Библиографическое описание:

Джоробекова А. М., Татенов М. Б. Философские категории закона и закономерности в сравнительном государствоведении // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 548-551.



В статье автором выдвигается закон общественного развития, который заключается в следующем. Наличие трех или двух или отсутствие трех или двух элементов коллегиального государственного управления влияет на развитие или упадок государства. Этот закон уже устойчиво повторяется тысячи лет с момента возникновения государства.

Ключевые слова: философские категории, закон, сравнительное государствоведение, элементов коллегиального государственного управления

Закон как философская категория означает необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений [1, c. 267]. Согласно краткому философскому словарю под законом понимается выражение существенной необходимой связи явлений. Закономерность — это необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры [2].

Диалектический материализм учит, что природа не есть какое-то случайное скопление предметов, явлений, но что в природе существует объективная закономерность, причинность, необходимость. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность» (Ленин В. И.). Единство материального мира обусловливает единство его закономерностей.

«Закон, — указывает Ленин, — есть отражение существенного в движении универсума». Посредством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Отраженные в мышлении закономерности составляют сердцевину любой науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов [1, c. 268].

Маркс и Энгельс открыли объективные законы общественного развития, благодаря чему знания об обществе впервые превратились в столь же точную науку, как, например, биология. Маркс и Энгельс показали, что все развитие общества обусловливается в конечном счете изменениями в способе производства. «Этой теорией, — писал Ленин, — был применен к социальной науке тот объективный, общенаучный критерий повторяемости, возможность применения которого к социологии отрицали субъективисты». Характерной чертой закона является то, что он определяет повторяемость явлений при наличии относительно постоянных условий. Так, например, определенные условия ведут к повторяемости таких явлений, как смена дня и ночи, смена времен года и т. д. Исходя из этого признака повторяемости, свойственного законам, западные социологи утверждали, что законы имеются только в природе, в обществе же законов нет. Марксизм опроверг этот ложный взгляд. И в общественной жизни одинаковые материальные условия жизни общества ведут к возникновению в разных странах одинаковых социальных порядков. Так, почти во всех странах из простого товарного хозяйства развился капиталистический способ производства. Там, где господствует капиталистический способ производства, одним из законов является периодическое возникновение экономических кризисов [3, c. 141].

Нужно отдать должное представителям диалектического материализма К. Марксу, Ф. Энгельсу и В. И. Ленину которые первыми выдвинули идею о существовании законов общественного развития и предложили свое видение данной проблемы, хотя они подверглись наиболее жесточайшей критике с конца 80-х годов ХХ века за свои идеологические, научно-теоретические взгляды.

Нами рассматривается закономерность и соответственно закон в другом аспекте. Общество в разных частях света, согласно достоверным данным и возможностям историографической науки, со времен Древнего мира отличается разной степенью развития культуры в зависимости от государственного строя. Древняя Греция и Рим являлись колыбелью европейской и мировой культуры. Почему не кельты, германские племена или иные народы Европы не являлись очагом культуры в то время. Это объясняется рядом причин и среди которых самой главной считается государственный и общественный строй, существовавший в то время в Древней Греции и Риме. В обоих государствах были демократические, республиканские формы правления при верховенстве представительных, законодательных органов над исполнительными, существовали суды присяжных заседателей и было развито местное самоуправление. Это так называемые три элемента коллегиального государственного управления.

Эти элементы коллегиального государственного управления были в Древней Греции и Древнем Риме в период республики с V по I века до н. э. Как известно, слова «демократия» и «республика» к нам пришли именно оттуда. В то время в этих странах законодательная власть принадлежала народным собраниям, которые избирали исполнительные органы (коллегии), подотчетные перед ними. В судопроизводстве были суды присяжных заседателей в Древней Греции и коллегиальные суды в Риме. Эти страны достигли больших высот в развитии экономики, материальной и духовной культуры, остатки которых до сих пор поражают человечество.

Вышеназванные элементы коллегиального государственного управления существуют и сейчас в современных правовых, демократических государствах в виде трех составляющих: 1) главу государства или главу исполнительной власти избирает законодательный орган, конституционно закреплены реальные полномочия законодательных органов по контролю за исполнительной властью; 2) глав исполнительных органов местного самоуправления избирают и контролируют местные представительные коллегиальные органы; 3) в судебной системе этих стран функционируют суды присяжных заседателей, народные суды или иные коллегиальные суды.

Вышеназванные элементы коллегиального государственного управления создают основу парламентской республики или парламентской монархии. Некоторые общественные деятели в России в 2000 годах отмечают, что высшей формой демократии является парламентская республика, а в Кыргызстане предлагают идею перехода к парламентской республике мотивируя, уровнем развития в 40 развитых странах: Северной Америки, Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран мира. Действительно самые развитые страны мира — это так называемые капиталистические страны. Все они либо парламентарные республики, либо парламентарные монархии. Именно в этих странах мира самый высокий валовый продукт на душу населения, высокий уровень благосостояния народа и высокая продолжительность жизни людей. В этих странах развито гражданское общество, функционирует действительно правовое государство, права и свободы человека и гражданина гарантированы и защищены, соблюдается строгая законность и правопорядок.

В отсталых или в так называемых странах третьего мира (почти все они президентские республики) где отсутствуют или имеется лишь один из вышеперечисленных главных элементов коллегиального государственного управления наблюдаются противоположные явления: низкий валовый продукт на душу населения, низкий уровень благосостояния народа, низкая продолжительность жизни людей, права и свободы человека и гражданина не гарантированы, развита преступность и коррупция, происходят эпидемии, голод, гражданские столкновения и прочие отрицательные явления.

В свете этих общественных явлений нами ведется анализ конституционного законодательства как основы: всего законодательства и политического, экономического, социального положения и общего культурного развития разных стран.

Таблица 1

Наличие трех элементов коллегиального государственного управления внекоторых странах мира

Страна

Год принятия действующей Конституции

Избрание главы государства или главы исполнительной власти парламентом

Наличие в судебной системе страны судов присяжных заседателей или народных судов

Выборы главы исполнительного органа местного самоуправления местным представительным коллегиальным органом

1

США

1787

-

+

+

2

Великобритания

Совокупность конституционных законов

+

+

+

3

Франция

1958

-

+

+

4

Италия

1947

+

+

+

5

Германия

1949

+

+

+

6

Япония

1947

+

-

+

7

Испания

1978

+

+

+

8

Швейцария

1874

+

+

+

9

Австрия

1920

-

+

+

10

Бельгия

1831

+

+

+

11

Греция

1975

+

+

+

12

Дания

1953

+

+

+

13

Норвегия

1814

+

+

+

14

Ирландия

1937

+

+

+

15

Люксембург

1868

+

+

+

16

Нидерланды

1983

+

+

+

17

Австралия

1900

+

+

+

18

Новая Зеландия

Совокупность конституционных законов

+

+

+

19

Канада

Совокупность конституционных законов

+

+

+

20

Мальта

1974

+

+

+

21

Китай

1982

+

+

+

22

Индия

1950

+

-

-

23

Индонезия

1945

+

-

-

24

Египет

1971

-

-

-

25

Бразилия

1988

-

+

-

26

Мексика

1917

-

-

-

27

Боливия

1947

-

-

-

28

Польша

1997

-

-

-

29

Румыния

1991

-

-

-

30

Венгрия

1949

+

-

-

31

Болгария

1991

-

-

-

32

Монголия

1992

-

-

-

33

Литва

1992

-

-

-

34

Россия

1993

-

+

-

35

Украина

1996

-

-

-

36

Беларусь

1994

-

-

-

37

Казахстан

1995

-

+

-

38

Узбекистан

1991

-

-

-

39

Кыргызстан

2010

-

-

-

40

Туркменистан

1992

-

-

-

41

Таджикистан

1994

-

-

-

42

Грузия

1995

-

-

-

43

Армения

1995

-

-

-

44

Азербайджан

1995

-

-

-

45

Молдова

1994

+

-

-

+ — есть,

— — нет.

По таблице мы видим, что в странах, где имеются все три или два элемента коллегиального государственного управления — существуют развитые государства и общества со всеми вышеперечисленными признаками, в странах, где нет ни одного или один элемент коллегиального государственного управления имеются наоборот отсталые государства и общества с вышесказанными глобальными проблемами. Таким образом, в данной таблице рассмотрена определенная закономерность развития и упадка в разных странах мира и соответствующие причины и факторы, способствующие такой дифференциации. Данная закономерность развития и упадка в зависимости от наличия или отсутствия трех элементов коллегиального государственного управления, проверена опытом государственного строительства разных народов на протяжении 2,5 тысяч лет, начиная как уже было сказано с истории древнегреческих государств. Все страны, в которых преобладали коллегиальные органы над единоначальными, отличались развитием во всех сферах жизни общества и наоборот.

Литература:

  1. Закономерность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
  2. Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — 3-е изд. — М., 1952. — 614 с.
  3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2004. — 736 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle