Библиографическое описание:

Рудакова Ю. Е. Социально-исторические предпосылки формирования и развития молодёжных парламентов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 588-592.



В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт функционирования института молодёжного парламентаризма. Становление его началось около ста лет назад в США. Молодёжный парламентаризм представляет собой форму участия молодёжи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений и в создании таким путём определённых условий для политической социализации молодёжи.

Ключевые слова:молодёжь, политическая социализация, молодёжный парламент, политическое участие, политическая активность.

Анализ опыта молодёжной политики свидетельствует о том, что в этой области наблюдается тенденция повышения участия самой молодёжи в общественной жизни. Кроме того, актуализируются механизмы, способствующие вовлечению молодёжи в общественные процессы. Большое внимание уделяется институтам, посредством которых молодёжь может повлиять на решение собственных проблем, приобщиться к демократическим ценностям и процессу становления гражданского общества.

Молодёжный парламентаризм является одним из таких институтов.

В России молодёжный парламентаризм развивается около 20 лет, параллельно с процессом становления гражданского общества. На международном уровне процесс становления молодёжного парламентаризма можно проследить в течение 100 лет [1, с.45].

В мировой практике зачатки развития молодёжного парламентаризма можно увидеть В США уже в XX веке. В 1910 году в городе Сент-Луис Генри Гиссенбаером и его товарищами был создан клуб «Геркуланум», члены которого позднее, в 1915 году, включились в решение гражданских проблем. В результате этого была сформирована «Гражданская ассоциация» в составе 33 человек, которая, с течение времени стала расширяться и расти в своём составе с целью решения общественных вопросов. В связи с расширением и включением в состав новых элементов, организация была переименована в Молодёжную торговую палату Сент-Луиса. В результате, В США появилось 29 клубов, которые образовали Молодёжную торговую палату США.

Так, Молодёжная палата США, послужила импульсом для создания Молодёжных палат и вне США. В 1928 году молодёжной палатой заинтересовалась Англия. В 1940 году молодёжная палата США утвердила программу отношений со странами Центральной и Южной Америки. Молодёжные палаты были учреждены в Мексике, Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе, Никарагуа, Коста-Рике и Панаме в 1943 году. [2, с. 60]

К 1944 году молодёжный парламентаризм стал выходить на международный уровень. Международная молодёжная палата на тот момент была сформирована из таких стран, как Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама и США.

В 1946 году в Панаме был проведен Первый Всемирный конгресс Международной палаты в составе 16 стран, на котором была принята временная Конституция Молодёжной палаты.

На сегодняшний день состав Международной молодёжной палаты представляет собой объединение более 500 тысяч молодых людей, которые представляют более 9 тысяч местных организаций из 132 стран мира.

Молодёжная палата является ассоциированным членом ООН и осуществляет совместные программы с такими организациями, как Международная торговая палата, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, а также сотрудничает с Международной ассоциацией студентов в экономике и управлении, с Всемирной организацией здравоохранения, с Межамериканским фондом и Европарламентом [3, с. 81].

Основной целью Международной Молодёжной палаты является активизация международного молодёжного движения, развитие лидерских качеств молодых людей, социальной ответственности, товарищества, предпринимательства.

Таким образом, идея молодёжного парламентаризма в мире получила большое признание. Ежегодно проводятся встречи «Малой восьмёрки» лидеров молодёжных палат стран «Большой Восьмёрки». Эти встречи проводятся с 2000 года, в них принимают участие и представители Российской молодёжной палаты, которые стали полноправными членами молодёжной палаты с 1992 года.

В Европе самым главным субъектом реализации интересов молодого поколения является Европейский молодёжный парламент. Его целью является предоставление возможности молодым участникам накапливать позитивные практические знания в области политической деятельности и культуры, воспитывать правосознание, формировать твёрдую гражданскую позицию, навыки политической дискуссии и управления.

Европейский молодёжный парламентаризм представляет собой конференцию, на которой молодые люди имеют возможность свободно выражать свои мысли без какой-либо политической подоплёки. Это способствует развитию независимого мышления и личной инициативы. Так, на международном уровне происходит создание условий для общения между молодыми гражданскими лидерами европейских стран и активизации роста гражданских инициатив и развитие гражданского общества.

Европейский молодёжный парламент как образовательный проект был создан в 1987 году Молодёжным фондом Фонтебло (Оксфорд, Великобритания). Ежегодно проводятся три международные сессии по девять дней каждая с участием 250-300 студентов из 30 государств. Не менее четырёх стран имеют статус наблюдателя. Парламент открыт для участия всех обучающихся в Европейском сообществе. Популяризируется игровая форма обучения как неотъемлемая часть современной системы образования.

Деятельность Европейского молодёжного парламента на международном уровне осуществляется при поддержке национальных комитетов из разных государств. Национальный комитет в Москве был создан в 2004 году на базе Российского Университета Дружбы Народов. Национальные комитеты ежегодно проводят национальные сессии для отбора делегатов, которые представляют страну на международных сессиях.

В XX веке молодёжный парламентаризм стал более активно развиваться на европейском уровне, в связи с разработкой Европейской Хартии об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований. Этот документ был разработан с целью получения инструмента активизации молодёжи и её участия в жизни гражданского общества.

Самые главные принципы хартии заключались в том, что все области политики должны иметь молодёжную часть. В хартии перечисляются средства, способствующие участию молодёжи в политике с помощью информационных технологий и связи, а также участию молодёжи в неправительственных организациях и политических партиях. Последняя глава Хартии посвящена организационному участию молодёжи в местных и региональных делах. Особое внимание уделяется необходимости наличия «постоянных представительных структур», таких как молодёжные советы, молодёжные парламенты или молодёжные форумы. Важнейшими функциями молодёжных парламентов стали:

 предоставление возможности молодым людям делать предложения местным и региональным властям

 возможность диалога между молодёжью и органами власти по специальным вопросам.

При этом понятия молодёжных советов, молодёжных форумов, молодёжных парламентов практически не различались по причине того, что все они являлись механизмами, позволяющими молодёжи принимать участие в решении молодёжных проблем.

Хартия определяет молодёжный парламентаризм как форму молодёжного участия, которое является ключевым элементом во всех сферах общественной и гражданской жизни и не ограничено исключительно рамками политических процессов. Оно играет важнейшую роль в процессе становления демократии, а также приобретения опыта диалога между различными субъектами гражданского общества и формировании взаимоотношений между молодыми людьми, обществом и властью. Так же молодёжный парламентаризм способствует созданию возможностей для принятия молодыми людьми на себя ответственности за развитие общества. Диалог между действующими лицами разных уровней и возрастов в перспективе приводит к диалогу поколений и развитию общества через непосредственное участие молодёжи. На сегодняшний день молодёжные парламентские структуры созданы в большинстве стран Европы.

Основной целью молодёжных парламентов на европейском уровне является представление интересов и защита граждан на национальном уровне. Ежегодно проводятся форумы и конгрессы, посвящённые актуальным проблемам общественной жизни и участию в ней молодого поколения. Европейской комиссией поддерживается специальный интернет-портал, содержащий информацию по вопросам молодёжной политики, данные о молодёжных ассоциациях и участии молодёжи в политике, об образовании и возможности трудоустройства в странах ЕС. Основными целями этих медиа-ресурсов являются построение диалога и привлечение молодых граждан Европы к активному участию в политической, социально-экономической жизни общества.

Рассмотрим опыт работы молодёжного парламентаризма в некоторых европейских странах. Например, в Великобритании молодёжный парламентаризм развивается на уровне конкретных территорий. Молодёжный парламент Шотландии был основан в 1999 году. На сегодняшний день объединяет 200 молодых жителей Шотландии в возрасте от 14 до 25 лет. Основная цель — представление интересов и защита прав молодёжи на местном уровне. Поддерживается парламентом Шотландии. Активно действует детско-молодёжная парламентская ассамблея Уэльса. Её цель — защита прав детей и молодёжи Уэльса, представление интересов и прав детей и молодёжи в Правительственной ассамблее Уэльса, участие в принятии решений на местном уровне.

Одновременно действует и молодёжный парламент Соединённого Королевства Великобритании, образованный в 2001 году и имеющий статус общественной организации. Основная его цель — защита прав молодёжи, привлечение молодёжи к принятию решений на национальном уровне. В состав парламента входят представители молодёжи Северной Ирландии, Уэльса и Шотландии.

В современной Германии, в Земле Шлезвиг-Гольштейн, Молодёжный парламент собирается один раз в год, в конце ноября. Он состоит из 70 человек: от каждой делегации по два делегата. Делегаты избираются от самых различных организаций: Красного Креста, пожарных, социал-демократов, монархистов и т.д.

Избранные в парламент делегаты делятся на четыре рабочие группы:

 в области международной политической стратегии

 по проблемам окружающей среды

 по проблемам образования

 по внутренней политике.

В Польше молодёжный парламент формируется из числа активистов студенческих организаций его заседания проходят в Варшаве. Парламент состоит из 400 человек. В президиум Молодёжного парламента входят 17 человек, территориально располагающиеся в Министерстве образования в Варшаве [4, с. 92].

Опыт развития зарубежных стран показывает, что партнёрство государственных органов и молодёжи вошло в практику государственной молодёжной политики во многих странах Западной Европы. В странах же с развитой демократией, например, в Германии, молодёжные парламенты не стали серьёзными структурами, которые могли бы реально представлять интересы молодёжи. В большинстве своём созданные при органах государственной власти, они приобрели форму клубов, где политически активные молодые люди учатся парламентской культуре, основам политической деятельности, где молодёжь обсуждает актуальные вопросы общества с представителями государственной власти и местного самоуправления. Это говорит о том, что молодёжные парламенты являются своеобразной «школой жизни», которые подготавливают молодых людей к процессу вхождения во взрослую политическую жизнь, выступают механизмом политической адаптации для молодого человека. Наиболее важной задачей является включение молодёжи в реальные органы власти: представительные, исполнительные, где от голоса молодого человека будет зависеть принятое решение.

Такие страны, как Австралия, Новая Зеландия, Фиджи, Египет, находятся на стадии развития молодёжного парламентаризма. В них так же созданы парламентские структуры, которые объединяют общественно-активных молодых людей, руководителей молодёжных общественных объединений. Деятельность создающихся молодёжных парламентов сосредоточена на обсуждении реальных проблем, формировании переговорных площадок молодёжи и власти, реализации социально-значимых инициатив и обсуждении принимаемых законодательными органами власти нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодёжи [5, с. 103].

На постсоветском пространстве опыт развития молодёжного парламентаризма также имеет свою специфику. Молодёжные парламентские структуры созданы в Украине, Казахстане, Эстонии, Латвии, Армении, Азербайджане. Процессы демократизации и становления гражданского общества в постсоветских странах стимулировали их к принятию различных новшеств, а также проведению экспериментов в области демократии, к которым относится и молодёжный парламентаризм.

В республике Казахстан Молодёжный парламент начал функционировать в июле 2005 года. Во всех регионах Казахстана были проведены организационные курсы, на которых потенциальных кандидатов в Молодёжный парламент обучали избирательным технологиям. Кандидаты в Молодёжный парламент регистрировались в качестве кандидатов и собирали подписи в свою поддержку.

Свою работу Молодёжный парламент Казахстана начал с инициатив и продвижения законопроектов, отстаивающих права молодого поколения республики. Были внесены изменения и дополнен закон республики Казахстан «О государственной молодёжной политике», что является прямым примером деятельности молодёжной парламентской структуры как института гражданского общества [5, с. 114].

В Литве также был создан парламент студентов, главной задачей которого являлось представление интересов студентов перед правительством и Министерством образования. В университетах также происходит делегирование студентов, которые избирают парламент. В средних школах существуют школьные парламенты. Уполномоченный по правам учащихся может представлять интересы тех, кто ещё не достиг 18 лет.

В Азербайджане Молодёжный парламент был создан перед проходящими в стране выборами в 2006 году. Во многом это была поддержка властью инициативы молодёжи, желание властных структур не довести до «оранжевых революций» в Киргизии, Украине, Грузии.

На основе анализа практики зарубежных стран можно выделить следующие основные типы существования молодёжных парламентских структур:

  1. Молодёжные парламенты, созданные при органах законодательной (представительной) власти. Примером являются Молодёжные парламенты Новой Зеландии, Великобритании.
  2. Молодёжные парламенты и молодёжные правительства, созданные при органах исполнительной власти. Примером являются парламентские структуры Египта.
  3. Молодёжный парламент как социальная программа органов законодательной, исполнительной власти одного или нескольких молодёжных объединений (например, в Германии, Австрии).
  4. Молодёжный парламент — общественная организация (например, в Мексике, Австралии, Перу).

Зарубежный опыт показывает, что функция представительства, обозначенная как основная для института молодёжного парламентаризма, является не всегда определяющей, и даже не всегда реальной. Например, в Германии, молодёжные парламенты в основе своей представляют политические клубы по обсуждению актуальных общественных проблем. В Египте молодёжный парламент — это собрание молодёжных и детских общественных объединений страны.

Не в каждом молодёжном парламенте представлены интересы всех групп молодёжи, система формирования молодёжной парламентской структуры не всегда основывается на принципах выборности, чаще всего это делегирование или конкурс.

Необходимо говорить о том, что молодёжь имеет возможность реально представлять интересы своей возрастной группы в качестве депутатов представительных органов.

Молодёжный парламентаризм представляет собой форму участия молодёжи в социально-политических процессах. Его специфика состоит в имитации принятия политических решений структурой, не имеющий право на их принятие, в создании таким путём определённых условий для социализации молодёжи.

Литература:

  1. Европейская Хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований (пересмотренная редакция), М. 2012. 140-150.
  2. Материалы встречи молодых парламентариев государств-участников Содружества Независимых Государств на тему «XXI век, общество, молодёжь», М. 2012
  3. Молодежный парламент — механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи, через участие в выборах всех уровней: Сборник материалов. — М., 2011, 150- 160.
  4. Лукс Г. А. Политическая и общественная активность молодежи на рубеже тысячелетий // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук / Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук» / Гл. ред. В. П. Щорин. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2011. 194 с.
  5. Канунников К. С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления, М., 2012. 260 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle