Библиографическое описание:

Мирсаякова В. А. Значение туризма в мировой экономике // Молодой ученый. — 2016. — №5.5. — С. 17-19.



Туризм вошел в XXI век как самый стабильный развивающийся сектор экономики, став одной из крупнейших и динамичных от­раслей международной торговли услугами. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различ­ные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

В период с 2000 года по 2010 год объем поступлений от международного туризма почти удвоился – с 482 млрд. долларов. Так, средние темпы роста международных туристских посещений составили 4,2 % до 2010 года, и, ожидаются не менее 4,5 % в период с 2010 по 2020 год.

На рисунке 1 представлены основные факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. В ее основу положены следующие критерии:

- технико-экономические предпосылки;

- социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:

1) до начала XIX века предыстория туризма;

2) начало XIX века начало XX века – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3) начало XX века - до Второй мировой войны начало становления социального туризма;

4) после Второй мировой войны современный этап массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством [1].

Рис. 1 - Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

На четвертом этапе развития происходит постоянное увеличение его роли в мировой хозяйственной системе.

В мировой экономике важной и неотъемлемой частью является – туризм. Доля туризма в мировом ВВП составляет около 9% и около 30% в мировом, экспорте услуг 6% от объема мировой торговли, - эти данные взяты по материалам Международной туристической организации. В области туризма работает более 235 млн. человек или каждый 12 работник. В 2013 году услугами туристической отрасли воспользовалось около 983 млн. международных туристов, в 2014 году их количество превысило 1 млрд. человек. Общий товарооборот мирового туризма в 2015 году составил 1200 млрд. долл. США (в 2014 году - 1030 млрд. долл. США) [2].

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям косвенный доход туристической отрасли в 2014 году составил 3 трлн. долл. США, а опосредованный доход составил 22800 млрд. долл. США. Доходы от туристической отрасли в 2014 году превысили доходы от автомобильной промышленности. Количество работающих в области превысила 260 млн. человек. [3].

За последние 20 лет туристические потоки в мире выросли почти в 2,2 раза, с 435 млн. человек в 1990 году до 675 млн. человек в 2000 году и 940 человек в 2010 году. В 2014 году по данным ЮНВТО в мире путешествовало более триллиона человек. Все указанные факторы сделали туристическую сферу одной из основных отраслей, влияет на общее состояние и тенденции мировой экономики. Соответственно возросло внимание к туризму со стороны мировых организаций.

Лидеры стран G20 в декларации по итогам ежегодной встречи в 2014 году, признали «важность индустрии путешествий и туризма как средства создания рабочих мест, обеспечения экономического роста и развития» и взяли на себя обязательства «разрабатывать инициативы для облегчения поездок, что будет способствовать созданию рабочих мест, обеспечения достойной работы, сокращение масштабов бедности и обеспечения глобального экономического роста» [4].

«В условиях нынешней экономической неопределенности туризм является одним из немногих секторов экономики в мире, который активно развивается, стимулирует экономический прогресс как в развивающихся, так и развитых странах и, что еще более важно, создает столь необходимые рабочие места», - заявил Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи, открывая Глобальный форум экономики туризма.

В 2007 году Всемирный экономический форум ввел анализ мировой туристической отрасли и расчет индекса конкурентоспособности туризма и путешествий, позволяет оценить конкурентоспособность туристической отрасли отдельных стран мира. Каждый год растет количество стран представленных в рейтинге Всемирного экономического форума, так в 2007 году оценивалась туристическая конкурентоспособность 124 стран, в 2013 году в рейтинг попало уже 139 стран, что свидетельствует о растущей популярности и важности данного рейтинга.

В итоге можно сделать вывод, что туризм превращается в одну из приоритетных сфер в мировой экономике, вызывает как развитие отдельных отраслей, так и социально-экономическое развитие целых стран. В некоторых странах туристическая отрасль формирует большую часть национального богатства государства.

Кроме того, международный туризм оказывает значительное влияние на мировой ВВП. Так, согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туризм числится в первых пяти позициях общего экспорта 80 % стран мира, особенно Европы, Среднего Востока и США.

В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими.

К странам поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

По количеству прибытий и доходам от международного туризма Всемирная туристская организация ежегодно составляет рейтинг десяти лидирующих стран.

Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.

Прогнозы показывают, что в 2016 году число людей, работающих в туризме, составит 8,6 % всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест во всей стране.

Социально-экономическое значение данного сектора подчеркивается вкладом туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест.

Развитие международного и внутреннего туризма оказывает стимулирующее влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне.

В общем числе туристических поездок в мире, 60 % составляют поездки в связи с отдыхом, 30 % – деловые поездки.

Согласно прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать.

Литература:

1 Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 2014. – 160с.

2 Travel and tourism is the second largest US services export “Travel Business Roundtable”. − www.tbr.org.

3 Зеленая Л.Г. Кластеры как современный инструмент повышения конкурентоспособности региона // Валихановские чтения-10: Матер.междунар. науч.-практ. конф. – Том 7. – Кокшетау: КГУ им. Ш.Уалиханова, 2014. – С. 3-6.

4 Дюсенбеков З., Шнитковски А. Потенциал земельных ресурсов –основной элемент развития кластеров в разных отраслях экономики(Земельный кадастр) // Кластерно-индустриальное развитиеагропроизводства: основные проблемы и перспективные направления:Междунар.науч.-практ. конф. – http://kef.kz.

Основные термины (генерируются автоматически): международного туризма, туристической отрасли, развитие туризма, развития туризма, рабочих мест, Периодизация развития туризма, истории развития туризма, форум экономики туризма, становления социального туризма, целевые функции туризма, международного туризма Всемирная, начало xx века, развитие международного туризма, предыстория туризма, товарооборот мирового туризма, индекса конкурентоспособности туризма, Второй мировой войны, области туризма, Доля туризма, вкладом туризма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle