Библиографическое описание:

Сафиуллова Э. Д. Принципы производства по обращениям граждан // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 524-526.



Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». [1]. Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса и одной из форм взаимодействия граждан с публичными структурами.

В связи с этим, его нормативно-правовое регулирование, не может быть ограничено одним нормативным актом, представляется необходимым выделить те правовые принципы, которые должны лежать в основе всего механизма реализации этого субъективного права и, по возможности, быть реализованы во всех нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу правоотношений.

Принципы — это основа, руководящее начало, основополагающие идеи, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений.

По мнению Г. С. Яковлева, принцип должен обладать высокой степенью обобщенности, иными словами, идея должна быть распространена на весь процесс и способствовать раскрытию его специфики. Принцип должен закрепляться в правовых нормах, которые придают ему государственно-властный характер. [3]

Весь процесс производства по обращениям построен на целом ряде принципов. Принципы права являются основополагающими, концептуальными идеями и подходами к правовому регулированию соответствующих общественных отношений.

Конституцией страны закреплены большинство принципов.

Однако если говорить о принципах производства граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, то нужно отметить, что в нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок производства по обращениям показал, что в них отсутствует прямое указание на какие-либо принципы производства по обращениям. Отсутствует статья и в Федеральном Законе от 2 мая 2006 г. № -59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Следует отметить, что это является существенным недостатком, т. к. принципы являются фундаментом производства по обращениям.

Анализируя принципы института обращений граждан можно условно выделить две группы:

1 группа — принципы, характерные для любой деятельности органов публичнойвласти и их должностных лиц.

Среди них можно выделить такие принципы как законность, обязательная всесторонняя регламентация действий публичных органов, учет интересов общества, государства и каждого конкретного индивида, компетенции, профессионализма, оперативности и быстроты осуществления процессуальной деятельности, ответственности и др.

2 группа — принципы, выражающие основные начала и специфику институтаобращений граждан.

К числу этих принципов относятся следующие:

  1. Принцип всеобщего права на обращение.

Этот принцип означает, что любое физическое лицо, — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, либо лица без гражданства, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, кроме Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (, а также обращения граждан, в том числе юридических лиц, должностные лица и иные лица независимо от гражданства, законности нахождения на территории Российской Федерации, социального происхождения, вероисповедания, пола, расы, национальности, возраста, имущественного положения и иных признаков, обладают правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных на законодательном уровне (например, требующих наличия российского гражданства) и норм международного права и имеют право обращаться по любым вопросам, затрагивающим их права, свободы и законные интересы.

  1. Принцип свободы направления обращений.

Следующий принцип — это принцип свободы подачи обращений. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Суть этого принципа в том, что субъекты права обращений вправе направить в государственные органы и органы местного самоуправления любые по содержанию обращения, кроме прямо нарушающих закон. Иными словами, в компетентные органы могут быть направлены любые жалобы, любые обращения, любые заявления и петиции, не противоречащие действующему законодательству.

  1. Принцип равенства сторон.

Российская Федерация правовое демократическое государство, где Конституция РФ закрепляет соблюдение и защиту прав и свобод человека, то при реализации гражданина права на обращение,в том числе и на подачу жалобы,такое государство должно обеспечить как фактическое,так и юридическое равенство гражданина и государства.

  1. Принцип обязательности принятия обращения к рассмотрению и реагирования на обращение.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Законодательно закреплены исключительные ситуации, когда ответ на обращения гражданина по существу не дается.

  1. Принцип возможности обращения вустной или письменной форме.

Суть данного принципа заключается в том, что наряду с письменными обращениями граждане могут обращаться в органы публичной власти в устной форме.

  1. Принцип сочетания гласности с неразглашением сведений в связи с рассмотрением обращения.

В соотвествии с ФЗ № 59,при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. По просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

  1. Принцип недопустимости передачи жалобы лицу, действие (бездействие) и решения которого являются предметом жалобы.

ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет общее правило: «Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие которых обжалуется.

  1. Принцип объективного, полного и всестороннего исследования ситуации, поповоду которой поступило обращение.

Из этого принципа вытекают основные обязанности органов власти и их должностных лиц в процессе разрешения обращения: внимательно разбираться в существе обращения, давать ответ на все поставленные вопросы, а в случае необходимости истребовать нужные документы; осуществлять проверки на местах; затребовать от нужных лиц объяснения; привлекать к участию в производстве свидетелей, специалистов, переводчиков; самого гражданина, принимать другие меры для объективного, всестороннего и полного рассмотрения обращения.

  1. Принцип эффективности.

Суть этого принципа состоит в том, что рассмотрение жалобы должно быть в четком соответствии с законом, но в максимально короткий срок и с минимальными затратами времени и расходов жалобщиков.

  1. Принцип своевременности разрешения обращений граждан.

Суть принципа в том, что в производстве по обращениям граждан жестко закреплены сроки осуществления определенных процессуальных действий, за нарушение которых установлена ответственность. В то же время должностное лицо, рассматривающее обращение, исходя из смысла обращения, должно рассмотреть его по возможности так быстро и принять по нему необходимые меры, чтобы не наступили те неблагоприятные последствия, о которых сообщает автор обращения.

  1. Принцип равной ответственности должностного лица и заявителя прирассмотрении обращения.

Данный принцип заключается в том, что за нарушение норм ФЗ № 59 РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», как должностные лица, так и граждане несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и др.

  1. Принцип индивидуальности иколлективности реализации права граждан на обращения в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Это означает, что субъектом права на обращения могут быть как один гражданин, права и законные интересы которого затрагиваются, так и группа заинтересованных лиц. Причем необходимо отметить, что практика реализации коллективных обращений требует более четкого законодательного закрепления. Также здесь необходимо выделить такой вид коллективного обращения, как петиция. Петиция — форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение либо рассмотреть вопрос на заседании соответствующего органа власти. Как правило, петиция подается с целью решения вопроса, имеющего значение для всего или части населения муниципального образования или региона.
  2. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений.

Всоответствии со ст. 14 ФЗ № 59, Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Итак, производство по обращениям граждан базируется на определенных базовых идеях, руководящих началах в соответствии которыми он строится и развивается. Принципами института обращений должны руководствоваться должностные и иные уполномоченные лица при разрешении различных видов обращений граждан. Принципы способствуют совершенствованию правового регулирования в производстве по обращениям граждан.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http: www.consultant.ru — Консультант Плюс.
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  3. Яковлев Г. С. Аппаратуправления:принципыорганизации. -М.:Юрид.лит.,1974,с. 16–17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle