Философские категории закона и закономерности в сравнительном государствоведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 15.02.2016

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Джоробекова, А. М. Философские категории закона и закономерности в сравнительном государствоведении / А. М. Джоробекова, М. Б. Татенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 548-551. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25915/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье автором выдвигается закон общественного развития, который заключается в следующем. Наличие трех или двух или отсутствие трех или двух элементов коллегиального государственного управления влияет на развитие или упадок государства. Этот закон уже устойчиво повторяется тысячи лет с момента возникновения государства.

Ключевые слова: философские категории, закон, сравнительное государствоведение, элементов коллегиального государственного управления

Закон как философская категория означает необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений [1, c. 267]. Согласно краткому философскому словарю под законом понимается выражение существенной необходимой связи явлений. Закономерность — это необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры [2].

Диалектический материализм учит, что природа не есть какое-то случайное скопление предметов, явлений, но что в природе существует объективная закономерность, причинность, необходимость. «Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность» (Ленин В. И.). Единство материального мира обусловливает единство его закономерностей.

«Закон, — указывает Ленин, — есть отражение существенного в движении универсума». Посредством раскрытия закономерностей, действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Отраженные в мышлении закономерности составляют сердцевину любой науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов [1, c. 268].

Маркс и Энгельс открыли объективные законы общественного развития, благодаря чему знания об обществе впервые превратились в столь же точную науку, как, например, биология. Маркс и Энгельс показали, что все развитие общества обусловливается в конечном счете изменениями в способе производства. «Этой теорией, — писал Ленин, — был применен к социальной науке тот объективный, общенаучный критерий повторяемости, возможность применения которого к социологии отрицали субъективисты». Характерной чертой закона является то, что он определяет повторяемость явлений при наличии относительно постоянных условий. Так, например, определенные условия ведут к повторяемости таких явлений, как смена дня и ночи, смена времен года и т. д. Исходя из этого признака повторяемости, свойственного законам, западные социологи утверждали, что законы имеются только в природе, в обществе же законов нет. Марксизм опроверг этот ложный взгляд. И в общественной жизни одинаковые материальные условия жизни общества ведут к возникновению в разных странах одинаковых социальных порядков. Так, почти во всех странах из простого товарного хозяйства развился капиталистический способ производства. Там, где господствует капиталистический способ производства, одним из законов является периодическое возникновение экономических кризисов [3, c. 141].

Нужно отдать должное представителям диалектического материализма К. Марксу, Ф. Энгельсу и В. И. Ленину которые первыми выдвинули идею о существовании законов общественного развития и предложили свое видение данной проблемы, хотя они подверглись наиболее жесточайшей критике с конца 80-х годов ХХ века за свои идеологические, научно-теоретические взгляды.

Нами рассматривается закономерность и соответственно закон в другом аспекте. Общество в разных частях света, согласно достоверным данным и возможностям историографической науки, со времен Древнего мира отличается разной степенью развития культуры в зависимости от государственного строя. Древняя Греция и Рим являлись колыбелью европейской и мировой культуры. Почему не кельты, германские племена или иные народы Европы не являлись очагом культуры в то время. Это объясняется рядом причин и среди которых самой главной считается государственный и общественный строй, существовавший в то время в Древней Греции и Риме. В обоих государствах были демократические, республиканские формы правления при верховенстве представительных, законодательных органов над исполнительными, существовали суды присяжных заседателей и было развито местное самоуправление. Это так называемые три элемента коллегиального государственного управления.

Эти элементы коллегиального государственного управления были в Древней Греции и Древнем Риме в период республики с V по I века до н. э. Как известно, слова «демократия» и «республика» к нам пришли именно оттуда. В то время в этих странах законодательная власть принадлежала народным собраниям, которые избирали исполнительные органы (коллегии), подотчетные перед ними. В судопроизводстве были суды присяжных заседателей в Древней Греции и коллегиальные суды в Риме. Эти страны достигли больших высот в развитии экономики, материальной и духовной культуры, остатки которых до сих пор поражают человечество.

Вышеназванные элементы коллегиального государственного управления существуют и сейчас в современных правовых, демократических государствах в виде трех составляющих: 1) главу государства или главу исполнительной власти избирает законодательный орган, конституционно закреплены реальные полномочия законодательных органов по контролю за исполнительной властью; 2) глав исполнительных органов местного самоуправления избирают и контролируют местные представительные коллегиальные органы; 3) в судебной системе этих стран функционируют суды присяжных заседателей, народные суды или иные коллегиальные суды.

Вышеназванные элементы коллегиального государственного управления создают основу парламентской республики или парламентской монархии. Некоторые общественные деятели в России в 2000 годах отмечают, что высшей формой демократии является парламентская республика, а в Кыргызстане предлагают идею перехода к парламентской республике мотивируя, уровнем развития в 40 развитых странах: Северной Америки, Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран мира. Действительно самые развитые страны мира — это так называемые капиталистические страны. Все они либо парламентарные республики, либо парламентарные монархии. Именно в этих странах мира самый высокий валовый продукт на душу населения, высокий уровень благосостояния народа и высокая продолжительность жизни людей. В этих странах развито гражданское общество, функционирует действительно правовое государство, права и свободы человека и гражданина гарантированы и защищены, соблюдается строгая законность и правопорядок.

В отсталых или в так называемых странах третьего мира (почти все они президентские республики) где отсутствуют или имеется лишь один из вышеперечисленных главных элементов коллегиального государственного управления наблюдаются противоположные явления: низкий валовый продукт на душу населения, низкий уровень благосостояния народа, низкая продолжительность жизни людей, права и свободы человека и гражданина не гарантированы, развита преступность и коррупция, происходят эпидемии, голод, гражданские столкновения и прочие отрицательные явления.

В свете этих общественных явлений нами ведется анализ конституционного законодательства как основы: всего законодательства и политического, экономического, социального положения и общего культурного развития разных стран.

Таблица 1

Наличие трех элементов коллегиального государственного управления внекоторых странах мира

Страна

Год принятия действующей Конституции

Избрание главы государства или главы исполнительной власти парламентом

Наличие в судебной системе страны судов присяжных заседателей или народных судов

Выборы главы исполнительного органа местного самоуправления местным представительным коллегиальным органом

1

США

1787

-

+

+

2

Великобритания

Совокупность конституционных законов

+

+

+

3

Франция

1958

-

+

+

4

Италия

1947

+

+

+

5

Германия

1949

+

+

+

6

Япония

1947

+

-

+

7

Испания

1978

+

+

+

8

Швейцария

1874

+

+

+

9

Австрия

1920

-

+

+

10

Бельгия

1831

+

+

+

11

Греция

1975

+

+

+

12

Дания

1953

+

+

+

13

Норвегия

1814

+

+

+

14

Ирландия

1937

+

+

+

15

Люксембург

1868

+

+

+

16

Нидерланды

1983

+

+

+

17

Австралия

1900

+

+

+

18

Новая Зеландия

Совокупность конституционных законов

+

+

+

19

Канада

Совокупность конституционных законов

+

+

+

20

Мальта

1974

+

+

+

21

Китай

1982

+

+

+

22

Индия

1950

+

-

-

23

Индонезия

1945

+

-

-

24

Египет

1971

-

-

-

25

Бразилия

1988

-

+

-

26

Мексика

1917

-

-

-

27

Боливия

1947

-

-

-

28

Польша

1997

-

-

-

29

Румыния

1991

-

-

-

30

Венгрия

1949

+

-

-

31

Болгария

1991

-

-

-

32

Монголия

1992

-

-

-

33

Литва

1992

-

-

-

34

Россия

1993

-

+

-

35

Украина

1996

-

-

-

36

Беларусь

1994

-

-

-

37

Казахстан

1995

-

+

-

38

Узбекистан

1991

-

-

-

39

Кыргызстан

2010

-

-

-

40

Туркменистан

1992

-

-

-

41

Таджикистан

1994

-

-

-

42

Грузия

1995

-

-

-

43

Армения

1995

-

-

-

44

Азербайджан

1995

-

-

-

45

Молдова

1994

+

-

-

+ — есть,

— — нет.

По таблице мы видим, что в странах, где имеются все три или два элемента коллегиального государственного управления — существуют развитые государства и общества со всеми вышеперечисленными признаками, в странах, где нет ни одного или один элемент коллегиального государственного управления имеются наоборот отсталые государства и общества с вышесказанными глобальными проблемами. Таким образом, в данной таблице рассмотрена определенная закономерность развития и упадка в разных странах мира и соответствующие причины и факторы, способствующие такой дифференциации. Данная закономерность развития и упадка в зависимости от наличия или отсутствия трех элементов коллегиального государственного управления, проверена опытом государственного строительства разных народов на протяжении 2,5 тысяч лет, начиная как уже было сказано с истории древнегреческих государств. Все страны, в которых преобладали коллегиальные органы над единоначальными, отличались развитием во всех сферах жизни общества и наоборот.

Литература:

  1. Закономерность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
  2. Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — 3-е изд. — М., 1952. — 614 с.
  3. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2004. — 736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коллегиальное государственное управление, Древняя Греция, страна мира, элемент, исполнительная власть, Маркс, местное самоуправление, общественное развитие, парламентская республика, Рим.


Ключевые слова

закон, философские категории, сравнительное государствоведение, элементов коллегиального государственного управления

Похожие статьи

Роль триады элементов коллегиального государственного...

орган, система сдержек, государственное управление, коллегиальное государственное управление, элемент, противовес, местное самоуправление, коллегиальный орган, государственная власть, гражданское общество.

Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм»

государственной власти, в которой структура, полномочия парламента, его роль

В-третьих, это еще и расширение власти парламента, и образование парламентского правительства, в случае парламентской республики с соответствующим видом исполнительной власти[6].

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Так, в Древней Греции в эпоху Солона и Перикла существовало особое народное собрание, которое следило за действиями Народного

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица...

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

За рубежом важность того, что исполнительную власть необходимо контролировать, так как

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития.

Это имеет место в таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Франция, Словения.

Англосаксонская модель государственного управления...

- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления (глава политико-территориального образования и глава

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления.

Трактовка категории «местное самоуправление» сквозь призму...

Именно по средствам местного самоуправления народом и осуществляется исполнительная власть.

1. Гирке О. Германское общественное право. — М., 1900, стр. 69–80. 2. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Концепция власти Карла Маркса. Автор: Арьянова Дэма Александровна. Рубрика: Экономика и управление.

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке эффективности деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

История функционирования PR-служб в системе... | Молодой ученый

В рамках данной модели реализуется парламентская республика.

В Венгрии ситуация с развитием PR структур в сфере государственного управления находится в зачаточном по сравнению с вышерассмотренными странами состоянии.

Роль триады элементов коллегиального государственного...

орган, система сдержек, государственное управление, коллегиальное государственное управление, элемент, противовес, местное самоуправление, коллегиальный орган, государственная власть, гражданское общество.

Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм»

государственной власти, в которой структура, полномочия парламента, его роль

В-третьих, это еще и расширение власти парламента, и образование парламентского правительства, в случае парламентской республики с соответствующим видом исполнительной власти[6].

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

За рубежом важность того, что исполнительную власть необходимо контролировать, так как

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития.

Это имеет место в таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Франция, Словения.

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Так, в Древней Греции в эпоху Солона и Перикла существовало особое народное собрание, которое следило за действиями Народного

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица...

Трактовка категории «местное самоуправление» сквозь призму...

Именно по средствам местного самоуправления народом и осуществляется исполнительная власть.

1. Гирке О. Германское общественное право. — М., 1900, стр. 69–80. 2. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы...

Англосаксонская модель государственного управления...

- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления (глава политико-территориального образования и глава

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления.

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Концепция власти Карла Маркса. Автор: Арьянова Дэма Александровна. Рубрика: Экономика и управление.

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке эффективности деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

История функционирования PR-служб в системе... | Молодой ученый

В рамках данной модели реализуется парламентская республика.

В Венгрии ситуация с развитием PR структур в сфере государственного управления находится в зачаточном по сравнению с вышерассмотренными странами состоянии.

Похожие статьи

Роль триады элементов коллегиального государственного...

орган, система сдержек, государственное управление, коллегиальное государственное управление, элемент, противовес, местное самоуправление, коллегиальный орган, государственная власть, гражданское общество.

Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм»

государственной власти, в которой структура, полномочия парламента, его роль

В-третьих, это еще и расширение власти парламента, и образование парламентского правительства, в случае парламентской республики с соответствующим видом исполнительной власти[6].

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Так, в Древней Греции в эпоху Солона и Перикла существовало особое народное собрание, которое следило за действиями Народного

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица...

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

За рубежом важность того, что исполнительную власть необходимо контролировать, так как

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития.

Это имеет место в таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Франция, Словения.

Англосаксонская модель государственного управления...

- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления (глава политико-территориального образования и глава

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления.

Трактовка категории «местное самоуправление» сквозь призму...

Именно по средствам местного самоуправления народом и осуществляется исполнительная власть.

1. Гирке О. Германское общественное право. — М., 1900, стр. 69–80. 2. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы...

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Концепция власти Карла Маркса. Автор: Арьянова Дэма Александровна. Рубрика: Экономика и управление.

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке эффективности деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

История функционирования PR-служб в системе... | Молодой ученый

В рамках данной модели реализуется парламентская республика.

В Венгрии ситуация с развитием PR структур в сфере государственного управления находится в зачаточном по сравнению с вышерассмотренными странами состоянии.

Роль триады элементов коллегиального государственного...

орган, система сдержек, государственное управление, коллегиальное государственное управление, элемент, противовес, местное самоуправление, коллегиальный орган, государственная власть, гражданское общество.

Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм»

государственной власти, в которой структура, полномочия парламента, его роль

В-третьих, это еще и расширение власти парламента, и образование парламентского правительства, в случае парламентской республики с соответствующим видом исполнительной власти[6].

Зарубежный опыт осуществления парламентского контроля

За рубежом важность того, что исполнительную власть необходимо контролировать, так как

Парламентский контроль присущ всем государствам, не зависимо от уровня их развития.

Это имеет место в таких странах, как Греция, Италия, Португалия, Франция, Словения.

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Так, в Древней Греции в эпоху Солона и Перикла существовало особое народное собрание, которое следило за действиями Народного

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица...

Трактовка категории «местное самоуправление» сквозь призму...

Именно по средствам местного самоуправления народом и осуществляется исполнительная власть.

1. Гирке О. Германское общественное право. — М., 1900, стр. 69–80. 2. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы...

Англосаксонская модель государственного управления...

- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления (глава политико-территориального образования и глава

Региональная модель и перспектива развития Территориального общественного самоуправления.

Концепция власти Карла Маркса | Статья в журнале...

Концепция власти Карла Маркса. Автор: Арьянова Дэма Александровна. Рубрика: Экономика и управление.

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке эффективности деятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

История функционирования PR-служб в системе... | Молодой ученый

В рамках данной модели реализуется парламентская республика.

В Венгрии ситуация с развитием PR структур в сфере государственного управления находится в зачаточном по сравнению с вышерассмотренными странами состоянии.

Задать вопрос