Библиографическое описание:

Лобанова Е. Е. Риски, рассматриваемые при разработке бизнес-плана магазина автозапчастей, и их страхование // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 364-367.



Любой молодой предприниматель, начиная свою деятельность, осознает, что ведение бизнеса — это всегда рисковое занятие. Любой новый бизнес начинается с бизнес-плана, в котором кроме всего прочего рассматриваются риски, которые могут повлиять на этот бизнес, степень их воздействия, а также методы и меры предостережения и избегания этих рисков.

Ключевые слова: риски, бизнес-план, бизнес, индивидуальный предприниматель, автозапчасти, техногенные, природные, профессиональные, финансовые и коммерческие риски, смешанные риски, предпринимательские риски, страхование.

При разработке любого бизнес-плана необходимо учитывать риски, которые могут угрожать деятельности предприятия в той или иной сфере существования.

В результате анализа многочисленных определений понятия «риск» было определено, что для рисковой ситуации могут быть характерны такие основные моменты, как:

 случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;

 наличие альтернативных решений;

 возможность определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

 вероятность возникновения убытков;

 вероятность получения дополнительной прибыли.

Соответственно, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с их ожидаемой величиной, ориентированной на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. [1]

Для выявления влияния рисков на предприятие была составлена классификация рисков (таблица 1).

Таблица 1

Классификация предпринимательских рисков

Тип

Вид

Описание

Источники возникновения рисков

Риск, связанный с хозяйственной деятельностью

Риск, связанный с личностью предпринимателя

Предприниматель — известная личность;

Предприниматель — неизвестная личность

Риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды

По сфере возникновения

Внешние

Нельзя оказать влияние, но есть возможность предвидеть

Внутренние

В случае неэффективной работы, ошибок, злоупотреблений

По уровню принятия решений

Макроэкономический (глобальный)

Риск на уровне отдельных фирм (локальный)

По длительности во времени

Кратковременные

Конкретный известный отрезок времени

Постоянные

Непрерывно угрожающие риски

По степени влияния на предприятие

Допустимый

Полная потеря прибыли

Критический

Связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки

Катастрофический

Потери, приводящие к ликвидации предприятия

По степени правомерности

Правомерный (оправданный)

Неправомерный (неоправданный)

Рассмотрев все эти риски, можно выделить те, которые повлияют на работу будущего магазина автозапчастей, поэтому их необходимо учитывать при разработке бизнес-плана этого магазина. Риски, влияющие на работу магазина автозапчастей, были раскрыты в таблице 2.

Таблица 2

Оценка рисков будущего магазина автозапчастей

Виды риска

Описание

Степень воздействия

Меры по снижению риска

Техногенные риски

Короткое замыкание

9

Предохранители на розетках и счетчике

Природные риски

Сильный ветер

6

Укрепление крыши, вывески

Смешанные риски

Потеря денежных счетов; порча или потеря имущества

5

Страхование бизнеса

Предпринимательские риски

Отсутствие или недостаточное

9

Поддержание высокого уровня качества товара, постоянного внедрения скидок

наличие спроса

для постоянных клиентов и расширение списка ассортимента, активная рекламная деятельность

Профессиональные риски

Вероятность повреждения здоровья сотрудника

4

Повышение прозрачности деятельности сотрудников магазина, и слежение за выполнением ими их профессиональных

обязанностей. Система бонусов и поощрений за успешную деятельность

Финансовые и коммерческие риски

Ненадежные поставщики

6

Подписание долгосрочных договоров с поставщиками, постоянное отслеживание экономической ситуации и успешное ведение рекламной компании

Итого

39

Выше среднего

На будущий магазин автозапчастей будут влиять такие риски, как: техногенные, природные, смешанные, предпринимательские, профессиональные и финансовые. Самое высокое влияние будут иметь техногенные и предпринимательские риски. Степень воздействия всех выбранных рисков на предприятия составляет 39 из 60, а это значит, что возможность ликвидации предприятия выше среднего, следовательно, нужно быть внимательными и застраховать свой бизнес, то есть оформить страховой полис.

Техногенный риск — выражает вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. [2]

Под предпринимательским риском понимается опасность потенциально возможной потери ресурсов, возникающей при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией. [3]

Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, а именно снижения прибыли, доходов, потери капитала в ситуации неопределенности условий финансовой деятельности организации.

Финансовые риски подразделяются на три вида:

а) риски, связанные с покупательной способностью денег;

б) риски, связанные с вложением капитала;

в) риски, связанные с формой организации хозяйственной деятельности организации.

К рискам, возникающим в работе магазинов автозапчастей относятся чаще всего риски из последней группы. [4]

Из первой группы, на магазины автозапчастей могут повлиять дефляционные риски. Это риски того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Самым существенным риском выделяет дефицит автозапчастей. Большое количество длительных и дружеских договоров с поставщиками и производителями помогут максимально снизить вероятность наступления этого риска, а так же заключать выгодные договора, минимизируя сроки и стоимость.

На 10 открывшихся приходится 6 закрывающихся магазинов автозапчастей. В связи с этим было проведено исследование, выявляющее, из-за чего чаще всего ликвидируются такие магазины.

Рис. 1. Факторы, из-за которых ликвидируются новые салоны красоты

Страхование магазина является важным — особенно для торговых компаний малого бизнеса, собирающихся брать кредит под залог своей недвижимости или товарно-материальных ценностей.

В результате проведенного исследования,. были получены данные из нескольких страховых компаний. Стало ясно, что чаще всего страхуют предприниматели малого бизнеса. имеющие магазины розничной торговли:

а) здание, помещение;

б) складское/магазинное оборудование, техника, оргтехника;

в) товарно-материальные ценности;

г) витрины, вывески;

д) риск убытков от перерыва в работе;

е) риск фатальных ошибок персонала, приводящих к крупным повреждениям.

Почти всегда страхователи выбирают первые три пункта, реже первые пять.

Магазин автозапчастей следует страховать по первому, третьему, четвертому и шестому пунктам. По последнему пункту страхуют реже всего, поэтому, если случится пожар по вине персонала, то страховые компании отказывают в выплате страховой суммы.

Список основных рисков для торгового имущества мало зависит от его категории:

 пожары (в том числе повреждения от дыма, копоти, средств пожаротушения);

 хищения;

 залив водой вследствие поломки водных коммуникаций;

 прочие противоправные действия третьих лиц;

 природные стихийные явления;

 наезд транспортного средства или падение летательного аппарата.

Специалисты страховых компаний советуют начинающим страхователям не спешить с оформлением «самого простого и самого дешевого» полиса на весь свой товарный ряд, а потратить некоторое время на выяснение нюансов и приобрести полисы с разными рисками для каждой группы товара. При наступлении страхового случая урегулировать убытки договора, подробно расписанного на каждый тип товара, можно намного быстрее и эффективнее. [5]

Литература:

  1. Предпринимательские риски. Center-YF. http://center-yf.ru/data/ip/Predprinimatelsk ie-riski.php.
  2. Финансовые риски. Бизнес, инвестиции, право. http://www.bibliotekar.ru/finance-7/35.htm.
  3. Как страховать склад или магазин. Finforum. http://finforum.org/page/index. html/_/bank-sektor/kak-zastrahovat-sklad-ili-magazin-r44056.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle