваться элементами актерского мастерства, эмоционально вести рассказ или беседу об изобразительном искусстве, обладать художественно-образной речью, вызывать у учащихся творческое вдохновение, уметь и учить основам создания художественного образа, развивать их творческую активность;

5) оборудовать школьный кабинет и мастерскую изобразительного искусства в соответствии с современными требованиями и пользоваться ими, вести документацию установленного образца по своей работе.

Анализ научно-методической литературы показывает, что формирование будущего специалиста должно опираться та системно функциональный анализ различных видов его профессиональной деятельности, которая служит основой конкретизации содержания его подготовки. В этом содержании тесно взаимосвязана его основные компоненты (общественно-политический, психолого-педагогический, специальной и методический), различные знания и умения, в первую очередь формирующие мировоззрение учителя. Большое место также занимает знание общепедагогических принципов обучения и реализация их в конкретной специализации и преподавании определенного предмета. На наш взгляд, во всех этапах подготовки будущих специалистов должен осуществляться принцип профессионально-педагогической направленности обучения и воспитания будущих учителей изобразительного искусства. Во-первых, учителя изобразительного искусства должны получать профессиональную подготовку (знания, умения и навыки по спецпредметам: рисунку, живописи, композиции, истории искусства, скульптуре и т. д.) на основе применения принципа профессионально-педагогической или методико-педагогической направленности студентов специальности «Изобразительное искусство и инженерная графика» в подготовке к их будущей педагогической работе.

Вышеизложенные положения послужат исходной позицией для создания первичной модели учителя изобразительного искусства. В результате исследования, мы пришли к выводу, что структурные элементы модели, формирование профессионально-педагогической направленности у будущих учителей изобразительного искусства охватывают следующие направления:

1) общепедагогическая подготовка: психолого-педагогическая подготовка, ориентированная на конкретную деятельность учителя изобразительного искусства на теоретических и практических занятиях;

2) специальная подготовка: обучение специальным предметам

3) (рисунок, живопись, композиция, история искусства, скульптура,

4) техника и технология декоративно-прикладного искусства, методика преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т. д.) с первого задания по дипломной работе с введением элемента педагогизации, формирующего умение и навыки, необходимые для будущей педагогической деятельности художника-педагога;

5) методическая подготовка: проводимая в процессе сквозной педагогической практики студентов специальности «Изобразительное искусство и черчения» (школьный практикум студентов 1-го курса, учебно-воспитательтая практика студентов 2-го курса, производственно-профессиональная практика студентов 3-го курса), осуществляемая при проведении пленэрной практики, при организации музейной и производственной практики, при чтении спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов по особенностям республики, истории мировой культуры при подготовке студенческих научно-исследовательских работ, курсовых и дипломных работ.

Особенностью профессионально-педагогической направленности личности художника-педагога является то, что данная деятельность направлена на сложное и длительное преобразование личности и включает высокий уровень его художественно-педагогической подготовки: формирование целостного мировоззрения, эрудиции, культуры, потребности работать с детьми, развитие творческих способностей.

Таким образом, научные основы формирования педагогической направленности успешно исследуются многими педагогами и психологами. Несмотря на значительные достижения в исследовании проблемы, остается ряд неизученных вопросов. Недостаточно разработанным является методический вопрос формирования профессионально-педагогической направленности и деятельности в процессе изучения художественных дисциплин, в ходе проведения педагогической и производственной практики студентов специальности «Изобразительное искусство и инженерная графика», в подготовке курсовых, дипломных, научно-исследовательских работ в органическом единстве. Шире использовать в процессе преподавания специальных дисциплин моделирование педагогической ситуации, игровые формы обучения, демонстрацию фрагментов учебно-воспитательной и профессиональной работы средствами национального изобразительного искусства.

Литература:

  1. Нуртаев У. Автореф. дис. … кан.пед.наук. — М.: 1994. 28 с.
  2. Хасанов.Р. Основы изобразительного искусства — Учебное пособие Ташкент, 2009.-105 с.
  3. Шарипова.Г. Гармония цвета и слова. ||Санъат.-2000.-№ 4.-26–29 с.
  4. Анисимов Н. Н. Основы рисования. М., 1997.
  5. Анчилов И. Ш. Анатомия головы человека и построение ее в рисунке. Алматы 1980.
  6. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. М., 1970.
  7. Дейнека А. А. Учитесь рисовать. Беседа с изучающими рисование. Академия художеств, 1961.
  8. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. М., 1976.
  9. Кузин В. Наброски и зарисовки. М., 1979.
  10. Филатов В. Основы техники рисунка. М., 1966.
  11. Барчай Е. Пластическая анатомия для художников. Будапешт. 1999
  12. Барщ А. Наброски и зарисовки. М, 1970.
  13. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М. «Изобразительное искусство», 1999.
  14. Тихонов С., Демьянов В., Подзорков В., Рисунок. М., 2001.
  15. Основы академического рисунка. ЭКСМО. 2004
  16. http://www.istedod.uz/
  17. http://www.pedagog.uz/
  18. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. Изд. «Искусство», 1985.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle