Библиографическое описание:

Худайбергенов А. А. Проблемы национально-государственного суверенитета в условиях политической глобализации // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 659-662.



Понятие национально-государственного суверенитета является одним из центральных в политической теории. Будучи особым свойством государственной власти, данный институт отражает её верховное и независимое положение в системе политической организации общества. Суверенитет в качестве научного понятия и политико-правового принципа был впервые использован для обоснования верховенства и полновластия государства в XVI веке Жаном Боденом. Исторически суверенитет характеризуется следующими признаками. Во-первых, суверенное государство обладает высшей политической властью и монополией на легитимное применение силы в рамках его территории для защиты власти на внутреннем уровне и для недопущения внешнего вмешательства. Во-вторых, государство формирует свой внешнеполитический выбор и регулирует движение через свои границы.

Однако в середине XX века в мире под влиянием политической глобализации институт национально-государственного суверенитета начинает претерпевать некоторую трансформацию. Одним из важных аспектов глобализации считается процесс экономического объединения, перехода национальных экономик к мировой, развития всемирных финансовых потоков, универсализации экономического пространства. С радикальной трансформацией мировой экономики связывают изменения происходящие с государством: не представляется возможным «закрыть» государственную территорию от других, границы между государствами становятся все прозрачнее, национальным правительствам становится всё труднее контролировать потоки людей, товаров, услуг, денег и информации. Следовательно, пунктирные границы на экономической карте мира заметно отличаются от четких административно-государственных «традиционных» границ.

Со второй половины прошлого века многие страны начинают добровольно ограничивать себя в, казалось бы, наиболее суверенных вещах. Среди них: право устанавливать пошлины и налоги и определять их размеры; запрещать и поощрять ввоз и вывоз товаров (капиталов) и какие-то виды деятельности; печатать деньги; устанавливать правила содержания заключенных; провозглашать или ограничивать те или иные политические свободы; фундаментальные правила выборов, а также еще масса других важных вещей.

В конце концов, главное в суверенитете: право войны и мира — под международным контролем. И все это, безусловно, означает, что внутренние дела государства, в которые никто не вмешивается и которые регулируются только национальным правом и условиями, сужаются, а международное или союзное право расширяется.

Развивая положения теорий постиндустриального и информационного общества, теория глобализации показала неоднозначность и противоречивость процессов, протекающих в современном мире. С одной стороны, налицо качественная трансформация современной цивилизации, усиление взаимозависимости стран и народов, которое является следствием глубоких интеграционных процессов, с другой — обострение противоречий на национальной, религиозной и культурной почве, эскалация сепаратистских настроений, расшатывающие целостность суверенных государств.

Фундаментальные изменения захватывают всю сферу социально-политических отношений, которая вынуждена подстраиваться под новые реалии. Все большее значение и актуальность приобретает вопрос об эволюции роли государств и их взаимоотношений в стремительно меняющемся мире. Мнения исследователей в этом вопросе расходятся кардинально: от картины полной гомогенизации мира под знаменем распространившейся повсеместно западной либерально-демократической модели, до глобальной дифференциации и столкновения цивилизаций [3].

В современном мире государства всё в большей степени вынуждены поступаться частью своих прерогатив, будучи ограниченными в принятии тех или иных политических решений. Главным, с точки зрения проблемы государственного суверенитета, следствием процессов глобализации является противоречие между нарастающей экономической и политической взаимозависимостью стран и народов, с одной стороны, и сохранением за государством права самостоятельно и по своему усмотрению решать собственные проблемы — с другой. Следствием этого процесса является утрата государством ряда своих функций на международной арене и появление на ней большого числа новых факторов — межправительственных международных организаций, принимающих на себя ряд функций, делегируемых им отдельными государствами, что фактически ограничивает внешний суверенитет последних.

Многие международные проблемы перешли в глобальное измерение, и государство уже не может справиться с ними в одиночку, а включенность в систему мирохозяйственных связей, принимающих ныне глобальный характер, не позволяет малым государствам в полной мере реализовать свой суверенитет — что вызывает объективную необходимость государств к интеграции, к созданию экономических, военно-политических и региональных блоков и союзов.

Таким образом, влияние политической глобализации на суверенитет государств приводит к следующим результатам:

 появление на политической сцене новых мощных политических субъектов, таких как ТНК[1] и неправительственные организации, международные организации и международный капитал, вынуждает потесниться традиционных субъектов политики;

 политическая глобализация ведёт к заметному укреплению основ международного права, что также имеет эффектом частичную утрату правового суверенитета государств на своей территории;

 проблема безопасности не является больше исключительной проблемой национальных государств, проблема рационального распределения и расходования земных ресурсов выходит за пределы их компетенции.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о том, кому будет принадлежать политическая власть в будущем, кто будет управлять глобализированным обществом и кому будет дано право вмешательства в дела независимых государств. Сохранит ли государство свой национальный и территориальный суверенитет и свои полномочия главного фактора в международных отношениях, или делегирует их новым властным структурам; кому будет принадлежать верховная власть в XXI веке — эти вопросы приобретают сегодня особую актуальность в связи с обострением обстановки в мире, усилением угрозы терроризма и нерешенностью глобальных проблем стоящих перед человечеством.

Таким образом, изучение тенденций трансформации суверенного государства в условиях политической глобализации, чрезвычайно важно, поскольку эти процессы напрямую затрагивают судьбы всего человечества.

С началом демократических преобразований в Узбекистане её стратегическим курсом остаётся активное участие в процессах интеграции и либерализации мировой экономики. Президент И. А. Каримов неоднократно подчёркивал приверженность руководства страны дальнейшей интеграции экономики страны в мировое хозяйство и рационального участия в международном разделении труда. И вместе с тем, постоянно отмечал, что «в нынешних условиях, когда на международной арене сталкиваются различные политические интересы, только тот народ, который имеет собственное мнение, твёрдую жизненную позицию, становится непоколебимой силой, способной построить будущее своими руками, своим интеллектуальным потенциалом» [1].

Литература:

  1. Каримов И. А. Человек, его права и свободы — высшая ценностьXIV том. Т., 2007.
  2. Фукуяма Ф. Конец истории? — М., 1989.
  3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис, 1994. № 1.

[1] Под «транснациональной корпорацией» (ТНК) понимается компания или предприятие, работающее в нескольких странах и имеющее 25% и более производственных мощностей вне страны происхождения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle