Библиографическое описание:

Власов Д. А. Методологические аспекты принятия решений // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 760-763.



 

В центре внимания статьи — современная методология процесса принятия решений, востребованная в XXI веке по причине использования количественных методов и информационных технологий. Представлены отличительные особенности процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска. Перечислены учебные темы дисциплины «Методы принятия управленческих решений», направленной на формирование универсальных компетенций выпускника высшего учебного заведения РФ.

Ключевые слова: принятие решений, критерий, система критериев, полнота, действенность, разложимость, неизбыточность, оптимальность, риск, прикладная направленность.

 

Процесс принятия решений связан с ежедневной деятельностью человека, это необходимая часть его осознанного существования. Некоторые решения, чаще всего «простые», мы принимаем быстро и легко, автоматически; в более сложных, многоаспектных и ответственных ситуациях мы вынуждены обращаться за помощью, например, к своим друзьям, близким и дальним родственникам, коллегам, экспертам, отечественной и зарубежной литературе, Internetc целью подтверждения или опровержения своего решения, уточнения возможных последствий его принятия. Множество решений, принимаемых в единицу времени, обосновывается и в последующем, получает реализацию с разной степенью профессионализма (аспекты стоимости, скорости, надежности, устойчивости, адекватности и др.), поэтому спектр принимаемых решений очень широк — от необдуманных до детально разработанных.

Процесс принятия решений в XXI веке приобретает следующие характерные особенности:

          изменение круга решаемых задач и расширение сфер применения;

          возникновение сложных междисциплинарных проблем, ранее не исследованных;

          увеличение числа многокритериальных задач;

          расширение количества сил, интересов, последствий;

          отсутствие абсолютно лучшего решения;

          противоречивость требований к оптимальности решения;

          высокий уровень субъективности оценок.

Принципиальная схема принятия решения состоит из трех процедур: «Процедура генерации возможных альтернатив», «Процедура оценки альтернатив решений», «Процедура выбора лучшего решения». Если отсутствует один из компонентов, проблему принятия решений принято считать непоставленной. В отечественной и зарубежной литературе выделен ряд свойств (требований) к набору критериев оптимальности принимаемого решения [1,9], среди которых выделим полноту, действенность, разложимость, неизбыточность.

Важно, чтобы лицо принимающее решение (ЛПР) четко понимало сущность критериев и зависимость ситуации от их изменений. Логическая последовательность, четкость формулировок и их понимание является условием разработки и защиты собственной позиции по исследуемой проблеме, возможно отличной от других. Действенный критерий способствует выбору лучшей программы действий, расширяет горизонт планирования с учетом всей полноты доступных анализу причинно-следственных связей. В случае использования нескольких критериев оптимальности принимаемого решения возникает естественная необходимость построения соответствующей функции предпочтений. Для многокритериальных задач принятия решений целесообразно применять декомпозицию — попытаться разложить задачу на подзадачи, имеющие меньшее число критериев. Таким образом желательно, чтобы первоначальный набор критериев был разложим. Не менее важным является требование неизбыточности, согласно которому следует исключать дублирующиеся критерии, учитывающие одни и те же черты исследуемой проблемы. Однако при этом важно не нарушить полноту набора рассматриваемых критериев оптимальности принимаемого решения. Коме того набор критериев должен оставаться настолько малым, насколько это представляется возможным. Рост числа критериев при нарушении минимальной размерности системы критериев неизбежно приведет к рассмотрению исследуемой проблемы в существенно более широком плане, чем необходимо. Это может усложнить или даже сделать невозможным последующий анализ.

Существенную роль в формализации процесса принятия решения играет оценка значимости (важности, веса) критерия оптимальности. Из всей совокупности методов, используемых в процессе принятия решений для оценки значимости критериев, наибольший практический интерес приобретает метод оценки существующего и желательного состояния системы. Принципиально возможно деление методов определения значимости приоритетов на три группы (сущность двух групп представим далее).

I. Опора на опыт и знания ЛПР. Составление полного списка критериев (насколько представляется возможным). Возможное сужение списка критериев посредством удаления менее значимых. Возможное расширение списка критериев, ЛПР может его дополнить. Механизм определения значимости каждого критерия оптимальности не формализуется.

II. Метод на основе оценок текущего и желательного состояния объекта по каждому из критериев оптимальности.

Пусть определено пространство критериев — m — мерное Евклидово пространство (m — количество критериев). Рассмотрим два его подпространства и . Будем считать, что . Другими словами, множество является подмножеством, в котором может быть найдено оптимальное решение. В случае координатного, а не интервального задания желаемое состояния задается координатами, подмножество может вырождаться в точку .

Пусть множество  — это совокупность точек того же пространства, определяющих текущее состояние исследуемого объекта. Аналогично, в частном случае множество может быть одноэлементно, т. е. состоять из одной точки .

При описанном выше подходе значимость –го критерия функционально зависит от значений, принимаемых –ым критерием в областях и , которые обозначим соответственно и . Получаем в общем виде, что .

В качестве частного вида функции наиболее широко применимы разность (отношение) и . Их смысл заключается в демонстрации величины, на которую (во сколько раз) следует улучшить положение.

III. Метод на основе оценок текущего и желательного состояния объекта, динамики объекта при нулевых управляющих воздействиях.

Понятие «принятие решений» употребимо в различных научных областях и встречается в нескольких учебных курсах подготовки бакалавра. Прежде всего следует отметить экономику. Именно экономика формирует правила рационального поведения в задачах выбора.

Кроме экономики, необходимо упомянуть когнитивную психологию, в центре внимания которой поведение человека, особенности системы переработки информации; политологию (механизмы принятия лидерами политических решений); исследование операций (общие принципы принятия решений, операционное исследование), теорию систем, теорию искусственного интеллекта.

Остановимся далее на методологии принятия решений в условиях риска. В последовательности принятия решений в условиях риска выделим следующие восемь этапов (таблица 1), вписывающихся в общую схему процесса принятия решения («Формулирование проблемы» — «Анализ настоящего состояния дел» — «Формулирование цели» — «Анализ возможных причин нежелательной ситуации» — «Выбор основной причины критической ситуации» — «Определение альтернативных решений» — «Анализ альтернативных решений» — «Принятие решения» — «Составление плана действий»).

 

Таблица 1

Сущность этапа

Номер этапа

Название этапа

Этапы оценки риска

  1.               

Идентификация риска.

  1.               

Оценка вероятностей проявления неблагоприятных событий и условий деятельности.

  1.               

Определение структуры возможного ущерба.

  1.               

Построение закона распределения ущерба.

  1.               

Определение количественных характеристик меры риска.

Этапы управления риском

  1.               

Определение возможных методов воздействия на риск и оценка их эффективности.

  1.               

Формирование рационального состава мер.

  1.               

Контроль результатов.

 

Управление и принятие решений в любой предметной области требует от ЛПР существенно больше, чем знание самой предметной области. Необходимо знание специальных инструментов, позволяющих выбрать оптимальную допустимую политику и количественно обосновать оптимальность принимаемого решения. Важная методическая особенность дисциплины «Методы принятия управленческих решений», читаемой автором в РЭУ им. Г. В. Плеханова заключается в выраженной прикладной направленности этой учебной дисциплины [2,3], целью которой является формирование универсальных компетенций выпускника высшего учебного заведения Российской Федерации, например:

          способность к творческому применению качественных и количественных методов в зависимости от типа исследовательской задачи;

          умение работать с междисциплинарными проблемами;

          умение вести диалог, представлять собственную позицию, владение искусством убеждения;

          умение вести совместную работу со специалистами-практиками при разработке и реализации решений и др.

Среди тем учебной дисциплины «Методы принятия управленческих решений» такие как:

          «Вероятностно-статистические методы описаниянеопределенностей в теории принятия решений»,

          «Методика ценообразованияна основе теории нечетких множеств»,

          «Математическое программирование»,

          «Принятие решений в условиях риска на основе теоретико-игровых моделей»,

          «Эконометрические методы принятия решений в контроллинге»,

          «Принятие решений в условиях инфляции»,

          «Принятие решений на основе демографических моделей» и др.

Используемые в учебном процессе технология проектирования образовательной траектории студента и кейс-технология направлена на освоение методологии принятия решений и подразумевает активное участие студентов в учебной имитации процесса принятия решений с учетом передовых достижений в области математики, психологии, экономики, политологии, искусственного интеллекта, теории организации, информационных технологий.

 

Литература:

 

  1.    Власов Д. А., Монахов В. М., Монахов Н. В. Математические модели и методы внутримодельных исследований. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007–345 с.
  2.    Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра // Преподаватель XXI век. 2013 Т. 1. № 1. С. 71–79
  3.    Власов Д. А., Синчуков А. В. Стратегия развития методической системы математической подготовки бакалавров // Наука и школа. 2012. Т 5. № 5. С. 61–65
  4.    Зайцев М. Г. Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы. М.: Дело, 2015–640 с.
  5.    Колбин В. В. Математические методы коллективного принятия решений. Учебное пособие. СПб.: Лань, 2015–256 с.
  6.    Микони С. В. Теория принятия управленческих решений. Учебное пособие. СПб.: Лань, 2015–448 с.
  7.    Пантина И. В., Синчуков А. В. Вычислительная математика: учебник. М.: МФПУ «Синергия», 2012–176 с.
  8.    Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети. Пер.с анг. М.: УРСС, 2015–360 с.
  9.    Тихомиров Н. П., Тихомирова Т. М. Риск — анализ в экономике. М.: Экономика, 2010–320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle