Библиографическое описание:

Семенова Т. А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 204-207.



Автор рассматривает проблему детской игрушки в аспекте ее воспитательного значения, анализирует ассортимент игрушек дошкольников с позиции их педагогической ценности, дает краткий анализ квазипедагогического содержания современных игрушек.

Ключевые слова: игра, игрушка, дети дошкольного возраста, педагогическая ценность, ценностные ориентации, педагоги, родители.

Проблемы изучения игровой деятельности детей на протяжении многих лет находят отражение в работах отечественных и зарубежных специалистов: философов (Г. В. Плеханова и др.), культурологов (Й. Хейзинга, Е. А. Лишанковой и др.), психологов (К. Грооса, В. Штерна, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.), педагогов (К. Д. Ушинского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Е. А. Флёриной, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой и др.).

Не менее важным направлением исследований стало изучение детской игрушки как необходимой принадлежности детства, средства передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему и средства формирования детской субкультуры. Рассматривая игрушку как часть общей культуры общества, взрослые способствуют развитию детской игры, формированию культурных традиций, духовных ценностей, образцов поведения [6]. В этой связи в 1932 году в Загорске был создан «Научно-экспериментальный институт игрушки», переименованный в 1946 году в «Научно-исследовательский институт игрушки» и получивший в 1966 году статус всесоюзного. Основной целью работы ученых стало создание красивой, безопасной игрушки, обладающей высоким воспитательным потенциалом.

В толковом словаре русского языка игрушка определяется как вещь, служащая для игры, когда речь идет о чем-нибудь красивом, изящном, а также, в переносном значении, тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли [4].

В педагогической практике именно вторая часть данного определения имеет особое значение, так как поясняет сущность детской игры, в которой ребенок может наделить своего персонажа любыми чертами характера, развить сюжет с его участием самым замысловатым образом.

П. Г. Саморукова подчеркивает, что игрушка — «это специальный предмет, предназначенный для игры, и иного жизненного назначения не имеющий… Игрушка участвует в самом создании игры, выступает как своеобразный партнер ребенка, оказывает огромное влияние на его личность» [3, с 136–137].

Раскрывая педагогическую ценность детской игрушки, Е. А. Аркин подчеркивает: «Игрушки являются той материальной базой, на которой строится игра, своего рода сырьем, которое игра перерабатывает в особого рода фабрикаты — продукты творчества и подражания. В этой переработке заключается весь смысл и вся ценность игры и игрушки. В ней выступает та черта ребенка, которая характерна только для человека, и поднимает его на высоту, которой не достигает ни одно животное не только в состоянии детства, но и во взрослом состоянии» [2, с.228].

Работы А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Е. А. Флёриной, С. Л. Новоселовой и других специалистов подтверждают, что игрушка имеет общеобразовательное значение, способствует всестороннему гармоничному развитию ребенка. Многообразие игрушек по назначению, содержанию, материалу, из которого они изготовлены, технике выполнения, возрастной адресованности и другим параметрам позволяет педагогам и родителям решать различные воспитательные и образовательные задачи.

Необходимо подчеркнуть, что ребенок в своих играх проявляет способность не только использовать те предметы, которые даны ему в готовом виде, но и изменять окружающий мир, создавая по мере необходимости новые предметы. Например, кукла может появиться из кукурузного початка, лоскутка ткани, сучковатой палки; посуда для нее может быть вылеплена из глины или пластилина, мебель сделана из кубиков или песка. Игрушки выводят малыша за пределы реального мира, с их помощью ребенок строит себе иной мир, в котором нет преград его инициативе, творчеству, фантазии. Этот момент особенно важен, он позволяет рассматривать детскую игрушку как часть культуры общества.

В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на познавательное и сенсорное развитие ребенка, совершенствование его координации, тонких движений пальцев рук, развитие аналитико-синтетического мышления. К ним относятся разнообразные «Пирамидки», «Волчки», «Бирюльки» и др.

В формировании нравственных чувств ребенка особое значение имеют образные игрушки: куклы, мишки, зайчики. Кукла — это обобщенный образ человека, который позволяет воспроизводить с ним какие-либо действия: кормить, укладывать спать, купать, одевать, гулять. Игры с куклами позволяют ребенку постигать мир социальных отношений: сопереживать, любить, жалеть, прощать.

Исследование Е. А. Флёриной, проведенные в 20-х годах ХХ века, показали, что в куклы играют и девочки, и мальчики. Детей раннего возраста привлекают пупсы или голыши, то есть, куклы, изображающие маленьких детей. В старшем возрасте дошкольникам интересны куклы, изображающие взрослых людей, представителей определенных профессий и др. [8].

Игрушка служит показателем взаимоотношений ребенка-дошкольника с реальным, окружающим его миром, формирующим его характер. Как отмечает К. Д. Ушинский: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительной, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но, тем не менее, поражающее верностью своих подробностей… Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками: весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые, со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление человека» [7, с. 181–182].

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что педагогическая ценность детской игрушки очень высока. При этом важно подчеркнуть, что игрушка оказывает опосредованное влияние на формирование детского сознания. В этой связи В. Абраменкова пишет: «Игрушка для общества — «предмет культуры» («зеркало культуры»), посредством которого предается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации. Какова культура, такова и игрушка» [1, с. 6].

Следует признать, что на российском рынке преобладают игрушки западного производства, с помощью которых транслируются чуждые нашей стране ценности. Производство современных игрушек превратилось в индустрию, цель которой получение прибыли, это, в свою очередь, оказывает влияние на духовные основы общества, формирует его ценностные ориентации. Вследствие этого игрушки, даже внешне эстетично оформленные, утрачивают свое воспитательное значение. Следовательно, можно назвать их квазипедагогическими, в значении «мнимый», «ненастоящий».

Анализ квазипедагогического содержания игрушек для детей дошкольного возраста позволяет выделить три основных направления, позиционируемых маркетологами, как развивающие и воспитывающие.

  1. Игрушки, искажающие ценность материнства (куклы Барби, куклы, которых можно «кормить грудью» и др.),
  2. Игрушки анатомического содержания (беременная Барби, гигантские микробы, Барби после химиотерапии и др.)
  3. Игрушки, изображающие инвалидов, (куклы-инвалиды, куклы с синдромом Дауна и др.).

Рассмотрим их более подробно. Например, куклы Барби, появившиеся на российском рынке в начале 90-х годов ХХ века, стали символом красивой жизни, свободной от забот и каких-либо обязательств. Девочки, на сознание которых оказала влияние эта игрушка, сегодня воспитывают своих дочек, передавая им те же жизненные ценности. В то время как русская матрешка (Матрена) — это символ многочадия, идеал многодетной, дружной семьи. Округлая форма матрешки, как и форма неваляшки показывают красоту женской фигуры — символизируют надежность, любовь и материнство [6].

Духовная ценность материнства и грудного вскармливания нивелируется во время игр с куклой, которую можно «кормить грудью». Для этого на девочку необходимо надеть специальный лиф и поднести куклу к цветку, расположенному на уровне соска, после чего кукла начнет чмокать, имитируя процесс сосания молока, а в вертикальном положении отрыгивать воздух. Идея данной игрушки преподносится современным родителям как первый этап подготовки девочки к будущему материнству. Однако с данной позицией трудно согласиться, так как паттерны материнского поведения закладываются в реальных отношениях ребенка с мамой. Как отмечает И. А. Аршавский, девочки, рано отлученные от материнской груди, не будут обнажать сосок и прикладывать к нему куклу [5]. Таким образом, если ценность материнства отсутствует в культуре семьи, передать ее детям практически невозможно.

Под идеей познавательного развития магазины игрушек предлагают современным детям беременную куклу Барби, у которой можно «открыть» животик и рассмотреть все его содержимое, а также кукол с детально выраженными первичными половыми признаками.

Дополнительно современным родителям предлагается ассортимент плюшевых «гигантских микробов»: гриппа, риновируса, ветряной оспы, чесотки, коровьего бешенства, кишечной палочки и др. Разработчики уверяют, что больной, которому подарили плюшевый вирус простуды, скорее поправится.

Однако, для детей дошкольного возраста, сознание которых только формируется, подобные медицинские знания могут быть крайне опасны. Как отмечает Е. А. Аркин, чрезвычайно вредно и совершенно противоречит принципам физического воспитания раннее ознакомление детей с медицинскими терминами и попытки объяснения им происхождения болезней и способов их распространения. Такие беседы, по мнению автора, в лучшем случае, проходят мимо ушей ребенка, в худшем — вселяют в нем бессознательный страх, который является опаснейшим врагом здоровья [2, 10].

В рамках пресс-конференции, посвященной Дню инвалида, Л. Швецова сформулировала требование, чтобы в каждой группе детского сада, в каждой школе и на прилавках магазинов появились куклы-инвалиды [9]. Справедливо заметить, что данное требование не осталось без внимания, и дошкольные образовательные организации уже пополняют наборы игрушек в группах. Думается, что обогащенная таким образом игровая среда не окажет желаемого эффекта без дополнительных научных исследований и разработки методики использования подобных игрушек в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

В отдельную группу игрушек антипедагогического содержания можно выделить роботов-трансформеров, кукол Монстер Хай и др., внешний вид которых по определению не позволяет соотнести их с категорией игрушек. В противном случае, полностью извращается понятие красоты и изящества.

Таким образом, анализ педагогической ценности игрушек современных детей позволил сделать следующие выводы. Одним из педагогических требований, которые предъявляются к игрушкам детей дошкольного возраста, является стимулирование инициативы ребенка, создание условий для его внешней и внутренней активности. Как указывает К. Д. Ушинский: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно — доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом материале должно более всего заботиться родителям и воспитателям» [7, с. 182]. Поэтому и родители, и педагоги дошкольных образовательных организаций должны знать, какие игрушки могут быть полезны, а какие вредны для ребенка на каждой возрастной ступени.

С родителями современных дошкольников необходимо проводить целенаправленную работу по обучению их организации детских игр и критическому отбору игрушек на основании педагогической ценности последних.

Литература:

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. — М.: Лепта Книга, 2008. — 547 с.
  2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1967. — 445 с.
  3. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч.2. / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др. Под ред В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — С. 136–144.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 изд., перераб. — М.: Мир и Образование, 2016. — С. 364.
  5. Семенова Т. А. Грудное вскармливание как фактор духовного воспитания детей и молодежи // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.) / Отв. ред Т. А. Семенова. — М.: Издательство «Спутник +», 2014. — С. 151–155.
  6. Семенова Т. А. Народная игра и игрушка как традиционное средство духовного воспитания детей дошкольного возраста //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно-практической конференции (16 апреля 2015 г) / Отв. ред. Т. А. Семенова. — М.: Издательство «Спутник +», 2015. — С. 64–67.
  7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 576 с.
  8. Флёрина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР В. Н. Шацкой. — М.: Изд-во Акад. пед.наук РСФСР, 1961. — С. 227–267.
  9. В московских детсадах и школах появятся куклы-инвалиды // Новые известия от 28.11.2011. // URL: http://www.newizv.ru/lenta/2011–11–28/155336-v-moskovskih-detsadah-i-shkolah-pojavjatsja-kukly-invalidy.html (дата обращения 10.03.2016).
  10. Semenova T.Are health-saving technologies helpful for pre-school children? // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 1st International symposium. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education. Vienna. 2013. P. 293–298.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle