Библиографическое описание:

Фатерова О. Н., Пигарева Г. В. Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 99-101.



В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, коммуникативная деятельность.

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику. Но часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативного опыта ребёнка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий статус в группе сверстников. Причина кроется в несформированности коммуникативной деятельности ребёнка.

С переходом в дошкольный возраст, когда в психике ребёнка происходят изменения, получившие название «кризиса трёх лет», коренным образом меняется вся система его отношения к окружающему миру, прежде всего к людям. Если в раннем детстве ребёнок с наибольшем интересом наблюдал, исследовал окружающие предметы, познавал их функциональные свойства, то в посткризисный период, приоритеты в структуре восприятия мира становятся иными. На первый план выдвигается интерес к жизни окружающих его людей, их занятиям. Другими словами, если до кризиса содержание общения ребёнка определялось предметной средой, то потом предметный план уступает первенство социальному. Поэтому и ведущей деятельностью дошкольного детства становится игра. Теперь главным объектом восприятия, пристального наблюдения и исследования становится мир людей. Начинается пора активного социального взросления. Ребёнок не только наблюдает за внешними проявлениями и действиями окружающих взрослых, но, что чрезвычайно важно, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения.

Коллектив детского сада «Золотой петушок» рассматривает образовательное пространство детского сада как социокультурную нишу, где педагоги помогают детям познать себя и окружающее в непринуждённой игровой обстановке. Предметно-развивающая среда, созданная педагогами призвана развивать коммуникативную деятельность ребёнка, совершенствовать её. Материалы и оборудование подобраны в соответствии с ФГОС и носят полифункциональный характер и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы. Все виды совместной деятельности взрослого и ребёнка взаимопроникают друг в друга и создают единую интегрированную область, где непременно присутствует коммуникация. Для коммуникативной деятельности ребёнка созданы условия, отражающиеся в окружающем ребёнка пространстве.

Для чтения художественной литературы в группах созданы книжные уголки, где собраны книги разного жанра, различной тематики в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Книжный уголок постоянно обновляется в соответствии с тематической неделей. Здесь обязательно присутствуют знакомые детям произведения, по иллюстрациям которых ребёнок может рассказать содержание кукле или мишке. При отборе содержания книжного уголка, учитывается гендерная специфика: есть, например, книги для мальчиков, по которым они учатся смелости, мужеству, качествам, которым должен обладать мужчина. Благодаря программе «Вместе с книгой мы растём» еженедельно детский сад посещает детская районная библиотека. Библиотекари приносят книги, устраивают интерактивные программы по презентации детских книг и авторов. Все дети являются читателями библиотеки. Они имеют возможность выбрать книгу и унести её домой для совместного чтения с родителями. Учитывая специфику возраста детей, кроме книг в книжном уголке есть игрушки и предметы заменители, для того, чтобы ребёнок тут же мог обыграть понравившийся эпизод, одновременно познавая азы устной разговорной речи.

Очень разнообразны в группах уголки театрализованной деятельности. Это разные виды настольных театров с набором игровых персонажей, самодельный вязаный пальчиковый театр, театр на палочке, театр бибабо, маски-шапочки, уголок ряженья. Имеются ширмы. Всё это расположено на уровне глаз ребёнка и доступно для самостоятельной деятельности. Имеется музыкальный центр и набор дисков с музыкой и сказками с учетом возраста детей. Театральные атрибуты имеют полифункциональное значение: помогают в интеграции образовательных областей, в коммуникативной деятельности. Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевыми играми, с музыкально-художественной деятельностью.

В настоящее время в теории и практике всё чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, инициативности, эмоциональности, креативности, способности к творчеству. Для воспитания этих качеств педагоги создали ростовые платковые куклы. Они являются не только информационным, но и эмоционально-практическим источником радости, открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения кукол в деятельность детей является принцип партнёрства, сотрудничества, диалога взрослого с детьми. Педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребёнком. Кукла в руках педагога помогает вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Куклы используются воспитателем в организованной совместной деятельности с детьми, а также в повседневной жизни. Для организации таких режимных моментов, как умывание, кормление, одевание. (кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить, помочь и т.п.). С помощью платковой куклы организуются развлечения, сюжетно-ролевые игры. Их можно использовать в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой, самостоятельной деятельности, на прогулках, экскурсиях, на вечере развлечений. Самодельная платковая кукла находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все, кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесёт она детям и взрослым.

К созданию предметно развивающей среды, направленной на коммуникативность и чтение художественной литературы воспитатели подходят творчески, учитывая возраст детей, площадь групповой комнаты, количество детей. Размещение оборудования по секторам позволяет ребятам объединяться подгруппами, реализовывать свои творческие задумки, делиться впечатлениями, творчески осваивать новые способы деятельности: игровые замыслы, диалоги главных героев совместной игры.

С детьми младшего возраста ведётся совместная с взрослым игровая деятельность: подражание взрослому, называние ребенком игровых атрибутов, использование “звучащих игрушек”, которые сначала вызывают слуховое, а затем зрительное сосредоточение. Комментирование педагогом действий малыша с предметами необходимо для развития у детей пассивной и активной речи. В этом возрасте игровое взаимодействие детей строится на основе обладания той или иной игрушкой: чем младше дети, тем больше одинаковых игрушек в группе. Интересно проходят игры с использованием ширмы: кто спрятался, чьи это ушки, кто может так говорить и т.д. Помимо этого ширмы позволяют детям отгородиться от внешней среды, дают возможность побыть в одиночестве, почувствовать себя в безопасности при повышенной тревожности. Для стимулирования речевой деятельности детей 2-3 лет воспитатели используют фотографии детей и их близких, вопросы: “Кто это на фотографии? Как зовут папу, маму?”. Многие дети начинают с удовольствием рассказывать о своих близких. Для этого в эти группах воспитатели организовывают фотовыставки

В старшем возрасте у ребят значительно обогащается среда, усложняются отношения внутри группы. В игре дети могут просить у своих сверстников недостающие предметы – накапливается опыт коммуникативного общения. В группе для развития речи имеются игрушечные телефоны, чтобы ребята могли переговариваться друг с другом, учиться строить разнообразные речевые обороты. Интересны задания по рассматриванию иллюстраций книг, сюжетных картин. Просим детей: “Найди и расскажи, а все остальные заметили – промолчи” – формируем навыки активного слушания друг друга, развития произвольности. В свободном доступе ребят размещены материалы, способствующие овладению чтением, письмом: печатные буквы, кубики с буквами, книги с крупным шрифтом, карандаши, листы бумаги.В групповых комнатах созданы условия для моделирования. Оно начинается с замещения одних реальных объектов другими условными. В качестве таких заместителей используются бумажные, геометрические фигуры (круги, квадраты и т.д.), различающиеся по цвету и по величине. Замещение основывается на каком-либо различии между героями. Это может быть различия по цвету (крокодил будет изображаться зеленым кружком, солнце – желтым), по величине (слон – большой кружок, мышка – маленький кружок).

Для обогащения речи ребенка, развития его коммуникативных навыков можно предложить игру “Какой? Какая?”. Взрослый называет предмет, например “машина”. Малыш должен дать как можно больше определений, описывающих ее свойства.

Таким образом, организация насыщенной, разнообразной предметно-развивающей среды в современном дошкольном учреждении является одним их необходимых компонентов для формирования и развития коммуникативной сферы каждого участника педагогического процесса.

Литература:

  1. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ\ под ред. Н.В. Микляевой – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Л.А. Венгер, А.Л. Венгер Домашняя школа мышления – М.: Дрофа, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle