Библиографическое описание:

Волкова А. А. Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 10-12.



Цвет-то совершенно уникальное явление. Он неоднократно дублирован: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, то есть генерировать внутреннее цветовое пространство.

Цвет заключает в себе возможности логического(понятийного) и эйдического (чувственно-образного) способов познания мира, поэтому цвет трудно осознать до конца, но его можно прочувствовать.

Исследования цвета в литературе представляют большой научный интерес, ведётся анализ конкретных произведений, творчества того или иного писателя в целом, литературных направлений, стилей с точки зрения цвета. Поэтика цветообраза влияет, а точнее, подчиняет себе поэтику художественного пространства, которое характеризуется не только устойчивыми признаками, но и цветом [2, с. 25].

Сергей Александрович Есенин- выдающийся русский поэт Серебряного века. В своих произведениях он использовал цветообразы,которые являются выражением его авторского сознания. Цветовая палитра поэта весьма разнообразна: синий, розовый, белый, красный, золотой, голубой, зелёный, чёрный. В творчестве Есенина присутствуют цветообразы небесной сферы: небо, свет луны и солнца, закат, рассвет. Так же распространены цветообразы, представляющие растительный и животный мир. Картины и образы природы, рисуемые поэтом, часто яркие, красочные и «звучащие».

В большинстве своих произведений Сергей Есенин активно употребляет цветообозначения в качестве эпитетов. Такие цветообозначения позволяют живописно описать картину, которую представляет поэт в своём произведении, а так же передать, ощущения и чувства лирического героя. В данной работе мы обратимся к трем его излюбленных цветам: синему, голубому и золотому.

Золотой-это жёлто-оранжевый цвет. Во многих произведениях Есенина золотой цвет выступает как цвет осени, её главенствующий цвет:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду [1, с.47].

«Листва золотая» – данный образ является символом осени. Он отражает неповторимую красоту и лёгкость, которая видна в сравнении «словно бабочек лёгкая стая».

Сергей Александрович довольно часто использует метаморфические эпитеты, которые помогают ему создать неповторимый образ:

Не ругайтесь. Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова [1, с. 108].

Этот контекст позволяет рассмотреть цветообраз с нескольких сторон. С одной стороны, золотой цвет выступает здесь как описание цвета волос. С другой, данный метаморфический эпитет употреблён в значении «дорогой», «ценный», следовательно, цветообраз отражает превосходство и уникальность лирического героя, ведь золотой-это цвет могущества и величия.

Синий – это цвет неба, божественности и недосягаемости. Он символизирует вечность. Есенина восхищал этот цвет, это можно увидеть в строчках его произведения «Исповедь хулигана»:

Синий цвет, он такой синий.

В эту синь даже умереть не жаль [1,с. 102].

Поэт делает акцент на этом цвете при помощи лексического повтора. Лирический герой желает раствориться в этом цвете, проникнуться им. Синий цвет создаёт особую атмосферу: он как будто не имеет конца, он затягивает и наводит на размышления, дарит герою покой, как бы окутывая его. Есенин так же усиливает данный цветовой образ при помощи существительного «синь», которое обозначает конкретный цветовой признак. Данный субстантив несёт в себе цветовой признак и значение предметности, что усиливает цветовой эффект.

Образ «синего лебедя» в одном из произведений Есенина имеет отрицательную семантику:

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

Чудотворные мощи

Он принёс на крылах [1, с. 47].

Синий цвет в данном контексте близок к чёрному. Он взаимодействует с чёрным пространством, с беспросветной тьмой — с мраком. А «мрак» является отсылкой к чёрному цвету, который так же несёт в себе отрицательную семантику, так как является самым негативным из всех цветов.

Каждый цвет у Есенина имеет определённый смысл. Он способен вызывать ощущения и представления,тем самым создавая целостный образ лирического героя. Существует модель «различения» эмоций, которая свидетельствует о существовании эмоциональных эталонов цветовых ощущений в лирике Есенина. Соотношение цвета и эмоций прослеживаются в его поэзии на двух уровнях. Одним из таких уровней является уровень предметных чувств. Он отражает «опредмеченные эмоции», такие как любовь, восхищение, отвращение, сострадание и т. д. Семантика определяется трансформацией цветов в чувства. Вот так Есенин передает свое восхищение и любовь к родине:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть [1, с. 93].

Он использует голубой цвет и сочетает его с таким понятием, с которым в реальном мире он ассоциироваться не мог. Голубой цвет – это светло синий цвет неба. Этот цвет символизирует чистоту, нежность, безупречность, возвышенность. Окрашивая Русь в этот цвет, поэт передает романтичность, как бы противопоставляя обыденному её изображению. Данный цветообраз отражает святость Руси, из которой Есенин черпает силы и вдохновение.

Еще один уровень соотношения цвета и эмоций – уровень эмоционального состояния лирического героя: покой, возбуждение, эйфория, напряжение, депрессия. Цвет может иметь маскирующие и демаскирующие, то есть разоблачающие лирического героя функции [2]. Возьмём за основу строчки из стихотворения Есенина «Я усталым таким еще не был»:

Не больна мне ничья измена,

И не радует лёгкость побед-

Тех волос золотое сено-

Превращается в серый цвет [1, с. 202].

Семантика уровня выявляется ассоциациями цветов и человеческих настроений. Серый – цвет пепла, дыма. Этот цвет получается из смешения двух основных цветов: чёрного и белого. В данном контексте серый цвет отражает безразличие, тоску и болезненное состояние души лирического героя. Так же серый цвет связан в этом произведении с еще одним цветом-золотым. Насыщенный, яркий, величественный золотой цвет превращается в тусклый и безжизненный серый. Это свидетельствует об угасании чувств поэта, о его внутреннем «увядании».

Еще один пример этого уровня, можно рассмотреть в поэме Есенина «Чёрный человек»:

Черный человек

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек

Черный, черный... [1, с. 303].

На протяжении всей поэмы автор использует чёрный цвет. Чёрный – это цвет сажи, угля, является самым тёмным из всех цветов. Поскольку этот цвет поглощает все другие цвета, он имеет негативное значение. Чёрный цвет ассоциируется со страданием, печалью, страхом, безысходностью, внутренней душевной пустотой. В данном контексте цветообраз «чёрный человек» является отражением всех отрицательных качеств героя. Этот образ отражает болезнь души, которая не даёт покоя лирическому герою, подавляет, вводит его в состояние затянувшейся депрессии [5].

Следующий цвет – белый. В произведениях последних лет своей жизни Есенин часто использует этот цвет, рассмотрим это на примере стихотворения «Снежная равнина, белая луна»:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? [1, с. 214].

Белый – это цвет снега и мела. Этот цвет включает в себя все цвета спектра. Он весьма противоречивый: с одной стороны он символизирует чистоту, невинность, а с другой траур, смерть. Цветообразы «снежная равнина» и «белая луна», в которых цвет выполняет не только изобразительную и предметную функцию, но и отражает внутреннее состояние лирического героя. Так, цвет создает внутреннюю драматургию действия [2].

Следующий цветообраз, который несёт в себе отрицательную семантику, это «саван». Он является отсылкой к белому цвету. Саван-это одеяние из белой ткани для покойников. Этот образ олицетворяет собой неизбежность смерти, тем самым предавая произведению ещё большую трагичность [7].

Таким образом, цветообразов поэзии Есенина динамичен, «живёт» только в художественном тексте. Изучение функционирования цветообраза в конкретных произведениях даёт интереснейший материал об особенностях той или иной национальной культуры [2]. Цвет как художественное явление обусловлен творческими принципами поэта, его мировоззрением, что находит воплощение в стиле. Цвет может служить основанием для установления стойких смысловых и поэтических схождений между совершенно разными художественными индивидуальностями [6].

Литература:

  1. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература». 1976.-317 с.
  2. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  3. Стефанов С. И. Названия цвета и его оттенков. Толковый словарь-справочкник.– Л., 2015.-248 с
  4. Кокорин С. А. Свето- и цветообозначение в поэтическом творчестве С. А. Есенина // Автореферат Дисс. на соис.уч.ст. к фил.н. –Челябинск.,2012.-135 с.
  5. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. С.78–97.
  6. Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологи. 2014. № 3. — С. 98- 102.
  7. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle