Библиографическое описание:

Костюк Г. А. Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 783-784.



Устное народное творчество — первые и блестящие попытки

русской народной педагогики, и никто не может состязаться

с педагогическим гением народа.

К. Д. Ушинский

Духовно-нравственное направление является значимым звеном в общей системе воспитательно-образовательной деятельности школы. Одним из средств духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы является устное народное творчество.

Фольклор — уникальная самобытная культура наших предков и осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучать его традиции, усваивать морально-нравственные нормы поведения в обществе.

Произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую народную мудрость, легкость осознания, простоту запоминания и отсутствие навязчивых поучений.

Фольклорный материал для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбирается с учетом их возрастных и психофизических возможностей. Самыми доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, считалки, пословицы, поговорки, короткие сказки.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации обучающихся к школе. Правильно подобранные потешки помогают воспитателю установить с ними контакт, пробудить чувство симпатии, так как их ласковый говорок, выражает заботу и нежность. Потешки воспитывают дружелюбие, доброжелательность.

Только после того, когда будет установлен эмоциональный контакт и создана положительная атмосфера в классе, можно развивать представления обучающихся о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, дружбе, представления о правилах поведения. Этим нравственным категориям посвящена большая часть пословиц и поговорок. Их называют жемчужиной народного творчества, так как они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития младших школьников и оказывают воздействие не только на разум, но и на их чувства. Названные жанры обучают детей в игровой форме и без излишней назидательности. Поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Каждый жанр русского народного творчества — кладезь народной мудрости. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности обучающихся начальной школы с ОВЗ являются сказки. Из них дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

Сказки способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказкам ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказки — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказки — творение народа, они воздействует на душу ребенка. В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, их быт. Из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки — это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Младшие школьники осмысленно воспринимают сказки, понимают, что сказки не только развлекают, но и учат, наставляют, убеждают в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Дети воспринимают сказку как реальность, поэтому она оказывает огромное влияние на формирование их нравственности.

Нельзя не сказать о считалках. Они так же помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств. Считалки — это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости, честный жребий. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.

В заключение хочется сказать, что народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей с ОВЗ к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

Литература:

  1. Акинин В. П. К мудрости ступенька: о русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие / И. Г. Гаврилова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2010.
  3. www.maam.ru/obrazoanie/nachalnye-klass
  4. http://infourok.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle