Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Матусевич М. С., Сыромятникова Л. И. Медицинская кафедра педагогического вуза и её значение в современном педагогическом университете // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 254-257.



Центральной задачей медико-валеологического образования студентов современного педагогического университета является воспитание медико-профилактической культуры у будущего педагога в качестве одной из основ культуры здоровья формирующегося в вузе учителя. В чём же заключается особая роль кафедры медико-валеологических дисциплин в педагогическом университете? В чём состоит её миссия в настоящее время — в период становления системы уровневого высшего профессионального образования и внедрения в практику обучения новых образовательных стандартов?

Выполнение указанной основной задачи требует формирования у студентов определённого уровня знаний, умений и навыков, — например, таких как:

 навыков эффективной реализации образовательного процесса в школе по распространению медико-профилактических знаний среди учащихся;

 навыков активного проведения антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической работы со школьниками;

 знаний основ медицины, гигиены, валеологии, возрастной психологии, анатомии и физиологии человека, что необходимо для обучения основам культуры здоровья и профилактики заболеваний учащихся общеобразовательных учебных заведений;

 знаний основ организации работы учреждений медицинской службы и тактики рациональных действий педагога при возникновении ситуаций, которые требуют безотлагательного оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим;

 умений самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях;

 умений выполнять простейшие медицинские манипуляции по уходу за больными и пострадавшими при оказании им медицинской помощи.

При этом ответственная задача преподавателей кафедры состоит в том, чтобы давать доходчиво, в доступной форме сложные, специфические медико-биологические знания студентам, не имеющим специальной медико-биологической подготовки. В связи с этим, достаточно высокие требования к уровню подготовленности преподавателя, чтобы просто и доступно, понятно и логично разъяснять студентам педагогического вуза сложный и специфический медико-биологический учебный материал, не искажая при этом его современного научного понимания, — такие требования к высокой профессиональной квалификации преподавателей кафедры представляются нам вполне обоснованными.

Однако не столько мастерству владения техникой медицинских манипуляций следует учить студентов педагогического вуза, не столько клиническим особенностям и методам лечения отдельных форм заболеваний, сколько ясному пониманию общих причин и механизмов развития наиболее распространённых болезней, знанию их основных признаков, возможных осложнений и путей их профилактики.

Вместе с тем, необходимо научить студентов пониманию основ медицинской профессиональной терминологии, чтобы они могли бы грамотно излагать учащимся и их родителям вопросы, касающиеся современных методов укрепления здоровья, профилактики наиболее распространённых заболеваний, методов их диагностики и принципов лечения, наряду с обсуждением проблем профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании в молодёжной среде.

Изучение медико-валеологических учебных дисциплин студентами бакалавриата факультета Безопасности жизнедеятельности проводится на нашей кафедре в определённой последовательности. Так, на первом курсе обучения студенты осваивают учебную дисциплину «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на втором курсе — такие учебные дисциплины как «Основы медицинских знаний», «Профилактика социально опасных инфекций» и «Основы здорового образа жизни», а на третьем курсе они изучают такие предметы как «Первая медицинская помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях», «Основы социальной медицины» и «Профилактика наркотической зависимости в молодёжной среде».

Заключает медико-профилактический блок программы обучения студентов бакалавриата учебная дисциплина «Медицина катастроф».

Изучение каждого учебного предмета завершается определённой формой контроля знаний студентов (зачёт, дифференцированный зачёт, экзамен). После защиты выпускных квалификационных работ, итоговый контроль медико-валеологических знаний студентов проводится на выпускном государственном экзамене. Углублённое изучение отдельных вопросов программы медико-валеологической подготовки студентов продолжается и в магистратуре, в зависимости от направления и профиля выбранной студентами магистерской программы обучения.

В результате изучения медико-валеологических дисциплин, студенты, обучающиеся на кафедре основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности соответствующего факультета педагогического университета, должны знать:

 характеристику и содержание основных компонентов здорового образа жизни как непременного условия интеллектуального и физического совершенствования человека и основополагающего фактора формирования, сохранения и укрепления его здоровья;

 характеристику понятия «Здоровье», его основных компонентов, а также роль и значение факторов, которые оказывают влияние на формирование здоровья человека — как с патоцентрического, так и с валеоцентрического подхода;

 основные гигиенические нормы и правила организации учебной деятельности учащихся, и условия, способствующие сохранению их здоровья;

 общие условия и причины возникновения болезней человека и факторы, оказывающие влияние на особенности их течения и исходы;

 основные средства и способы оказания первичной доврачебной помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях и несчастных случаях;

 особенности организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в очаге массового поражения людей — в случае аварии или катастрофы (техногенного, социального или экологического происхождения);

 доступные методы оценки и контроля состояния больных и пострадавших при оказании им первой медицинской помощи;

 формы и методы профилактики детского травматизма, а также наиболее распространённых инфекционных и соматических болезней у детей;

 вредоносное влияние курения табака, курительных смесей, употребления алкогольных и тонизирующих напитков, особенно — в молодом возрасте;

 опасность первоначального опробования и последующего использования психоактивных веществ и наркотиков как реальных факторов формирования зависимого поведения детей и подростков;

 правила безопасного поведения в общественных местах и на улицах с интенсивным движением транспорта;

 правила безопасного пользования доступными для молодёжи транспортными средствами (велосипеды, скутеры, мопеды, мотоциклы, моторные лодки и др.);

 Правила безопасного поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

Необходимо подчеркнуть, что в результате обучения студенты должны иметь сформированный соответствующий понятийный аппарат. Последний, наряду с определённым уровнем знаний и умений, требуется студентам для того, чтобы компетентно применять его в своей последующей учебно-воспитательной работе с учащимися, располагая при этом определённым набором профессиональных компетенций.

Кафедра медико-валеологических дисциплин имеет широкие перспективы дальнейшей своей деятельности и располагает реальными возможностями прогрессивного развития в составе факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Здесь кафедра реализует свои возможности вот уже 19 лет, и она прочно занимает принадлежащее ей место в технологическом процессе подготовки достаточно высоко квалифицированных, широко образованных педагогических кадров.

Выполняя свои межфакультетские функции, кафедра предлагает другим факультетам для освоения студентами следующие факультативные учебные курсы:

 «Основы валеологии и профилактической медицины» (18 учебных часов аудиторной подготовки);

 «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний»; (18 часов аудиторных занятий);

 «Основы медицинских знаний» (36 часов аудиторных занятий);

 «Первая медицинская помощь при острых заболеваниях, травмах и отравлениях» (36 часов аудиторных занятий);

 «Медицинские основы безопасной жизнедеятельности человека» (18 часов практических учебных занятий);

 «Профилактика наркотической зависимости в молодёжной среде» (36 часов аудиторных занятий);

 «Актуальные инфекции и их профилактика» (36 часов аудиторных занятий);

Эти учебные дисциплины предлагаются в качестве курсов по выбору для студентов всех факультетов Педагогического университета.

Ориентировочное распределение изучаемой тематики, на примере курса основ медицинских знаний, — представлено в таблице.

Таблица 1

Структура программы изучения курса «Основы медицинских знаний» студентами различных факультетов педагогического университета, кроме факультета безопасности жизнедеятельности (36 учебных часов аудиторных занятий)

Тематика учебных занятий

Число учебных часов

Лекций

Практики

Всего

1

Основы учения о здоровье.

4

2

6

2

Основы учения о болезни.

4

2

6

3

Первая медицинская помощь, её значение, формы и методы её оказания; контроль эффективности принимаемых мер.

2

4

6

4

Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции.

4

2

6

5

Внутренние болезни, их профилактика, и методы оказания первой помощи при возникновении признаков заболевания.

4

2

6

6

Первая помощь при травмах и отравлениях, профилактика детского и подросткового травматизма.

6

6

7

Итого аудиторных учебных часов:

18

18

36

Программа изучения курса «Основы медицинских знаний» состоит, таким образом, из шести, равных по объёму отводимого на их освоение учебного времени, тематических блоков (модулей), которые расположены в определённой логической последовательности, что направлено на облегчение усвоения учебного материала студентами. Тем не менее, пожелания студентов и индивидуальные предпочтения преподавателя могут повлиять как на последовательность изучаемых разделов курса, так и на объём каждого из них. При этом любой их шести модулей может быть, по желанию студентов, развёрнут в дальнейшем в самостоятельный отдельный факультативный курс, курс по выбору. Примерами таких факультативов могут быть учебные курсы:

 «Первая медицинская помощь при травмах»;

 «Первая помощь при острых заболеваниях внутренних органов»;

 «Основы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней»;

 «Социально опасные инфекции и их профилактика»;

 «Иммунопрофилактика инфекционных болезней и её значение»;

 «Лекарственные средства, их характеристика и методы применения»;

 «Профилактика зависимого поведения и социальных девиаций»;

 «Основы учения о здоровье и здоровом образе жизни», — каждый из них в объёме от 18 до 36 учебных часов аудиторных занятий.

Студенты факультета Безопасности жизнедеятельности, по сравнению со студентами других факультетов Педагогического университета, изучают тематику основ медицинских знаний более широко и более детально, учитывая специфику предстоящей им педагогической работы в области обеспечения безопасной жизнедеятельности человека.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К. Индивидуальное здоровье человека и факторы, определяющие его формирование. — В кн.: «Роль социальных институтов в профилактике наркозависимости среди подростков и молодёжи»: // Материалы XVI междисциплинарной научно-практической конференции / — СПб.: ЛОИРО, 2013. — 144 с. (С. 25–33). — ISBN 978–5-91143–608–7.
  2. Морозов М. А. Первая медицинская помощь при травмах. // Учебное пособие. / 2-е издание. / — СПб: Питер Ком. — 1999. — 256 с.
  3. Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. // Учебное пособие. / — СПб: Спец. Лит. — 2012. — 167 с.
  4. Николаев Л. А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными.//Учебное пособие./2-е издание — Мн.: Выш. школа — 2000. — 504 с.
  5. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основы здоровья. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012, № 145, с. 90–95.
  6. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете. // Молодой ученый, — 2012, № 6, с. 372–375.
  7. Соломин В. П., Бахтин Ю. К. Кафедре Медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — 50 лет. // Безопасность жизнедеятельности, 2012, № 9, с. 48–53.
  8. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета. // Молодой ученый, 2013, № 6, с. 730–732.
  9. Сопко Г. И., Бахтин Ю. К., Пазыркина М. В. Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете. //Приволжский научный вестник, — 2014, № 1, с. 99–102.
  10. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Бахтин Ю. К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза. // Молодой ученый, 2014, № 2, с. 854–856.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle