Библиографическое описание:

Ходалёва М. А. Лирический герой в произведениях Сергея Есенина как вариация экзистенциального познающего героя // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 45-48.



Экзистенциализм — направление в философии, развивавшееся в 20 веке, которое акцентировало внимание на бытии человека, иррациональности его образа жизни. В рамках экзистенциализма свое творчество развивали зарубежные писатели следующих стран: Германия, Франция, Дания. Каждый из авторов выделял в своих произведениях определённую типологию героев. Однако, наиболее встречающимися в зарубежных произведениях стали герои «познающие» и герои «самоотчуждающиеся». А развивались ли в русле экзистенциализма произведения русских писателей и поэтов? Попробуем разобраться в этом на примере стихотворений С. А. Есенина и его лирического героя.

Вся философская и художественная литература экзистенциализма как бы «вписывается» в определённую схему: «индивидуальность — цивилизованность». Под индивидуальностью понимается человек со своими индивидуальными качествами: способностями, характером, темпераментом. Под цивилизованностью — окружающая среда, в которой находится этот индивид, взаимодействует с ней.

Экзистенциальная тема в лирике Сергея Есенина и в теме «ухода» и «возвращения». Проблематика в данном философском направлении прежде всего связана с результатом кризиса души современного человека и в том числе целого поколения, переживающего те или иные важные жизненные утраты. Именно поэтому лирический есенинский герой связан с социальной ситуацией «ухода» и «возвращения», так как его сознание находится в дисгармонии с окружающей средой.

В данной статье хотелось бы рассмотреть глубже определённый тип экзистенциального лирического героя. Для этого мы выбрали тип «познающий герой», так как считаем данную типологию наиболее близкой лирическому герою в лирике Сергея Есенина.

«Познающий герой» — герой, способный делать выбор, менять обстоятельства [1].Проблематика в данном философском прочтении связана с результатом кризиса души современного человека, переживающего те или иные важные жизненные утраты. Именно поэтому лирический герой связан с социальной ситуацией «ухода» и «возвращения», так как его сознание находится в дисгармонии с окружающей средой. Однако, необходимо отметить, что данные мотивы имеют некие философские созвучия. С точки зрения экзистенциальной философии, «уход» — необходимый этап развития: только когда человек (герой) покидает родину, претерпевает все жизненные неурядицы, радости, он становится поистине тем, кем должен быть, происходит самопознание. Тем самым «уход» есть возвращение к началу через временное пространство, через потери и душевную боль.

Лирический герой Сергея Александровича Есенина осознает и понимает свой внутренний конфликт с реальным новым миром, так же как герой экзистенциального типа, характеризующийся не только тем, что он является субъектом кризиса современного мира, но ещё и того, что данный оказывается невольным свидетелем изменившейся жизни. Лирическое «Я» Есенина соответствует этому смоделированному типу философией экзистенциализма наивного, непосредственного сознания, не готового принять удары жизни и дары научно-технического прогресса:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен… [2, с. 147].

В своём творчестве Есенин смог отразить естественный быт, при котором лирический герой так же оставался олицетворением самого поэта. По складу внутреннего мира данный герой всегда оставался фундаментального склада, прочно обосновавшегося внутри социального общества [5,c. 15].

Однако, говоря об его постоянстве не стоит забывать о том, что, во-первых, Есенин очень любил женщин и разгульную жизнь; во-вторых, он был одним из поэтов революции, поскольку воспел революционную новь и признавал великую правоту исторического дела, которое совершали народные массы. «Всем существом в поэте» он готов был проставить социалистическую отчизну. Так и его лирический герой в стихотворениях, написанных во время революции, предстает перед пониманием читателя как познающий герой в рамках экзистенциализма.

Жизнь Сергея Есенина и его лирического героя во многом похожи. Поэт и его герой непредсказуемы. Их душевное и физическое состояние никогда не находятся в равновесии (гармонии). Следуя античной концепции здоровья, можно сказать, что человек должен быть умеренным во всём и всегда заботиться о самом себе. В жизни Есенина есть много примеров неумеренности и невнимания к своему физическому и психическому здоровью. По-видимому, это связано с тем, что поэт просто не мог найти спутницу жизни, найти близкого Другого.

За его 30 лет жизни он не обрел именно ту женщину, с которой он бы провёл всю свою жизнь. Постоянные влечения, желания, страсти не давали молодому Есенину определиться с женщиной. Данные искушения вынуждали заводить поэта случайные интимные связи. А каждый раз после расставания с той или иной женщиной Есенин впадал в глубокую депрессию, увлекался алкоголем, проводил жизнь в кутежах и забавах, чтобы хотя бы на миг забыться о своём горе. Хотя с психологической точки зрения, это и не правильно, ведь потеряв одно, нельзя находить утешение в другом.

О личной жизни поэта до сих пор складывают легенды. Одной из них является: «Однажды на встрече с другом поэт обмолвился о том, что за несколько лет у него было три тысячи связей с женщинами. Позже Есенин улыбнулся и сказал что пошутил, и связей у него было триста. Друг всё равно не поверил, поэт признался, что всего у него было тридцать женщин». Сколько на самом деле было женщин у великого русского поэта остаётся только догадываться. Известно только одно, что за всю его короткую жизнь он не нашёл счастья в личной жизни. А историки отмечают в его биографиях лишь несколько, по видимому, самых важных спутниц Есенина, которым он посвящал своё любовное творчество и в эмоциях лирического героя отражал свои безудержные чувства. Такими женщинами явились: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дунхай, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Софья Толстая. Безусловно, не со всеми женщинами поэт вёл себя не как настоящий мужчина, но дамы любили его и были готовы ради него на всё. Все свои эмоции(положительные и отрицательные) поэт отмечает в стихотворениях и поэмах [5,c. 54].

Так, стихотворение «Дорогая, сядем рядом…» [2,c. 138] было посвящено Августе Миклашевской. Лирический герой этого стихотворения является полным олицетворение самого Есенина. Так как стихотворение Есенин написал за два года до своей смерти, лирический герой в нем предстаёт перед читателем осмыслившим свою жизнь, уже созревшим, немолодым человеком. Лирическая героиня данного произведения является спасением для героя, потому что он понимает, что вся его жизнь уже давно разбита на осколки. Тогда у него появляется надежда начать жить заново, он ощущает внутренний подъем, его чувства снова возрождаются, но герой ещё не знает, что скоро его возлюбленная его безжалостно покинет.

Другим стихотворением Есенина из любовного цикла является «Письмо к женщине» [2, с. 167.], написанное первой своей жене Зинаиде Райх в 1924 году. Лирический герой данного стихотворения переживает размолвку со своей любимой женой. В лице возлюбленной героя выступает бывшая жена поэта. Безусловно, лирическая героиня любила героя, но с ним уже жизнь стала невыносимой. Об этом свидетельствуют строки:

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься

А мой удел –

Катиться дальше вниз… [2, с. 167].

Лирический герой совершенно не задумывается о чувствах своей возлюбленной, не ценит её. Он проводит свои будни в кутежах и забавах, утешая и успокаивая тем самым свои душевные кризисы. А именно ему тяжело принять новообразования как внутренние так и внешние.

Но по прошествии какого-то времени взгляды лирического героя на жизнь постепенно меняются. Он прославляет «рулевого» в «Советской стране», сам готов «идти хоть до Ла-Манша». Стихотворение Сергея Есенина заканчивается тем, что лирически герой благословляет свою возлюбленную на дальнейшую счастливую жизнь, а сам он становится «яростным попутчиком» в «Советской стороне».

Таким образом, проходя через определённые временные границы, через испытания любовью, психология внутреннего мира лирического героя совершенствуется до неузнаваемости. В итоге герой жаждет новообразований в политике страны, в личной жизни, в быту. Тем самым герой проделывает путь от категории «самоотчуждающихся» героев к «познающим».

Другой категорией стихотворений в лирике А. С. Есенина является поэзия революции. Так, в данных стихотворениях, лирический герой — выступающий за новообразования в стране [7].

Первым откликом поэта на сражение самодержавия было стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» [2,c. 67]. Лирический герой этого стихотворения представляет революцию в образе «дорого гостя», оставившего «след широких колёс на лугу», сверкающего золотой дугой и несущегося по просторам родимой страны:

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом... [2,c. 69].

Непосредственным откликом Есенина на Октябрьскую революцию была поэма «Преображение». Революция здесь — преображение всего сущего на земле, начало великого изобилия: «Зреет час преображенья», и он явится — «наш светлый гость». В образе «светлого гостя» совершенно явственны мифологические черты. Однако на этом поэт не остановился в художественном осмыслении революционной эпохи. Наряду с мифологическими поэмами возникает революционно-героическая лирика. В 1918 году поэт пишет стихотворение «Небесный барабанщик» [2,c. 52]. В этом стихотворении лирический герой, в лице самого Есенина, призывает борцов революции сплотиться против «беглого стада горилл», угрожающего социалистической Родине. Проникнуты чувством интернационализма высоким пафосом защиты революции, безудержное стремление к «новому берегу» жизни, «Небесный барабанщик» по праву занимает одно из видных мест в советской поэзии:

Солдаты, солдаты, солдаты –

Сверкающий бич над смерчом.

Кто хочет свободы и братства,

Тому умирать нипочем [2,c. 167].

Таким образом, поэзия революции играет большую роль во всей лирики Есенина. Безусловно, лирический герой стихотворений этого времени является «познающим», так как он выступает за новообразования в стране. Он обращается в стихотворениях к социуму и к обществу с призывом «За свержение самодержавия».

В конце своей статьи следует сделать вывод о том что:

1) Творчество С. А. Есенина развивалось в русле экзистенциализма и обращало своё внимание на внутреннюю философию души человека.

2) В любовной лирики поэта прослеживается так называемый переход от типа к типу лирического героя с точки зрения экзистенциализма: от самоотчуждающегося к познающему, как переход от молодого горячего хулигана к зрелому мужчине.

3) В революционной поэзии, в рассмотренных мною произведениях, лирический герой остаётся твёрд и непоколебим во взглядах на политику страны. Он призывает, бунтует, воюет и, в свою очередь, предводительствует в революции. Он является типичным познающим героем с точки зрения экзистенциализма.

4) Таким образом, из выделившихся со времён образования данного направления в философии типов (самоотчуждающийся и познающий), лирики С. А. Есенина свойственен образ познающего лирического героя, так как всё-таки в своих стихотворениях автор пытается изобразить изменения в бытие своего героя.

Литература:

  1. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  2. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы, Алма — Ата: Жазуши, 1977–390с.
  3. Лукичева И. А. Экзистенциальные проблемы в творчестве Г. Бёлля // Дис.... канд. филол. Наук. — Н. Новгород, 2000. — 200 с.
  4. Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. — С. 15–19.
  5. Эвентов И. С. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся.// Л.: Просвещение, 1978. — 128с.
  6. Юнг К. Г. Психологические типы // Пер. с нем. под общ. ред. В. В. Зеленского. Мн.: Попурри, 1998. — 656с.
  7. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle