Библиографическое описание:

Коваленко А. И. Формирование культуры межнационального общения младших школьников посредством ролевых игр // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 785-787.



 

Разнообразие этнического состава населения представляет собой культурное богатство любого региона, но, в то же время, таит в себе вероятность возникновения противоречий на религиозно-национальной почве. Предпосылкой достижения консолидации как важнейшего условия поступательного развития, обеспечения национальной безопасности и движения вперед в многонациональном обществе является тщательное культивирование в сознании масс уважения к другим национальностям, установок толерантного сознания и поведения, которое начинает формироваться еще со школьной скамьи.

В младшей школе особо эффективно использование ролевых игр в профилактике конфессиональных конфликтов и формировании культуры межнационального общения. В таких играх легко выясняется детей друг к другу; они позволяют ребенку получить конкретный личный опыт в общении со школьниками другой национальности, сформировать представление о направленности родительского воспитания.

Современные теории применения в воспитательном процессе игр базируются на положениях об её историческом происхождении, социальной природы, содержание и назначение в человеческом обществе. Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем [1], А. Т. Телегина [6], не изображается ребёнком, а задаётся ему взрослым. Усваивая в общении со взрослым технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.

В игре находят отражение основные потребности ребёнка младшего школьного возраста: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность познания окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений: отношение, которое определяет содержание игры — правилами игры и реальные отношения, которые проявляются в процессе игры. Теоретические основы педагогики детской игры были заложены выдающимися педагогами-марксистами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко [3] и в дальнейшем развивалось отечественными учёными А. А. Романовым [5], А. П. Усовой [7] и другими, которые вскрыли широкие воспитательные возможности игры.

В советской психологии А. В. Запорожцем [1], А. Н. Леонтьевым [2], Д. Б. Элькониным [8] и другими была разработана концепция социально-исторической обусловленности игры, создающая основу дальнейших исследований в области психологии и педагогики игры.

Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей младшего школьного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине нашего века. Уже в системе игр, разработанной Ф.Фребелем (1913) в первой половине 19 века, просматривается стремление влиять на развитие ребёнка, предлагая ему постепенно усложняющиеся игры. В системе воспитания Ф.Фребеля игра, пожалуй, впервые в истории педагогики была выделена в качестве особого средства, необходимого для развития детей.

Фребелевская система игр дала толчок к активному включению в деятельность детей «педагогически целесообразных» игр, в основном подбиравшихся по сфере своего влияния (игры, способствующие физическому, умственному, нравственному развитию ребёнка). Однако подбор этих игр основывался главным образом на интуиции педагога и на задачах воспитания, т. е. на представлениях о том, каким должен быть ребёнок.

В современной педагогике признано, что ролевая игра — это «школа морального поведения», где формируются процессы регуляции, саморегуляции, позиция по отношению к деятельности и поступкам других детей. В ролевых играх возникают партнерские отношения между учениками и учителем. Ролевая игра является как бы продолжением знакомого школьникам по дошкольному детству сказочного мира. Анализ сказочного потенциала большинства народов мира свидетельствует, что среди их персонажей преобладают наделенные лучшими человеческими качествами герои. Здесь нет деления по национальностям, нет национальной вражды. Даже у сказочных священнослужителей принадлежность к религии не является определяющим качеством, а служит показателем мудрости, человечности или наоборот. Таковы поп из сказки А. С. Пушкина «О попе и его работнике Балде», Ходжа Насретдин из восточных сказок и другие персоналии. Ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе [4].

Игра, является эффективным инструментом, посредством которого можно оказывать воздействие на личность, посредством игры можно обеспечивать здоровое взаимодействие, давать синергетическую силу внутренним ресурсам ребенка и оказывать благотворное влияние на психику ребенка. Одновременно игра является средством, способным оказать значительную помощь агрессивным детям самостоятельно справиться со своими психологическими и эмоциональными проблемами, убрать психическое напряжение, привести свои эмоции к равновесию и устранить нарушения поведенческих реакций. Таким образом, оказывая существенное влияние на коммуникативно-рефлексивные, нравственно-этические основы личности, игра способствует социокультурной адаптации.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра — наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации. Следовательно, именно игра является важнейшим средством развития эмоциональной сферы младшего школьника. Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с эмоциональной точки зрения, которая наиболее полно раскрывается в игре [6].

Игра является особой социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью. Игра занимает своё место в ряду других «воспроизводящих» деятельностей, являясь ведущей в младшем школьном возрасте. Именно в процессе игры, дети адаптируются в новом коллективе сверстников, устанавливают контакт между собой, приспосабливаются к новым условиям действительности.

Ролевая игра должна органически входить в круг других мероприятий по формированию культуры межнациональных отношений, дополнятся беседами, культурно-просветительной деятельностью школы.

В школах с многонациональным составом учеников может быть создано целостное воспитательное и образовательное пространство, повышающее социальную адаптацию учеников за счет более эффективного учебно-воспитательного процесса. Школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие проблемы и конфликты. Но она может внести существенный вклад в раннее формирование мультикультурного менталитета, развитие у подрастающего поколения уважения к культурам всех рядом живущих народов. Она может помочь учащимся глубже понять, осознать и оценить и его собственную культуру.

В последнее время особое значение приобретают методы использования ролевых игр в формировании культуры межнационального общения. Проведенные исследования показали, что в ролевых играх дети могут использовать гармоничный способ общения, проявляют дружелюбие друг к другу, группируются по личным симпатиям, эмоционально сопереживают друг другу независимо от национальной принадлежности.

 

Литература:

 

  1.              Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника/ А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2003. — 256 с.
  2.              Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. — Т. 2. — М: Педагогика, 1983. — 315 с.
  3.              Макаренко А. С. Педагогика / А. С. Макаренко. — М: Педагогика, 1995
  4.              Педагогика межнационального общения: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А. Н. Саврасова. — Мурманск: МГПУ, 2005. — 277 с.
  5.              Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей / А. А. Романов. — М.: «Романов», 2011. — 48 с.
  6.              Телегина А. Т., Зеленцова Н. А. Игротерапия — необходимая составляющая для самоактуализации личности в коррекционно-развивающем образовании / А. Т. Телегина, Н. А. Зеленцова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 42. — С. 120–127.
  7.              Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — М.: Педагогика, 2003. — 185 с.
  8.              Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). — М: Педагогика, 1960. — 250 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle