Библиографическое описание:

Скляр В. А. Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 214-216.



Возрастает роль психологии в системе научного и практического знания в целом и психологического консультирования в образовании в частности. (Суворова Г. А. [7]) Одной из важных проблем в образовании является психологическое консультирование педагогов по развитию воображения у младших школьников.

Воображение является важнейшим элементом процесса познания и деятельности человека. Воображение способствует предвосхищению будущего в форме образов, содержанием которых является возможное и/или необходимое будущее. Одновременно оно участвует в оживлении и реконструкции образов того, что уже было. Этот процесс был назван Л. Н. Толстым как «воображение о прошедшем». Если обратиться к истории человечества, то можно обнаружить в каждой эпохе предпочтительный тип воображения. Например, фантастические чудовища, мифологические существа — все это порождение фантазии людей той эпох, когда человек иначе не мог объяснить законы существования мира [5, с.78].

В работах В. Д. Шадрикова отмечается, что в психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание [9, с. 411].

“Воображение, — пишет С. Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме” [4, с.341].

Страхов И. В. отмечает, что традиционно видами воображения считают пассивное и активное, различающиеся по степени сознательного и активного отношения человека к действительности. Пассивное воображение, в свою очередь, делится на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное, проявляющееся, как правило, в пограничных состояниях), а активное — на творческое, представляющее собой создание новых, оригинальных образов и идей, и воссоздающее, основанное на создании образов, соответствующих описанию. Особенность же собственно творческого воображения заключается в том, что «оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче — научной, художественной, практической». По временной направленности виды воображения можно разделить на ретроспективное (воображение — воспоминание); воображение, непосредственно включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее. По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения [5, с.70].

Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления», Л. М. Веккер предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности. Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное), выступающее как элемент мышления; эмоциональное. В качестве особого вида выделяем оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности [1, с. 263].

Показателями продуктивности по мнению Шадрикова В. Д. выступают — новизна оригинальность и осмысленность переработки данных опыта;

– широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования различного материала;

– тип оперирования (доступный способ преобразования), который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований [8, с. 432].

Механизмы воображения

– агглютинация — создание нового образа из частей других образов;

– гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

– схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

– акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;

– типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях [6, с. 192].

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукты творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик.

Субботина Л. Ю. отмечает, что помимо методик основанных на самонаблюдении, которые в настоящее время используются лишь как дополнительные в комплексе с другими методами, существуют три общих методических подхода к изучению и диагностике способностей к созданию представлений и оперированию ими [6. с. 192]:

1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;

3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

4) самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т. п.). Что же касается всех видов творчества, то ценность его состоит не столько в продуктивности (количестве образов, скорости их создания), сколько в самом содержании создаваемых образов [6, с. 112].

Учитель должен знать, что после завершения формирования представлений на уроке, у одних учеников они в самое короткое время вытесняются новыми впечатлениями и образами, а у других сохраняются длительное время. Хорошая устойчивость представлений облегчает самостоятельную работу ученика дома при подготовке уроков и занятиях по самообразованию, а слабая устойчивость вынуждает школьника фактически заново самостоятельно формировать представление на основе материала учебника. Часто это не совсем корректно называют «плохой памятью».

Такая работа требует большого времени и усилий, и если у ребенка слабо развита воля, это может привести к педагогической запущенности, снижению успеваемости. Учитель должен знать, у кого из учеников отмечается неустойчивость представлений, и применять индивидуальный подход. В частности, можно порекомендовать совместную подготовку к занятиям или специальные упражнения, развивающие контролируемость, которая тесно связана с устойчивостью представлений.

Проверить правильность представления другого человека можно лишь путем объективации этого представления каким-либо способом. Но учитель всегда должен иметь в виду, что одни функции ученика развиты лучше, а другие — хуже. Если ребенок не умеет и не любит рисовать, непедагогично оценивать точность и полноту его представлений на основе сделанных им рисунков.

Если школьник страдает дефектами речи, можно предложить ему письменно ответить на вопрос, так как речевое формулирование своих представлений крайне затруднительно для него, и оценка учителя не будет объективной [6, с. 192].

Индивидуальный подход здесь может выражаться в опоре на более развитый у ребенка вид представлений или образов, в дозировании времени, отведенного на их формирование, оказании помощи ученику в выработке индивидуального стиля визуализации, учете прошлого опыта школьника, подборе наиболее приемлемых для него способов объективации представлений, приемов создания новых образов, в создании на уроке творческой атмосферы.

Более продуктивным становится рассмотрение воображения не просто как процесса, а как имажинитивной способности, или способности воображения по В. Д. Шадрикову [8, с. 432].

Основой консультированию педагогов по развития воображения у младших школьников становится целенаправленная активность детей на включение фантазии в конкретные практические проблемы [6, с. 192].

Литература:

  1. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3 т. // Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3. С. 263
  2. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. — М., Наука, 1999.
  3. Ломов Б. Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. С. 185–191. 504
  4. Рубинштейн С. Л. Основы обшей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 341.
  5. Страхов И. В. Психология воображения. Саратов, 1971. С. 78.
  6. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 192с.
  7. Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма: Монография. -2-е изд., перераб. и доп. -Москва: МПГУ, 2015.-416с.
  8. В. Д. Шадриков.От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. -М.: Инд-во " Институт психологии РАН», 2009.-656с.
  9. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт. 2015.-411с.
Основные термины (генерируются автоматически): виды воображения, образов воображения, развитию воображения, процесса воображения, функционирование образов воображения, параметров образов воображения, процесса воображения большинство, предпочтительный тип воображения, важными чертами воображения, единого определения воображения, традиционно видами воображения, направленности виды воображения, продуктивности процессов воображения, Механизмы воображения, исследования процесса воображения, творческого воображения, младших школьников, способности воображения, Психология воображения, рассмотрение воображения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle