Библиографическое описание:

Кротков Н. А. Проблемы развития вертикальных молочных сельскохозяйственных кооперативов // Молодой ученый. — 2016. — №6.5. — С. 120-122.



Кооперативную систему в определенной сфере деятельности осуществляют различные виды кооперативов и объединений кооперативного типа, их внутренние и внешние связи и взаимодействия. На основе изучения проблемы развития вертикальной сельскохозяйственной кооперации выявлены факторы, сдерживающие развитие потребительской кооперации. Предложены меры, способствующие формированию среды для развития вертикальной молочной кооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация, государственная поддержка, социально-экономическое развитие, сельскохозяйственная кооперация, вертикальные кооперативы.

В условиях усиления рыночной конкуренции Западно-Сибирского экономического района, всё большее значение приобретает решение вопросов развития субъектов хозяйствования, в том числе вертикальной потребительской кооперации. [1]

По размерам посевных площадей Западная Сибирь занимает 2-е место (13,6%), производит 12% пшеницы в стране, 11% молока и 12% мяса. Агропромышленный комплекс юга Тюменской области является одним из крупных производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. Особенностью региона является наличие развитой системы сельскохозяйственной кооперации, которая играет весомую роль в производстве сельскохозяйственной продукции и обслуживании сельскохозяйственных производителей. Направление кооперации по переработке сырья развито пока ещё очень слабо и в ближайшем будущем предстоит большой объем работы по заполнению этой ниши. [2,3,4]

В сложном процессе социально-экономического развития сельского хозяйства особое место занимает его структурная составляющая, касающаяся, прежде всего соотношения первичных организационно-правовых форм хозяйств, их социального статуса, размеров, устойчивости, эффективности и т.д. При этом в процессе реформирования не получила ожидаемого развития сельскохозяйственная кооперация как организационно-правовая форма, также основанная на принципах коллективизма, совместной деятельности, но имеющая концептуально иные принципы формирования и функционирования и адекватные этим принципам хозяйственные результаты. Методически обосновать стратегические ориентиры, определить приоритеты и необходимые меры организационно-экономического и правового регулирования соответствующих процессов на фоне их нынешней неупорядоченности – одна из актуальных задач аграрной экономической науки. [7]

В основополагающих документах ведущих международных организаций (ООН, ЕС, Международная организация труда и др.) подчеркивается, что всем властным структурам государств необходимо создавать и поддерживать благоприятные условия для развития кооперативного движения. Также в документах отмечается польза публичного признания особого количественного и качественного вклада, который кооперация вносит в решение социально-экономических проблем. Так, в ЕС особое место занимает Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП), в которой серьезное внимание уделяется стимулированию кооперативного движения для обеспечения устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности. ЕСХП отвечает за региональную конкурентоспособность, внедрение инноваций, занятость населения, доступ к рынку труда и подготовку проектов устойчивого развития регионов. Успешная реализация мер ЕСХП привела, в частности, к тому, что число новых молочных продуктов в регионах развитых стран мира за последнее десятилетие более чем удвоилось, а объем торговли мясом за последние три десятилетия, благодаря совершенствованию технологий, троекратно возрос.

Казалось бы, чиновники должны были принять меры по преодолению недоверия к кооперативным формам и их поддержке. Однако представленный Министерством сельского хозяйства России проект ведомственной целевой программы объединения мелких и средних сельхозпроизводителей в кооперативы «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014—2016 годы» нового импульса кооперативному движению в регионах дать не может. В проекте отсутствует целостный подход к лоббированию интересов кооперативного движения. Поддержка системы кредитных кооперативов не определена как приоритет для федеральных и региональных властей. Не сформулированы меры по стимулированию развития непрофильных форм хозяйствования на сельских территориях, в первую очередь туризма. Отсутствие четкого сигнала сверху порождает соответствующую реакцию на местах. [8]

Сегодня в рамках концепции развития на селе кооперации на период до 2020 года актуальна разработка единой модели молочных сельскохозяйственных кооперативов для высокой эффективности консолидации усилий всех участников цепи от производства до реализации продуктов конечному потребителю, осуществляемой в форме вертикального кооператива. Сельскохозяйственная потребительская кооперация становится важнейшим компонентом рыночных отношений. Необходимость создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов обусловлена несколькими причинами:

во-первых, разрушение в ходе аграрной реформы установившихся вертикальных экономических связей между предприятиями по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции создало трудности с продвижением продукции по цепочке «производитель сырья — переработчик — потребитель»;

во-вторых, разрушение производственной инфраструктуры села обострило проблемы снабжения сельского хозяйства материально-техническими ресурсами;

в-третьих, острая потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочных и долгосрочных кредитах, которую не может удовлетворить существующий рынок финансовых услуг.

Перечисленные проблемы можно решить объединением материальных, технических и финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей путем развития вертикальных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. [5,6]

Государство должно регулировать и поддерживать агропромышленное производство, используя экономические методы и законодательство.

В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» закреплены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов. Государство должно стимулировать создание и поддерживать деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий, осуществлять научное, кадровое и информационное обеспечение.

Для успешного развития кооперации в нашей стране необходимы следующие меры:

- поддержка кооперативов, преследующих социальные цели, такие, как содействие занятости или развитие деятельности, направленной на благо неимущих категорий населения или отдельных регионов;

- включение в число мер поддержки кооперативов налоговых льгот, кредитов, дотаций, закупок товаров на особых условиях;

- содействие обучению и профессиональной подготовке работников по вопросам кооперативных принципов и методов хозяйствования на всех уровнях общего образования и профессиональной подготовки

- облегчение кооперативам доступа к кредитам и рынкам;

- совершенствование системы учета статистических данных о кооперативах.[6]

В современных условиях обострения кризисных явлений связанных с глобальным экономическим и экологическим кризисами, необходимостью придания сельскому хозяйству устойчивых тенденций в их развитии, поиска и реализации инновационных подходов роль кооперации должна возрастать.

Именно наиболее полная реализация принципов, заложенных в основе функционирования и развития этой гибкой приспособленной к различным условиям системы, обеспечивающей гуманные взаимоотношения между ее участниками, позволит добиться тех целей и задач, которые в полный рост стали перед современным обществом, в условиях всеобщей его глобализации.

Учитывая современные тенденции в изменении климатических и экологических моментов для успешного развития сельскохозяйственного производства в стране, следует сделать предположение, что Тюменская область в краткосрочной, а тем более в долгосрочной перспективе станет весьма привлекательным регионом для всестороннего развития молочного производства на кооперативной основе. Тем более, что исторический опыт свидетельствует о том, что регион имеет богатые традиции необходимые условия, возможности и здоровые амбиции. [9]

Литература:

1. Шарков, Д.И. Проблемы развития Российской кооперации на селе и предложения по их решению / Д. И. Шарков, Е.В. Рудой, О.А. Василенко // Вестник НГА. – 2015. – 1(34). – С.167-174.

2. Видяпина, В.И. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова; М.: ИНФРА – М, 2012. – 666 с.

3. О рекомендациях дня депутата по теме: «Состояние и перспективы развития растениеводства в Тюменской области». – 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://law.admtyumen.ru/law/view.htm?id=218842 (дата обращения 14.02.2016).

4. Пахомчик, С.А. Опыт становления и развития сельскохозяйственной кооперации в Тюменской области / С.А. Пахомчик, Т.В. Клыкова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2013. - №4(102). – С. 109-114.

5. Паникарова, С.В. Теоретические и методические основы формирования и функционирования вертикальных кооперативов. – 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://economy-lib.com/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-vertikalnyh-kooperativov (дата обращения 14.02.2016).

6. Минаков,И.А. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК. / И.А. Минаков; М.: КолосС, 2007. — 264 с.

7. Куликов, И. Роль и место коллективных хозяйств и кооперативов в структуре аграрного сектора / И. Куликов // АПК: экономика, управление. – 2014. - №7. – С. 12-20.

8. Крутиков, В. Реализация потенциала кооперативного движения на селе / В. Крутиков, Ю. Зайцев, О. Федорова // АПК: экономика, управление. – 2014. - №7. – С. 43-48.

9. Пахомчик, С.А. Молочная кооперация Сибири: вчера, сегодня, завтра / С.А. Пахомчик; ТГСХА. – Тюмень, 2011. – 224 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle