Библиографическое описание:

Ковалева Ю. М. Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 693-695.



На сегодняшний день педагогические коллективы на этапе перемен сталкиваются с различными проблемами, возникающими в процессе осуществления педагогической деятельности между педагогом и учащимся, педагогом и руководством, педагогом и родителями учащихся, педагогом и инстанциями, осуществляющими контроль в сфере образования. Именно профессиональная деятельность педагогов наиболее перегружена в психоэмоциональном плане, так как педагогу приходится взаимодействовать с большим количеством участников педагогического процесса, сталкиваться с постоянно меняющимися требованиями к качеству осуществления профессиональной деятельности.

В таких ситуациях необходимо проявлять такое важнейшее качество как стрессоустойчивость и быть способным принять изменения, ситуации, выполнять новые требования в процессе работы. На сегодняшний день эти требования достаточно жесткие и требуют осмысления и понимания со стороны педагогических работников новых компонентов педагогической деятельности.

На социально-педагогическом уровне значение стрессоустойчивости педагогов определяется социальной потребностью общества в таких специалистах, образующих педагогические коллективы, которые способны создавать благоприятные условия для творческой самореализации личности каждого педагога, непрерывно повышать свою квалификацию, повышать свой уровень профессионализма, обеспечивать эффективное решение задач реформирования образования. В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости.

Так, в научной литературе стрессоустойчивость трактуется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья [7].

В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья» [8].

М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, П. Б. Зильберман отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью [2, 4].

Л. М. Митина считает, что стрессоустойчивость — это «свойство психики, благодаря которому педагог способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях» [7].

Так как стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности в нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его каждый по-своему, так же отсутствует комплексное исследование проблем стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности. Для того, чтобы обозначить значение стрессоустойчивости в педагогической деятельности целесообразно привести определение педагогической деятельности.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют разные подходы к определению самого понятия «деятельность». Разногласия связаны, с одной стороны, с принятием исходной структурной единицы деятельности как сложного образования, с другой — с выбором объекта изучения: одни рассматривают деятельность в качестве атрибута отдельного, человека-индивида, другие — всего социума, третьи подходят к изучению деятельности через единство и взаимное влияние индивида и социума. Нам ближе подход, заложенный Л. С. Выготским, при котором человек, его развитие и деятельность рассматриваются как сложные, образования в единстве, взаимозависимости и взаимообусловленности психических функций, черт и качеств личности, во взаимных воздействиях окружающей среды и личности, поэтому мы будем опираться на определение деятельности как «важнейшей формы проявления активного отношения человека к окружающей действительности» (Л. С. Выготский) [1].

Профессиональная деятельность представляет собой вид социально значимой деятельности в определенной сфере или отрасли производства, выполнение которой предъявляет определенные требования к наличию специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности.

Структурно-процессуальный подход к анализу педагогической деятельности дает представление о ее сущностных характеристиках «внешневнутреннего плана». При этом деятельность педагога описывается через понятия: субъект, объект, предмет труда, мотив, цель, содержание, средства, способы деятельности, ее продукт и результат [3] В рамках структурного подхода предлагается также описывать деятельность педагога через совокупность конкретных действий и соответствующих им педагогических умений.

Н. В. Кузьмина [5] выделяет пять взаимосвязанных компонентов психологической структуры деятельности педагога: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Другие исследователи предлагают дополнить этот перечень контрольно-оценочным компонентом, так как эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи [5].

Обычно ученые выделяют только два вида профессиональной деятельности преподавателя — педагогическую и научно-исследовательскую, считая, что именно в этом и заключается специфика его труда. Однако при таком усеченном подходе, по сути, игнорируются другие виды деятельности преподавателя: методическая работа, работа по материально-техническому оснащению учебно-воспитательного процесса, управленческая деятельность, профессиональное самообразование и повышение квалификации. Нельзя не учитывать и того, что содержание деятельности современного преподавателя претерпело существенные изменения. Внедрение информационных технологий, мультимедийных средств, телевизионных систем обучения, распространение дистанционных форм образования и т. п. — все это ведет к усложнению труда преподавателя и к изменению его традиционных функций, зачастую создавая стрессовые ситуации [6].

Анализ содержания профессионально-педагогической деятельности с учетом направленности усилий преподавателя, которому приходится работать в разных системах: человек-человек, человек-знаковая система, человек-техника, позволил выделить следующие ее виды: 1) собственно педагогическая деятельность, предполагающая непосредственное общение с учащимися; 2) предметно-информационная деятельность, заключающаяся в пополнении специальных знаний по дисциплине; 3) научно-исследовательская деятельность; 4) технико-технологическая деятельность; 5) деятельность по профессионально-личностному саморазвитию [3].

Бесспорно, ведущей в структуре профессиональной деятельности педагога является педагогическая деятельность, представляющая собой органический сплав преподавания и воспитания. Ее целью (и одновременно предметом) является профессионально-личностное развитие учащегося, а также формирование учебного коллектива. Обобщенно, под педагогической деятельностью следует понимать воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на учащегося. Содержание этой деятельности весьма многообразно и определяется конкретными задачами обучения и воспитания. Специфика данного вида деятельности заключается в том, что в ее основе лежит непосредственное взаимодействие и общение преподавателя с обучающимися, его родителями, членами коллектива, руководством и контролирующими инстанциями, что требует от педагога таких качеств как выдержка, повышенный самоконтроль, эмоциональная устойчивость. Объединить вышеприведенные качества можно в одном понятии — стрессоустойчивость.

Значимость стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности подчеркивалась многими исследователями (Л. М. Аболин; Г. Ф. Заремба; Л. М. Митина; С. В. Субботин) которые отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике как стрессоустойчивость.

Таким образом, на педагога как субъекта педагогического процесса оказывает влияние большое количество различных стрессогенных факторов, которые требуют от педагога определенных поведенческих реакций, обусловленных проявлением повышенной выдержки, самоконтроля и управления эмоциональными переживаниями, что позволяет сделать вывод о преобладающем значении стрессоустойчивости педагога как важнейшего условия благоприятного осуществления педагогической деятельности в образовательном учреждении.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — С. 312
  2. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. — М.: БГУ, 1985. — С. 120.
  3. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / З. Ф. Есарева. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974. — С. 58.
  4. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / П. Б. Зильберман Под ред. Е. А. Милеряна. — М.: Педагогика, 1974. — С. 54
  5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Педагогика, 1990
  6. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев. // Вопросы Философии. — 1972. — № 9. — С.95–108.
  7. Митина Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. — М.: Изд-во Флинта, 2001. — С. 78
  8. Психология: Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского. –М: НОРМА, 1990. — С. 152

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle